Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
13.01.2017 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности таможенного оформления контейнерных перевозок

Контейнерные перевозки грузов – один из самых удобных и надежных способов доставки грузов. Их преимущества очевидны: при перевозке в контейнере груз наиболее надежно защищен от возможных повреждений, возникающих при ударах, столкновениях, а также при перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой. Рассмотрим особенности ввоза и использования на территории стран – участниц Евразийского экономического союза контейнеров, предназначенных для международной перевозки грузов.

Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который:

1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта;

2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов;

3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств;

4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

В международных перевозках используются следующие виды контейнеров:

– на железной дороге – среднетоннажные универсальные контейнеры, 3- и 5-тонные. При перевозках автомобилем такие контейнеры ставят на пол кузова (специализированных автоконтейнеровозов для них не существует);

– контейнеры, изготовленные по стандарту ISO, пригодные для транспортировки на корабле (морские контейнеры). Подразделяются на 5-, 6-, 8-, 10-, 20-, 30-, 40-, 45-, 48- и 53-футовые;

– специализированные контейнеры (контейнеры с пассивной вентиляцией, вентилируемые, изотермические контейнеры, цистерны-контейнеры, открытые контейнеры с боковыми дверьми и т.д.).

Для таможенных целей контейнеры подразделяются на используемые и не используемые в качестве транспортных средств международной перевозки. Для каждого из них предусмотрены таможенные операции, которые имеют свои характерные особенности.

Рассмотрим их подробнее.

Контейнеры, используемые в качестве транспортных средств международной перевозки

В соответствии с подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС к транс­портным средствам относится любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное сред­ство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транс­портное средство (железнодорожный подвижной со­став, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. На такие контейнеры распространяются нормы главы 48 ТК ТС, определяющие порядок перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.

Контейнер не является самостоятельным видом транспорта, и это влечет особенность его использования в международных перевозках.

Особенности декларирования иностранных контейнеров

При перемещении контейнеров через таможенную границу стран – участниц ЕАЭС сведения о них должны отражаться в стандартных документах перевозчика. Такие документы могут использоваться в качестве таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки (далее – ТСМП), если содержит сведения, соответствующие требованиям п. 2 ст. 350 ТК ТС (номер контейнера, цели ввоза, маршрут, описание груза). Иным способом таможенного декларирования перемещаемых через таможенную границу контейнеров может быть использование декларации на ТСМП, на котором перемещается контейнер, в соответствии с п. 5 Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство, утв. Решением Комиссии ТС от 14.10.2010 № 422.

Порядок совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых ТСМП определен Инструкцией о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утв. Решением Комиссии ТС от 18.11.2010 № 511.

Необходимо ли платить таможенные платежи за временный ввоз таких контейнеров?

Нет, не требуется, при соблюдении нижеперечисленных условий.

Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий (п. 1 ст. 342 ТК ТС):

1) если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

2) если ТСМП ввозится на таможенную территорию страны – участника ЕАЭС и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда ТСМП используется резидентом страны – участника ЕАЭС, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала перевозки грузов на таможенной территории стран – участников ЕАЭС либо за ее пределами.

Возможно ли использовать временно ввезенные контейнеры во внутренней автомобильной перевозке, например после выпуска в свободное обращение груза в РБ отправить контейнер с грузом в рамках нового заключенного внешнеторгового договора в Казахстан?

Нет, нельзя.

В соответствии со ст. 2 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза (далее – Соглашение), не допускается использование в качестве ТСМП во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог).

Тот факт, что прошедший таможенное оформление в Беларуси груз будет следовать конечному получателю в Казахстан, является основополагающим фактором использования контейнера во внутриреспубликанской перевозке груза.

Использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории стран – участниц ЕАЭС, запрещено п. 2 ст. 344 ТК ТС.

При обнаружении в ходе таможенного контроля в отношении временно ввезенных ТСМП случаев использования таких ТСМП во внутренних перевозках в нарушение п. 2 ст. 344 ТК ТС лица, совершившие указанные действия, подлежат административному наказанию в соответствии с КоАП. После исполнения административного наказания транспортное средство может рассматриваться в качестве ТСМП для его вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза либо должно быть помещено под таможенную процедуру, предусматривающую дальнейшее нахождение транспортного средства на территории Союза.

В силу п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970, при выполнении с 11.03.2016 г. международной автомобильной перевозки грузов товарного характера за пределы территории РБ грузоотправитель (резидент РБ) обязан оформить и передать автомобильному перевозчику или его представителю, помимо иных грузосопроводительных документов, первый экземпляр товарной накладной, оформленной в соответствии с законодательством РБ.

Составление грузоотправителем товарной накладной формы ТН-2, являющейся первичным учетным документом (служащим для целей бухгалтерского учета основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя), для целей вывоза товара за пределы РБ будет являться началом новой международной перевозки груза.

Исходя из ст. 4 Соглашения допускается использовать железнодорожные контейнеры для внутренней перевозки груза, если:

– внутренняя перевозка осуществляется после завершения международной перевозки, для выполнения которой железнодорожные контейнеры были ввезены на территорию – страны члена ЕАЭС;

– внутренняя перевозка осуществляется при следовании железнодорожных контейнеров под загрузку до последующего вывоза товаров за пределы таможенной территории стран – участников ЕАЭС;

– внутренняя перевозка осуществляется при следовании порожних железнодорожных контейнеров через таможенную территорию стран – участников ЕАЭС.

Будет ли являться внутренней перевозка контейнеров, используемых в качестве ТСМП, между Калининградской областью и остальной частью территории ЕАЭС, а также между Арменией и остальными странами ЕАЭС?

Нет, не будет.

В соответствии с разъяснениями Евразийской экономической комиссии при рассмотрении вопроса практики совершения таможенных операций в отношении контейнеров, прибывающих в морские порты и следующих на остальную часть территории Союза в целях доставки иностранных товаров конечному получателю, было учтено, что вышеуказанные контейнерные перевозки по своей сути являются мультимедийными, начинающимися за пределами таможенной территории Союза, и их не следует рассматривать как внутренние.

В течение какого срока на территории ЕАЭС могут находиться временно ввезенные контейнеры, используемые в качестве ТСМП?

Согласно положениям ТК ТС временно ввезенные на таможенную территорию стран – участников ЕАЭС ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТК ТС, если иное не установлено международными договорами. Для железнодорожных контейнеров срок временного нахождения на территории ЕАЭС не должен превышать 90 дней, для всех иных контейнеров, используемых в качестве ТСМП, – не более одного месяца.

Особенности временного ввоза контейнеров, не используемых в качестве ТСМП

Согласно п. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании контейнеров в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза (допуска) или временного вывоза в качестве таможенной декларации применяется декларация на товары.

Форма декларации на товары, а также Инструкция о порядке заполнения декларации на товары установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257. Исходя из п. 4 ст. 180 ТК ТС в случаях и порядке, определенных ТК ТС или Решением Комиссии ТС, в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), ком­мерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

В силу подп. 3 п. 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утв. Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 263, таможенное декларирование контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза, может осуществляться с применением в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня.

В соответствии с постановлением Совмина от 2.03.1998 № 324 «О присоединении Республики Беларусь к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» РБ является участницей Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26.06.1990 (далее – Конвенция).

Согласно п. 1 ст. 5 Приложения B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к Конвенции (далее – Приложение B.3) режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии. Вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство об их вывозе (п. 3 ст. 5 Приложения B.3 к Конвенции).

Если контейнеры удовлетворяют требованиям пункта «c» Приложения к Конвенции, то совершение таможенных операций в отношении таких контейнеров может осуществляться в упрощенном порядке на основании представленного письменного обязательства об их обратном вывозе (реэкспорте) с территории РФ, а также транспортных (перевозочных) и/или ком­мерческих документов и без оформления таможенной декларации.

К термину «контейнер» относится транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление):

– представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее товаров;

– имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;

– специально сконструированное для облегчения перевозки товаров одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров;

– сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности, с одного вида транспорта на другой;

– сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;

– имеющее внутренний объем не менее 1 м3.

Термин «контейнер» охватывает принадлежности и оборудование контейнера, необходимые для данного типа контейнера, при условии, что такие принадлежности и оборудование перевозятся вместе с контейнером. Термин «контейнер» не включает в себя транс­портные средства, принадлежности или запасные части транспортных средств, упаковку и поддоны. «Съемные кузова» рассматриваются в качестве контейнеров.

При обратном вывозе контейнеров таможенные операции производятся также без представления таможенного документа (ст.ст. 2 и 5 Приложения B.3 к Конвенции). Для подтверждения исполнения обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров в таможенный орган могут представляться транспортные (перевозочные) и/или коммерческие и иные документы, содержащие сведения об их обратном вывозе.

Таким образом, при совершении таможенных операций в отношении контейнеров по выбору декларанта могут быть использованы нормы как Конвенции, так и таможенного законодательства стран – участниц ЕАЭС.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эти таможенные процедуры, при последующем завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) или таможенной процедуры временного вывоза (п. 1 ст. 278 и п. 1 ст. 286 ТК ТС).

Идентификацию контейнеров в зависимости от их вида (типа) можно осуществлять всеми или одним из способов, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 109 ТК ТС.

Срок временного ввоза контейнеров с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, установлен на срок не более 1 года (п. 1 Решения Комиссии ТС от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»).

Визуальных отличий контейнеров, используемых и не используемых в качестве ТСМП, нет. Отличительная особенность вторых – они являются предметом внешнеэкономической сделки. Это предусматривает их таможенное декларирование в порядке, предусмотренном главой 27 ТК ТС, в соответствии с выбранной таможенной процедурой. Таможенное декларирование контейнеров, используемых в качестве ТСМП, регламентировано главой 48 ТК ТС.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений