Особенности учета хозяйственных операций у индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель (ИП) с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты НДС осуществляет розничную торговлю. Какие документы для учета хозяйственных операций и отчетности должен применять ИП?
В соответствии с п. 1 ст. 333 НК1 применяющие УСН индивидуальные предприниматели вправе, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 333 НК, с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов при УСН).
ИП с УСН, воспользовавшийся правом вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, обязан заполнять книгу учета доходов и расходов при УСН по форме согласно Приложению 1 к постановлению № 4/1/1/12 в соответствии с порядком, установленным Инструкцией № 4/1/1/13.
Ведение книги учета доходов и расходов при УСН не освобождает ИП с УСН от обязанности составления и хранения первичных учетных документов.
Первичные учетные документы составляются в соответствии с требованиями установленными пп. 6-12 Инструкции № 53.
Документом, подтверждающим факт совершения плательщиком хозяйственной операции, является первичный учетный документ, иной документ, подтверждающий ее совершение (п. 6 Инструкции № 5).
Первичные учетные документы, принимаемые к учету ИП с УСН, должны содержать следующие обязательные сведения:
– наименование документа, дату его составления; |
– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции; |
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; |
– фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления. |
Иные документы, подтверждающие, совершение хозяйственных операций, принимаемые к учету, должны содержать следующие обязательные сведения:
– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции; |
– дату составления документа; |
–оценку совершенной хозяйственной операции в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях. |
ПУД могут содержать дополнительные сведения, не являющиеся обязательными.
К документам, подтверждающим совершение хозяйственных операций у ИП, относятся:
ПУД, включенные в Перечень № 3605; |
выписки по текущему (расчетному) банковскому счету; |
счета за проживание в гостинице, кемпинге и в иных аналогичных местах для проживания; |
документы, содержащие данные о продажах, полученных посредством системы контроля кассового оборудования (далее - СККО) и (или) системы контроля торговых автоматов (далее - СКТА); |
суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты); |
отчеты поставщика по отпуску топлива; |
авансовые отчеты и приложенные к ним платежные документы; |
платежные ордера банка-эквайера на перечисление списанных с карт-счетов покупателей денежных средств; |
квитанция (иной документ) о почтовом денежном переводе, выдаваемая оператором почтовой связи; |
квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов; |
расчет, составленный в случаях, требующих проведения дополнительных расчетов для отражения хозяйственной операции в учете (определение первоначальной стоимости основных средств, определение положительных и отрицательных разниц и иные аналогичные случаи); |
иные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций. |
Если ИП приобретает товары (работы, услуги) за пределами территории РБ, то первичным учетным документом является документ, выписанный поставщиком товаров (работ, услуг).
В случае, когда ИП приобретает товары, сырье, материалы у физических лиц, не являющихся ИП, в качестве ПУД применяется акт закупки товаров, сырья, материалов по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 5.
Внимание ИП! Принимаемый к учету документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, составляется либо при ее совершении, либо непосредственно после ее совершения. Не составленный вовремя ПУД ведет к не отражению (несвоевременному отражению) хозяйственной операции в учете, что в свою очередь может привести к неуплате (несвоевременной уплате) налогов.
ИП, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с порядком, установленном Инструкцией №1176, ИП осуществляет оформление первичных учетных документов по приходным и расходным кассовым операциям:
- квитанции о приеме наличных денежных средств, приходные ордера, другие приходные документы, расходные ордера, платежная ведомость (п. 32, 37, 45 Инструкции № 117);
Справочно. ИП вправе составить платежную ведомость в произвольной форме, в которой должны содержаться обязательные реквизиты для ПУД (п. 6, ч. 3 п. 90 Инструкции № 5).
- по решению ИП – журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в наличных белорусских рублях ведется по форме согласно приложению 1 либо приложению 2 к Инструкции № 117, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в наличной иностранной валюте - по форме согласно приложению 3 либо приложению 4 к Инструкции № 117 (п. 45 Инструкции № 117)
ИП вправе не вести:
– книгу учета принятых и выданных наличных белорусских рублей юридическим лицом, подразделением (п. 49 Инструкции № 117);
– кассовую книгу (абз. 5 ч. 3 п. 60 Инструкции № 117).
ИП, применяющие УСН без уплаты НДС и ведением книги учета доходов и расходов при УСН, не ведут (ч. 4 п. 13 Инструкции № 5):
– книгу учета основных средств по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 5;
– книгу учета нематериальных активов по форме согласно приложению 4;
– книгу учета отдельных предметов в составе оборотных средств по форме согласно приложению 5;
– книгу учета сырья и материалов по форме согласно приложению 6;
– книгу учета товаров (готовой продукции) по форме согласно приложению 7;
– книгу суммового учета товаров по форме согласно приложению 8;
– книгу учета доходов и расходов по форме согласно приложению 9;
– книгу учета сумм налога на добавленную стоимость согласно приложению 11.
Согласно п. 2 Инструкции № 5
Действие Инструкции № 5 распространяется на плательщиков применяющих УСН, в случаях, установленных подп. 1.2.1 п. 1 ст. 326 и (или) п. 5 ст. 333 НК (п. 2 Инструкции № 5).
Справочно:
Налог при УСН заменяет для ИП с УСН подоходный налог с физических лиц в отношении получаемых этими ИП доходов. При этом сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с ИП, являющимися одновременно:
– физическими лицами - участниками, собственниками имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;
– супругами, родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в т. ч. усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), - в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций (подп. 1.2.1.п. 1 ст. 326 НК).
ИП, имеющие право вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, вместо учета в этой книге вправе с начала налогового периода вести учет доходов и расходов на общих основаниях (п. 5 ст. 333 НК).
Следовательно, если ИП применяет УСН и принял решение о ведении учета на общих основаниях (т.е. не в книге учета доходов и расходов при УСН), либо ИП уплачивает подоходный налог в отношении получаемых этим ИП доходов от коммерческих организаций, в которых он либо его родственники являются учредителями, то учет ИП ведется в соответствии с Инструкцией № 5 и, соответственно, заполняются книги учета, установленные п. 13 Инструкции № 5, исходя из специфики осуществляемой им деятельности.
При этом такому ИП с УСН дано право не вести учет:
- основных средств,
- нематериальных активов,
- отдельных предметов в составе оборотных средств,
- сырья и материалов, товаров (готовой продукции).
Таким образом, ИП, применяющий УСН, обязан вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, либо учет на общих основаниях в соответствии с Инструкцией № 5, составлять первичные учетные документы, подтверждающие совершение хозяйственных и кассовых операций.
1Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК)
2Постановление МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, и Белстата от 09.01.2019 № 4/1/1/1 (далее – постановление № 4/1/1/1)
3Инструкция о порядке заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. постановлением № 4/1/1/1 (далее - Инструкция № 4/1/1/1)
4Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов, утв. постановлением МНС от 30.01.2019 № 5 (далее - Инструкция № 5)
5Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360 (далее – Перечень № 360)
6Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Правления Национального банка от 19.03.2019 № 117 (далее- Инструкция №117)