Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности регистрации иностранных юридических лиц в налоговых органах

Постановлением МНС от 2002-04-22 г. N 49 утверждено Положение о порядке документационного обеспечения ведения Государственного реестра налогоплательщиков Республики Беларусь (далее -- Положение). Этим Положением внесены существенные изменения в регис...
Постановлением МНС от 2002-04-22 г. N 49 утверждено Положение о порядке документационного обеспечения ведения Государственного реестра налогоплательщиков Республики Беларусь (далее -- Положение). Этим Положением внесены существенные изменения в регистрацию иностранных юридических лиц в налоговых органах РБ. Одновременно отменена Инструкция "О порядке приема документов для постановки на налоговый учет иностранных юридических лиц", утв. постановлением ГНК от 2000-05-11 г. N 42 (далее -- Инструкция).

Отметим, что налогообложение иностранных юридических лиц происходит в РБ при осуществлении предпринимательской деятельности на территории республики и при получении доходов из источников в Беларуси без такой деятельности. В этих случаях возникают разные режимы налогообложения.

На территории РБ иностранные юридические лица вправе:

а) осуществлять представительские функции зарубежных коммерческих и некоммерческих фирм и организаций;

б) заниматься предпринимательской деятельностью, не создавая при этом предприятие со статусом "юридическое лицо Республики Беларусь";

в) получать доходы из источников в РБ, не занимаясь при этом предпринимательской деятельностью;

г) открывать счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и получать при этом "пассивные" доходы.

Напомним положения Закона "О налогах на доходы и прибыль" (далее -- Закон), которыми регулируется налогообложение нерезидентов в Беларуси.

Согласно ст.7 Закона под постоянным представительством иностранного юридического лица, расположенным на территории РБ, для целей налогообложения понимается:

обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность этого нерезидента на территории Беларуси (место производства и (или) реализации продукции; место реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг);

юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Беларуси по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица.

Не считается постоянным представительством иностранного юридического лица место, используемое им для хранения, демонстрации, поставки собственной продукции (товаров), место закупки продукции или товаров для этого иностранного юридического лица, сбор или распространение информации, а также осуществление любой вспомогательной, дополнительной деятельности для такого иностранного юридического лица.

Согласно ст.10 Закона иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельности в РБ через постоянное представительство, получающие доход из источников в Беларуси, подлежат налогообложению по следующим доходам: дивиденды, роялти (включая платежи по аренде и лизингу), лицензии, другие доходы, перечень которых определен Совмином, доходы от долговых обязательств (требований) любого вида и др.

Особенности налогового режима иностранных юридических лиц в РБ и налоговые статусы нерезидентов учтены в Положении. Ранее действовавшие налоговые статусы наполнены новым содержанием. Основные из них: "Иностранное юридическое лицо. Представительство"; "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство"; "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство. Зависимый агент"; "Иностранное юридическое лицо. Счет"; "Иностранное юридическое лицо. Корреспондентский счет"; "Иностранное юридическое лицо. Концертно-зрелищная деятельность"; "Иностранное юридическое лицо. Недвижимость" и др.

Нерезиденты, получившие разрешение на открытие представительства в уполномоченном органе РБ и которые не собираются заниматься предпринимательской деятельностью в Беларуси, регистрируются в налоговом органе как "Иностранное юридическое лицо. Представительство".

Для нерезидентов, занимающихся или собирающихся заниматься в РБ деятельностью, которую в налоговых целях определяют как осуществляемую через постоянное представительство, предусмотрены в Положении два статуса нерезидентов: "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство"; "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство. Зависимый агент". Первый из них применяется при регистрации постоянного представительства нерезидента, которое оговорено в подп. "а" п.3 ст.7 Закона, второй -- при регистрации постоянного представительства нерезидента в налоговом органе, деятельность которого оговорена подп. "б" ст.3 ст.7 Закона.

В соответствии с Положением нерезиденты, которые первоначально регистрируются в качестве представительства в налоговом органе Беларуси и в дальнейшем переходят к предпринимательской деятельности на территории республики, должны пройти перерегистрацию в налоговом органе с присвоением статуса "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство".

Для иностранных юридических лиц, открывающих счета в банках и других финансово-кредитных учреждениях РБ, налоговое законодательство предусматривает обязанность по регистрации в налоговом органе, хотя такие иностранные юридические лица не осуществляют активной предпринимательской деятельности в нашей стране. Соответственно им присваивается "Иностранное юридическое лицо. Счет" и "Иностранное юридическое лицо. Корреспондентский счет".

Обратим внимание на новшество, введенное Положением. Нерезидент, у которого на территории РБ ранее в банке был открыт счет (или несколько счетов) и который с определенного момента времени начал заниматься предпринимательской деятельностью в республике или получил в уполномоченном органе разрешение на открытие представительства, обязан пройти перерегистрацию в налоговом органе с присвоением ему соответствующего статуса: "Иностранное юридическое лицо. Постоянное представительство" или "Иностранное юридическое лицо. Представительство".

Если нерезидент получил разрешение на открытие представительства в уполномоченном органе РБ и не зарегистрировался в налоговом органе в качестве налогоплательщика в течение 15 дней после получения этого разрешения, к нему применяются меры ответственности, установленные законодательством.

Нерезидентам, приезжающим в Беларусь с концертами, выступлениями, цирковыми программами и другими зрелищными мероприятиями, следует обратить внимание, что Положением вводится налоговый статус "Иностранное юридическое лицо. Концертно-зрелищная деятельность". Это же относится и к нерезидентам, приобретающим в собственность или во владение на территории Беларуси недвижимое имущество. У них в налоговых целях появляется статус "Иностранное юридическое лицо. Недвижимость".

Во всех остальных случаях нерезиденты, получающие доходы из источников в РБ, не занимаясь при этом активной предпринимательской деятельностью, не регистрируются в налоговых органах Беларуси, так как обязанность по удержанию и внесению налога с доходов нерезидента в бюджет РБ возложена на источник начисления и выплаты дохода.

При обращении для постановки на налоговый учет нерезиденту следует обратить внимание на гл.2 Положения. В ней для каждого налогового статуса иностранного юридического лица предусмотрен свой перечень документов, представляемых в налоговые органы при регистрации нерезидентов, а также изложены требования к их оформлению, сроки представления документов, вопросы, связанные с их легализацией.

Положением внесены некоторые изменения по оформлению этих документов в сравнении с требованиями Инструкции.

В гл.7 Положения впервые изложены положения по процедуре исключения из Государственного реестра налогоплательщиков иностранных юридических лиц, требования к налогоплательщику со стороны налогового органа. Одно из основных -- отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет. Причины исключения из упомянутого реестра -- прекращение срока действия договора с иностранным юридическим лицом, срока действия разрешения уполномоченного орган на открытие представительства, прекращения права собственности (владения) на недвижимое имущество и др.