От своего имени – не значит в свою пользу. Владелец и застройщик умер, а доверительный управляющий – не собственник
Человек скончался. Наследники пытаются дооформить документы на начатую им реконструкцию объекта недвижимости и перевести площади в жилой фонд. Рассмотрим реальную конфликтную ситуацию, которая развернулась вокруг таких обстоятельств.
Гражданин N умер. При жизни согласно решению Мингорисполкома, заключению государственной строительной экспертизы, заключению Комитета архитектуры и градостроительства он был определен заказчиком по объекту строительства.
Супруга и единственная наследница умершего заказчика является выгодоприобретателем по договору доверительного управления наследным имуществом (далее – договор доверительного управления), где вверителем выступает нотариус. Сама она не готова в силу возраста и состояния здоровья полностью вести деятельность по оформлению необходимых документов.
Конфликтная ситуация. Инспекция Департамента по контролю и надзору за строительством (далее – Инспекция, ИДКНС) отказала доверительному управляющему в выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ (далее – СМР) по этому объекту строительства на его имя, не усмотрев правовых оснований в выдаче такого разрешения.
Инспекция обосновывает свою позицию тем, что доверительный управляющий не является заказчиком в строительной деятельности (абз. 11 ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Доверительный управляющий обратился с жалобой на отказ в осуществлении административной процедуры.
В своей жалобе доверительный управляющий указал, что в соответствии с подп. 9.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее – перечень), утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», выдача разрешения на производство СМР осуществляется ИДКНС по заявлению заинтересованного лица на основании согласованной проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 1 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З) административная процедура – это действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица. Заинтересованное лицо – это гражданин Республики Беларусь, обратившийся (обращающийся) за осуществлением административной процедуры. Заявление заинтересованного лица – это обращение заинтересованного лица в письменной, устной либо электронной форме в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры.
В соответствии со ст. 895 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя.
В соответствии со ст. 903 ГК доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством или договором доверительного управления, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.
На основании вышеизложенного доверительный управляющий сделал вывод, что документы для получения разрешения на производство СМР представлены согласно действующему законодательству и в полном объеме, а значит, основания для отказа в осуществлении административной процедуры отсутствуют.
При рассмотрении административной жалобы вышестоящей организацией административное решение ИДКНС оставлено без изменения, а административная жалоба – без удовлетворения.
Доверительному управляющему были даны следующие разъяснения.
Правовые основания выдачи разрешения на производство СМР физическому лицу определены ст. 25 Закона № 433-З: уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры, если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства.
Поскольку заказчиком определен умерший гражданин N, а после его смерти его права и обязанности унаследовала супруга, то она единственная имеет право получить разрешение на производство СМР как новый заказчик.
Эту позицию поддержал Мингорисполком, указав, что не усматривает оснований для внесения изменений в свое решение в части определения в качестве нового заказчика наследницы первоначального заказчика (на основании вступления в права наследования новым заказчиком).
Таким образом, в соответствии с договором доверительного управления доверительный управляющий действительно действует от своего имени, может подать заявление на получение разрешения на производство СМР в ИКДНС, но разрешение будет выдано на имя выгодополучателя по указанному договору – на имя наследницы умершего заказчика.
При подаче в уполномоченный орган заявления на выдачу разрешения на строительство доверительный управляющий должен указать правовые основания подачи им такого заявления – договор доверительного управления наследственным имуществом, а также указать в качестве лица, получающего разрешение на производство СМР, выгодополучателя, в интересах которого он действует.