$

2.0391 руб.

2.2758 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Мнение специалиста

От зубной щетки до здания. Все это выпускает необычный резидент ПВТ

26.07.2019
От зубной щетки до здания. Все это выпускает необычный резидент ПВТ
Олег Кондрашов

Мы привыкли, что Парк высоких технологий – это, в основном, разработчики программного обеспечения. Но компания EnCata воплощает в реальность вполне материальные товары – от зубных щеток до зданий и высокоточного медицинского оборудования. И они успешно продаются по всему миру.

EnCata – инженерный катализатор, площадка, в рамках которой на основе идеи появляются прототип любого изделия и технология его производства. Необычная белорусская компания успешно конкурирует за свою долю мирового рынка научных разработок, растет, развивается. А ее руководство верит: один из главных секретов успеха – то, что она работает именно в нашей стране.

Основатель и руководитель EnCata Олег Кондрашов рассказал «ЭГ» много интересного о своем высокотехнологичном бизнесе.

Олег, чем занимается ваша компания?

– Мы разрабатываем технологии, доводим идею до серийного производства. По сути, процесс внедрения в производство – это как мост между наукой и жизнью. Этим и занимаемся.

Как вы пришли к такой модели бизнеса, с чего начинали?

– Я физик по образованию. Придумал устройство по заправке карт­риджей и на основе этой идеи открыл свой бизнес еще на втором курсе вуза.

Компания стала быстро расти – мое оборудование заправляло карт­риджи качественнее и быстрее, чем импортные аналоги. Мы увидели, что можем производить и продавать такие устройства – так появилось производство оборудования. Это был первый близкий к нынешней биз­нес-модели опыт.

Потом посмотрели, что такие прин­ципы можно использовать и в отношении других вещей. Например, фильтро-вентиляционных агрегатов для очистки воздуха.

Но мы могли конкурировать только за заказы с большей стоимостью и длительным сроком поставки – которые выполняются, например, в США. И у нас было всего 2 месяца, чтобы успеть разработать изделие, изготовить его и отгрузить. И ничего не оставалось, кроме как найти методику, чтобы за время, равное сроку доставки сложного оборудования из США сюда, успеть разработать и изготовить его аналог. Мы развили вот такую уникальную компетенцию – на это ушло порядка трех-четырех лет.

Конкурировать на рынках готовой продукции с крупными корпорациями тяжело, зато мы умеем разрабатывать и запускать производство. Мы подумали, а почему бы нам не заниматься конкретно этой деятельностью…

Продукты по конвейеру

Что вы уже запустили в производство?

– Каждый месяц стартуют порядка пяти-семи проектов – настоящий конвейер. У нас есть конструкторское бюро и площадка, которая используется для изготовления прототипа и первой серийной партии. Потом мы отдаем заказчику полный пакет документов, и он уже запускает продукт в серию.

Кто является вашими заказчиками? Для кого вы уже делали разработки и что это за продукты?

– У нас множество партнеров в США, России, ЕС… С круп­ными корпорациями стараемся не работать, в основном это стартапы.

Если говорить о продуктах – их уже очень много. Вот сейчас доделываем устройство для пациентов с инсультом. Оно уже спасло немало жизней. Делали различную технику для операционных. Еще создали специальную капсулу, в которой человек погружается в глубокий сон на 20 минут и просыпается пол­ностью отдохнувшим.

Например, мы создали это здание, в котором находимся.

Сейчас запускаем завод (в парке «Великий Ка­мень»). Он станет производить такие сооружения – «высокотехнологичные ангары».

Процесс строительства подобных конструкций занимает пару месяцев, и они, с формальной точки зрения, зданиями не являются. Это своего рода армейская палатка, не требующая согласований. Мы разработали всю техническую начинку, которая будет поддерживать жизнедеятельность зда­ния. Сооружение легко собирается и быстро разбирается в случае необходимости.

Созданные вами товары уже продаются на рынках под брендами других компаний. Не обидно, что вас не знают и вы остаетесь в стороне?

– Мы выполняем свою задачу – разработка и запуск в производство. За этот сервис нам платят. Поэтому все честно.

Вы можете от каких-то заказов отказаться?

– Да, конечно. Мы не делаем того, что не соответствует нашим принципам.

Кайдзен, философия Toyota  и коллективный разум

Как в Беларуси удалось по­строить такой сложный науко­емкий бизнес? Это действительно ни на что не похоже. Как вы к этому пришли?

– Все процессы мы отрабатывали. Это был пятилетний непрерывный труд. Нам нравится философия кайдзен – непрерывное совершенствование. По чуть-чуть каждый день меняемся к лучшему.

Мы взяли за основу идеологию работы корпорации Toyota. Переработали ее, добавив еще три концепции. Во-первых, это ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Во-вторых, «Теория жизненных циклов корпораций» Ицхака Адизеса. В-третьих, от «Хорошего к великому» Д. Коллинза.

К нам уже обращались с вопросом, можем ли мы запускать такие же процессы на других предприятиях. И мы стали заниматься консалтингом по внедрению похожих процессов. У нас есть корпоративная школа, где могут ответить на любые практические вопросы и проходят обучение. Мы делаем даже экскурсии по нашему предприятию по запросу других фирм.

Как вы разделяете служебные функции?

– У нас линейная система, иерархии нет. Фактически, здесь всего три уровня – работник, руководитель отдела, и директор.

Как получается контролировать и мотивировать работу сотрудников в таком сложном бизнесе? Есть ли специальные требования для штатных работников?

– Используем специальное про­граммное обеспечение, которое определяет задачи для каждого. И инициатива поощряется: за каждое внедренное предложение о совершенствовании процессов и изделий сотруднику начисляется премия. Вся наша работа – это своего рода коллективный разум.

Как получается закрыть «кад­ровый голод»?

– У нас его практически нет. Мы часто берем людей по философским параметрам, чтобы человек подходил нам по духу. А уже научить его быть специалистом и вырастить – это вторая задача. У нас есть поговорка в компании: проще из человека сделать сотрудника, чем из сотрудника – человека.

А что вы не приветствуете в людях?

– Лень.

Где находите деньги для развития?

– Сами постоянно инвестируем в развитие почти все, что зарабатываем. Мы не сторонники накоплений.

В чем, вы полагаете, секрет успеха вашей компании?

– В Беларуси много инженеров, у нас большой научный генофонд. В других странах такие люди в дефиците. А для нас эта задача просто решается. В общем-то, стандартная история, как и у других белорусских высокотехнологичных компаний.

Да и без ложной скромности могу сказать, что у нас – одна из лучших стран для жизни и работы. Здесь безопасно, много образованных и культурных людей, есть квалифицированные кадры. Все, что необходимо для работы. Что касается налоговых и других льгот, которые у нас есть как у резидента ПВТ – их тоже в мире не очень дают.

Следуй за мечтой…В бомбоубежище

У EnCata есть еще одно интересное направление – MakeIT Center. На территории бывшего бомбоубежища создана площадка для желающих попробовать себя в разработке соб­ственного продукта и реализовать свою идею. Если для этого вам не хватает помещения, оборудования и даже некоторых навыков, все это предоставит EnCata.

Территория бункера буквально напичкана всем, что может помочь начинающему предпринимателю и инженеру. Дорогостоящие высокоточные станки – от 3D-принтера и мебельного оборудования до лазеров. За совсем небольшую плату – пару долларов в час. При необходимости предоставляются консультации и помощь специалистов катализатора. Все это действительно может превращать мечты в материальные вещи. Здесь уже создано немало успешных стартапов и готовых продуктов.

А что значит для компании другая площадка для развития, Hardware Start Up?

– Сегодня этот проект убыточен. Здесь мы не ставим цели заработать. Это помощь инженерам. Мы инвестировали средства в эту площадку, чтобы помочь людям со своими идеями доказать, что все реально.

К сожалению, не все понимают смысл этого проекта. Писали, что мы хотим воровать идеи и тому подобное. Идеи, может, и можно своровать, но как их воплотить… У нас есть поговорка: идеи стоят 5 долларов за пучок. Да они не стоят ничего! Даже если у тебя есть мегакрутая идея, воплотить ее в сотню раз сложнее, чем придумать.

Какой вы видите EnCata через 5 лет?

– Это очень сложный вопрос. Существует два вида компаний. Одни ставят цели и постоянно о них говорят. А есть бизнесы, где у команды есть понимание – vision, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы этого достичь и сформировать подобное видение у каждого сотрудника, нужно хорошо потрудиться.

Автор публикации: Беседовала Алена Ландырь


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы