Смета как обязательная часть проектной документации
С 1 октября 2019 года сметы становятся обязательной частью любой проектной документации – рассказывает Максим Лашкевич, партнер юридической компании «ГРАТА Интернэшнл БиУай».
С 01.10.2019 вступает в силу изменение № 7 к ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утв. постановлением Минстройархитектуры от 25.07.2019 № 43.
До указанной даты сметная документация являлась обязательной частью проектной документации для строительства только для объектов бюджетного финансирования или в случае дачи заказчиком задания проектировщику.
В соответствии с п. 17 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791, заявитель в случаях, предусмотренных законодательством, представляет в обязательном порядке на государственную экспертизу документацию, соответствующую установленным требованиям к составу и содержанию.
Аналогично, в подп. 3.8 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юрлиц и ИП, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, для получения заключения экспертизы предусмотрено предоставление документации, соответствующей установленным законодательством требованиям к ее составу и содержанию, с необходимыми согласованиями заказчика и заинтересованных организаций.
Указанный выше ТНПА устанавливает обязательные требования к составу проектной документации, в зависимости от вида строительства и вида объекта строительства. Соответственно, для прохождения экспертизы представляется именно та документация, которая названа в ТКП. Без заключения экспертизы невозможно осуществление строительства.
В большинстве случаев для объектов, финансируемых не из бюджета, а за счет собственных средств юрлиц и физлиц, сметная документация, подготавливаемая на основании данных о стоимости объектов-аналогов (т.н. «по сборникам»), не заказывалась. Основной причиной игнорирования ее наличия являлось то, что подрядные организации не были готовы выполнять работы по ценам, определенным на основании смет. В какой-то момент цены из смет были ниже сформировавшихся на рынке, затем, напротив, стали выше. Заказчики не желают вникать в столь подробную документацию, желая видеть укрупненное предложение подрядчика (например, 8 рублей за 1 м2 штукатурных работ, без деталей, сколько сетки и дюбелей потребуется). Такое положение позволяло заказчикам экономить денежные средства на разработку ненужной им документации. Органы государственной экспертизы, в свою очередь, даже при наличии смет, разработанных в отношении объекта, финансируемого не за счет средств бюджета, не принимали их в составе прочей документации. Это позволяло сэкономить время на процедуру экспертизы.
После вступления изменения в силу сметная документация станет неотъемлемой частью проекта независимо от источника финансирования строительства объекта и отношения заказчика к их наличию.
Пока не ясно, как будет решаться на практике вопрос определения государственной экспертизой полноты состава представляемой проектной документации и необходимости предоставления смет – исходя из требований, действующих на момент подачи документации, или на момент подписания договора подряда на выполнение проектных работ и задания на проектирование. Полагаем, что определяющим будет все-таки момент заключения договора.