Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Аудит
19.03.2021 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отчет Аудиторской палаты

Внесены изменения в требования, предъявляемые к отчету Аудиторской палаты (АП) о ее деятельности.

Изменения предусмотрены постановлением Минфина от 14.01.2021 № 6 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 6) вступившим в силу с 20.02.2021.

Требования к отчету АП о ее деятельности установлены Инструкцией о требованиях к отчету Аудиторской палаты о ее деятельности, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 56 (далее – Инструкция № 56). Документ, как и сама АП, достаточно «молодой», многие изменения связаны, в частности, с нарабатываемой правоприменительной практикой, некоторые носят технический характер.

Аудиторские организации и аудиторы-ИП имеют право осуществлять аудиторскую деятельность с даты включения сведений о них в аудиторский реестр (ч. 1 п. 2, п. 4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З)). Такие сведения включаются АП в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве ИП, в ее члены (ч. 2 п. 8 ст. 6 Закона № 56-З). Поскольку данное требование начало действовать с 01.01.2020, то информация была сформирована по тем, кто уже функционировал на рынке аудиторских услуг.

После указанной даты происходило движение в составе членов АП как на включение, так и на исключение. Поэтому из подп. 4.4 п. 4 Инструкции № 56 в разделе «Членство в Аудиторской палате и аудиторский реестр» исключен текст «об изменении численности членов АП в отчетном году», а также добавлена информация о количестве отказов во включении в члены АП с указанием оснований таких отказов.

Основаниями для принятия правлением АП решения об отказе во включении аудиторской организации, аудитора-ИП в члены АП являются (подп. 4.9 п. 4 Устава АП (текст размещен на сайте АП)):

  • несоответствие аудиторской организации хотя бы одному из требований, установленных абз. 2 и 3 ч. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 56-З;
  • несоответствие аудитора-ИП требованию, установленному абз. 2 ч. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 56-З.

Принятие правлением АП решения об отказе во включении в члены АП в отношении иных лиц возможно по следующим основаниям:

 – наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий – в отношении физических лиц, претендующих на вступление в члены АП;

– наличие непогашенной задолженности перед бюджетом, возникшей в результате применения к организации мер ответственности за совершение преступлений против интересов собственности и порядка осуществления экономической деятельности; – нахождение на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) – в отношении физических лиц, претендующих на вступление в члены АП.

По мнению автора, заслуживают внимания изменения подп. 4.9 п. 4 Инструкции № 56. Ранее требовалось в заключении отчета АП о ее деятельности раскрывать информацию о планируемых данным органом дальнейших направлениях деятельности и путях реализации поставленных задач. Постановлением № 6 регламентировано, что в заключении отчета АП о ее деятельности раскрывается информация о планируемой стратегии развития деятельности АП и мероприятиях по ее реализации.

Стратегия — это определение основных долгосрочных целей, курса действия и распределения ресурсов.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 56-З государственное регулирование аудиторской деятельности в РБ осуществляется Президентом, Совмином, Нацбанком, Минфином. Ни одним из указанных органов никакой стратегии за весь период функционирования рынка аудиторских услуг в РБ предложено не было. У наших ближайших соседей и союзников в рамках договора ЭАЭС – РФ, такой документ разработан и утвержден Минфином.

По мнению автора, целесообразно и в РБ разработать стратегию развития сначала на уровне регулятора, а затем уже – на уровне АП.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений