Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9875
EUR:
3.4821
RUB:
3.6955
BTC:
112,213.00 $
Золото:
335.22
Серебро:
3.89
Платина:
132.17
Назад
Юридическим лицам
29.06.2019 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности учета хозяйственных операций у индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель (ИП) с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты НДС осуществляет розничную торговлю. Какие документы для учета хозяйственных операций и отчетности должен применять ИП?

В соответствии с п. 1 ст. 333 НК1 применяющие УСН индивидуальные предприниматели вправе, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 333 НК, с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов при УСН).

ИП с УСН, воспользовавшийся правом вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, обязан заполнять книгу учета доходов и расходов при УСН по форме согласно Приложению 1 к постановлению № 4/1/1/12  в соответствии с порядком, установленным Инструкцией № 4/1/1/13.

Ведение книги учета доходов и расходов при УСН не освобождает ИП с УСН от обязанности составления и хранения первичных учетных документов.

Первичные учетные документы составляются в соответствии с требованиями установленными пп. 6-12 Инструкции № 53.

Документом, подтверждающим факт совершения плательщиком хозяйственной операции, является первичный учетный документ, иной документ, подтверждающий ее совершение (п. 6 Инструкции № 5).

Первичные учетные документы, принимаемые к учету ИП с УСН, должны содержать следующие обязательные сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления.

Иные документы, подтверждающие, совершение хозяйственных операций, принимаемые к учету, должны содержать следующие обязательные сведения:

– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

– дату составления документа;

–оценку совершенной хозяйственной операции в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях.

ПУД могут содержать дополнительные сведения, не являющиеся обязательными.

К документам, подтверждающим совершение хозяйственных операций у ИП, относятся:

ПУД, включенные в Перечень № 3605;

выписки по текущему (расчетному) банковскому счету;

счета за проживание в гостинице, кемпинге и в иных аналогичных местах для проживания;

документы, содержащие данные о продажах, полученных посредством системы контроля кассового оборудования (далее - СККО) и (или) системы контроля торговых автоматов (далее - СКТА);

суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты);

отчеты поставщика по отпуску топлива;

авансовые отчеты и приложенные к ним платежные документы;

платежные ордера банка-эквайера на перечисление списанных с карт-счетов покупателей денежных средств;

квитанция (иной документ) о почтовом денежном переводе, выдаваемая оператором почтовой связи;

квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов;

расчет, составленный в случаях, требующих проведения дополнительных расчетов для отражения хозяйственной операции в учете (определение первоначальной стоимости основных средств, определение положительных и отрицательных разниц и иные аналогичные случаи);

иные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций.

Если ИП приобретает товары (работы, услуги) за пределами территории РБ, то первичным учетным документом является документ, выписанный поставщиком товаров (работ, услуг).

В случае, когда ИП приобретает товары, сырье, материалы у физических лиц, не являющихся ИП, в качестве ПУД применяется акт закупки товаров, сырья, материалов по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 5.

 

Внимание ИП! Принимаемый к учету документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, составляется либо при ее совершении, либо непосредственно после ее совершения. Не составленный вовремя ПУД ведет к не отражению  (несвоевременному отражению) хозяйственной операции в учете, что в свою очередь может привести к неуплате (несвоевременной уплате) налогов.

 

ИП, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с порядком, установленном Инструкцией №1176, ИП осуществляет оформление первичных учетных документов по приходным и расходным кассовым операциям:

- квитанции о приеме наличных денежных средств, приходные ордера, другие приходные документы, расходные ордера, платежная ведомость (п. 32, 37, 45 Инструкции № 117);

Справочно. ИП вправе составить платежную ведомость в произвольной форме, в которой должны содержаться обязательные реквизиты для ПУД  (п. 6, ч. 3 п. 90 Инструкции № 5).

- по решению ИП – журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в наличных белорусских рублях ведется по форме согласно приложению 1 либо приложению 2 к Инструкции № 117, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в наличной иностранной валюте - по форме согласно приложению 3 либо приложению 4 к Инструкции № 117 (п. 45 Инструкции № 117)

ИП вправе не вести:

– книгу учета принятых и выданных наличных белорусских рублей юридическим лицом, подразделением (п. 49 Инструкции № 117);

– кассовую книгу (абз. 5 ч. 3 п. 60 Инструкции № 117).

 

ИП, применяющие УСН без уплаты НДС и ведением книги учета доходов и расходов при УСН, не ведут (ч. 4 п. 13 Инструкции № 5):

– книгу учета основных средств по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 5;

– книгу учета нематериальных активов по форме согласно приложению 4;

– книгу учета отдельных предметов в составе оборотных средств по форме согласно приложению 5;

– книгу учета сырья и материалов по форме согласно приложению 6;

– книгу учета товаров (готовой продукции) по форме согласно приложению 7;

– книгу суммового учета товаров по форме согласно приложению 8;

– книгу учета доходов и расходов по форме согласно приложению 9;

– книгу учета сумм налога на добавленную стоимость согласно приложению 11.

 

Согласно п. 2 Инструкции № 5

Действие Инструкции № 5 распространяется на плательщиков применяющих УСН, в случаях, установленных подп. 1.2.1 п. 1 ст. 326 и (или) п. 5 ст. 333 НК (п. 2 Инструкции № 5).

 

Справочно:

Налог при УСН заменяет для ИП с УСН подоходный налог с физических лиц в отношении получаемых этими ИП доходов. При этом сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с ИП, являющимися одновременно:

– физическими лицами - участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;

– супругами, родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в т. ч. усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций (подп. 1.2.1.п.  1 ст. 326 НК).

ИП, имеющие право вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, вместо учета в этой книге вправе с начала налогового периода вести учет доходов и расходов на общих основаниях (п. 5 ст. 333 НК).

 

Следовательно, если ИП применяет УСН и принял решение о ведении учета на общих основаниях (т.е. не в книге учета доходов и расходов при УСН), либо  ИП уплачивает подоходный налог в отношении получаемых этим ИП доходов от коммерческих организаций, в которых он либо его родственники являются учредителями, то учет ИП ведется в соответствии с  Инструкцией № 5 и, соответственно, заполняются книги учета, установленные п. 13 Инструкции № 5, исходя из специфики осуществляемой им деятельности.

При этом такому ИП с УСН дано право не вести учет:

  • основных средств,
  • нематериальных активов,
  • отдельных предметов в составе оборотных средств,
  • сырья и материалов, товаров (готовой продукции).

Таким образом, ИП, применяющий УСН, обязан вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, либо учет на общих основаниях в соответствии с Инструкцией № 5, составлять первичные учетные документы, подтверждающие совершение хозяйственных и кассовых операций.


1Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК)

2Постановление МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, и Белстата от 09.01.2019 № 4/1/1/1 (далее – постановление № 4/1/1/1)

3Инструкция о порядке заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. постановлением № 4/1/1/1 (далее - Инструкция № 4/1/1/1)

4Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов, утв. постановлением МНС от 30.01.2019 № 5 (далее - Инструкция № 5)

5Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360 (далее – Перечень № 360)

6Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Правления Национального банка от 19.03.2019 № 117 (далее- Инструкция №117)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by