$

2.5670 руб.

3.0586 руб.

Р (100)

3.3976 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

ВЭД

От IT до электробусов: как в Минске налаживают торговлю с Великобританией

13.03.2020

В столице прошел двухдневный бизнес-форум «Белорус­с­ко-британский сезон – 2020», на котором обсуждались возможности экономического и делового сотрудничества наших стран. В мероприятии приняли участие более 120 предпринимателей с обеих сторон.

 

Активизировать торговые отношения

В 2019 году товарооборот между Беларусью и Великобританией сократился на 23,1% по сравнению с 2018 годом и составил 2601,2 млн USD. Экспорт снизился на 24,6% – до 2312,9 млн USD, импорт уменьшился на 8% – до 288,3 млн USD. В связи с сокращением поставок нефтепродуктов из Беларуси в 2020 году можно ожидать дальнейшего снижения товарооборота. 

* * *

Лиса ТамвудНесмотря на всю сложность ситуации, заместитель главы миссии посольства Великобритании в Беларуси Лиса Тамвуд в качестве позитивного фактора назвала рост белорусского частного сектора. Желание простимулировать наши предприятия активнее сотрудничать с британскими компаниями – одна из целей бизнес-форума.

Что мешает белорусам динамично выходить на рынок Соединенного Королевства? В том числе и то, что многие британские компании просто не знают о существовании Беларуси и ее возможностях.

Сегодня Великобритания особенно заинтересована в быстрорастущем белорусском IT-секторе, а также в таких проектах, как, например, производство электробусов.

* * *

Владимир УлаховичСоединенное Королевство является нашим крупным торговым и экономическим партнером, напомнил председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.

– Конечно, наши традиционные товарные позиции – продукция нефтехимии, удобрения, металлургия, но есть и новые ниши, они связаны с передовыми технологиями, – подчеркнул он.

Сделка «Белкоммунмаша» по производству электробусов – долго­срочный проект, предполагающий, что британские партнеры откроют центр разработок электротехнологий в индустриальном парке «Великий камень».

Уже два года предприятия концерна «Беллесбумпром» участвуют в выставке в Бирмингеме.

– В 2019 году мы получили приглашение от организаторов стать страной – почетным гостем. В октябре будем участвовать в крупнейшей выставке по деревообработке и мебельной промышленности. Это увеличит наш товарооборот, – сообщил Владимир Улахович.

* * *

Майк Кинг, главный операционный директор, начальник отдела инвестиций по региону Восточной и Центральной Азии генерального консульства Великобритании в Стамбуле (Министерство внешней торговли) в комментарии для «ЭГ» отметил, что после брексита главным для правительства Соединенного Королевства является увеличение торговли с другими странами.

В приоритете интересов в Беларуси два сектора – IT и сельское хозяйство, так как сами британцы входят в число мировых лидеров в этих сферах. Уже налажено партнерство с большим количеством сельскохозяйственных компаний в Восточной Европе, сейчас изучаются возможности такого сотрудничества и в Беларуси. В частности, с применением IT-технологий, которые помогли бы улучшить производительность сельскохозяйственного сектора.

Британский эксперт также отметил: «Мы помогаем белорусским компаниям открыть у нас офисы, при этом они сохраняют офисы в Беларуси, но могут пользоваться возможностями британских венчурных компаний, которые предлагают возможности для расширения бизнеса».  

Касаясь IT-компаний, он подчерк­нул, что в Соединенном Королевстве для них предоставляются бесплатные офисы, гранты на исследования и развитие. Также их связывают с потенциальными партнерами.

 

Выйти на европейский рынок. В чем проблема?

Владимир Линев, генеральный директор одного из крупнейших отечественных экспортеров – инновационного высокотехнологичного предприятия «АДАНИ», работающего в сфере обеспечения безопасности, здравоохранения и научного приборостроения, отвечая на вопросы «ЭГ», отметил, что белорусским компаниям очень сложно найти свою нишу за рубежом из-за перенасыщенности мирового рынка и огромной конкуренции.

Без значительных финансовых вливаний вывести товар на рынок практически невозможно. Лучше всего «подключаться к паровозу» зарубежной корпорации, быть в рамках крупной структуры. Однако такие компании, как правило, очень закрыты.

Поэтому можно иметь уникальный продукт, но он не будет никем востребован.

По результатам проведенного компанией Deloitte анализа эффективности разработок новых продуктов в более чем двух тысячах компаний выяснилось, что 96% из них неуспешны. При этом суммы инвестиций в них превышают 500 млрд USD. В таких условиях успех стартапа практически аналогичен шансу выигрыша в казино. 

На западных рынках пользуются наиболее высоким спросом инновации в медицине и в области безопасности. Однако и здесь есть свои сложности.

– Это социальные сферы, и любое государство пытается инвестировать в их развитие, – заметил В. Линев. – Это еще и политика – поддержка избирателей и т.д.

Работа в области медицинских технологий связана с жесткой сертификацией продукта. Помимо того, чтобы он был востребован, нужно еще рассчитать вложения, получить знак качества и все сертификаты. Это и дорого, и долго; маленьким командам чаще всего не под силу. Стартапы, которые проходят этапы второго и третьего финансирования, сталкиваются с этой проблемой.

Бизнесмен уверен, что сегодня работает то, о чем говорит весь мир: инновации должны создаваться с учетом потенциального пользователя, решения какой-либо его проблемы. Только тогда у продукта есть шанс на успех.

 

Чем торговать и что мешает

Почему британским компаниям сложно сотрудничать с Беларусью?

Лина ВетоваЛина Ветова, советник по двусторонним торговым отношениям со странами Европы и Центральной Азии, Лондонская штаб-квартира (Министерство внешней торговли Великобритании), отметила в ком­ментарии «ЭГ», что британские компании сегодня могут сотрудничать с Беларусью в трех направлениях:

– электротранспорт, зарядные станции и другие элементы инфра­структуры для него;

– медицинское оборудование;

– сельхозтехника и добавки для кормов и растений.

Однако представители британского бизнеса постоянно сталкиваются в Беларуси с трудностями при налаживании контактов с госпредприятиями и госорганами. При этом зачастую игнорируются их обращения и официальные письма.

По словам советника по торговым и экономическим вопросам посольства Великобритании в Минске Инессы Полторан, большой проб­лемой является также незнание языка.

В частности, не так давно у одной британской компании не получилось закупить в Беларуси партию ткани из-за того, что она просто не смогла получить ответы на свои вопросы.

 

Минский электробус на пути к английскому Ковентри

Осенью этого года первый британско-белорусский электробус будет представлен на выставке EURO BUS EXPO. Заместитель главного кон­структора компании «Белкоммунмаш» Сергей Чистов рассказал, что электробус, разработанный совмест­но с британской компанией CAD CAM Automotive на основе кузова «Белкоммунмаша», станет первым образцом, выпущенным совместным предприятием Wave Industries в английском Ковентри.

В свою очередь директор по маркетингу и продажам CAD CAM Automotive/Wave Industries Томас Эштон проинформировал, что планируется дальнейшее сотрудничест­во с «Белкоммунмашем», одной из важных тем которого станет инновационное развитие и снижение веса конечного продукта.

Работать над этим будут в обеих странах, в частности, над созданием различного вида грузового электро­транспорта.

По его словам, транспорт, который будет производиться на территории Беларуси, планируется реализовывать в России и странах бывшего СССР, а выпущенный в Великобритании – на рынке Британского со­дружества и европейском.

В долгосрочной перспективе, по словам Томаса Эштона, к работе могут подключиться и другие производители. Например, БелАЗ.

Как известно, ранее на выставке Coach and Bus UK в Бирмингеме был представлен белорусский электробус модели E4200P. Представитель мэрии Ноттингема Ричард Уэллингс сообщил, что в ближайшее время, после завершения сертификации зарядного оборудования, в городе начнутся его опытные трехмесячные испытания.  

Если они пройдут успешно, можно будет начинать переговоры о продаже электробусов в Великобритании. Он подчеркнул, что согласно требованиям законодательства (в Велико­британии введен запрет на производство транспорта с двигателями внутреннего сгорания до 2032 года) через два-три года круп­ным операторам придется решать во­просы замены флота на электробусы. Поэтому проблем с продажами, по его словам, не будет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Алевтина СНЕЖИНА


***