Особенности освобождения от административных взысканий и (или) пени

На практике возникают ситуации, когда субъект не может своевременно обеспечить погашение имеющейся задолженности в бюджет в части подлежащих уплате административных взысканий (экономических санкций) и пеней, либо их уплата может повлечь существенное ухудшение его финансового состояния и в ряде случаев необоснованную экономическую несостоятельность (банкротство).
В связи с этим у субъектов хозяйствования очень часто возникает вопрос: «А можно ли в таких случаях избежать применения административных взысканий (экономических санкций) и уплаты пени?»
В целях исключения фактов необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, сохранения и развития производств, наиболее значимых для республики и ее административно-территориальных единиц, действующим законодательством предусмотрена возможность освобождения субъектов хозяйствования от административного взыскания (экономических санкций) и начисленной суммы пени полностью либо частично, несмотря на то что в отношении субъекта по результатам контрольных мероприятий применены административные взыскания (экономические санкции) и начислена пеня.
Юридические лица и ИП (далее – заявители) вправе обратиться за освобождением от административной ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных Указом № 3401. Порядок внесения заявителями ходатайств об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней (далее – ходатайства), а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений определен Положением № 3402.
Указом № 340 утвержден состав Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и ИП от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Межведомственная комиссия), которой делегировано право на принятие решений о полном или частичном освобождении от административных взысканий и уплаты пеней.
Нормы Положения № 340 применяются при освобождении заявителей от административного взыскания в виде штрафа, и (или) взыскания стоимости, и (или) конфискации дохода, и (или) конфискации выручки, предусмотренных в главах 11–14, 21, 22 КоАП3, а также уплаты пеней, начисленных в соответствии со ст. 52 НК4, п. 9 Порядка № 3595, п. 16 Положения № 406.
Теоретически, любой субъект хозяйствования, который обоснованно полагает, что применение к нему мер административного взыскания и (или) уплаты пеней повлечет существенные социально-экономические последствия, как для него самого, так и для государства или его административно-территориальных единиц, имеет право обратиться в Межведомственную комиссию для возможного освобождения полностью или частично.
Подготовка ходатайства об освобождении от административного взыскания и (или) пени
Для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней заявителем составляется ходатайство, которое должно содержать:
– указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;
– обоснованные сведения о возможных социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, в т.ч. информацию о значимости для республики (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
– информацию о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
– информацию об органе принудительного исполнения постановлений в т.ч. судебных и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания;
– просьбу о полном или частичном освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней.
К ходатайству необходимо приложить:
– годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за предыдущий год, а также промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
– справку об основных экономических показателях заявителя по форме, установленной постановлением Минэкономики от 20.06.2016 № 42;
– копию постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя и копию решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования).
Ходатайство с прилагаемым перечнем документов подается заявителем в Управление делами Президента РБ, Национальную академию наук Беларуси, республиканский орган госуправления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, в подчинении (ведении, составе, системе) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в т.ч. ИП, – в облисполком (Мингорисполком) по месту его государственной регистрации.
Ходатайство может быть подано в течение 1 года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, и (или) решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 52 НК (ч. 2 п. 3 Положения № 340).
В то же время право заявителя подать ходатайство в отдельных случаях ограничено:
– в части уплаченного (взысканного) административного взыскания;
– если заявитель находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
– до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени;
– если ранее комиссией отказано в удовлетворении ходатайства, соответственно, нецелесообразно рассматривать его повторно.
В дальнейшем государственный орган в течение трех рабочих дней после поступления ходатайства запрашивает в зависимости от вида административного взыскания и (или) вида платежа, за неуплату которого начислены пени, сведения:
– о полной уплате налогов, сборов (пошлин) в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом (запрашиваются в налоговом органе по месту постановки заявителя на учет и (или) в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится заявитель);
– о задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам (запрашиваются в органе ФСЗН по месту постановки заявителя на учет);
– о задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, полученным из республиканского или местного бюджета (запрашиваются в территориальном органе Минфина или в местном финансовом органе);
– о размере уплаченного (взысканного) административного взыскания (запрашиваются в государственном органе, организации, которые вынесли постановление о наложении административного взыскания).
Предоставление необходимых сведений на основании запроса осуществляется в течение трех рабочих дней после получения такого запроса.
И только после получения данных сведений государственный орган в течение 2 рабочих дней уведомляет государственный орган, организацию, которые вынесли постановление о наложении административного взыскания, о необходимости приостановления исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Исполнение постановления приостанавливается со дня поступления указанного уведомления на время рассмотрения ходатайства.
Только после проверки представленных заявителем документов и получения иных запрашиваемых сведений государственный орган, в который обратился заявитель, в течение пяти рабочих дней представляет в комиссию через МНС, осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии, заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней по форме, установленной постановлением МНС № 197.
Порядок рассмотрения ходатайства об освобождении от административного взыскания и (или) пени
По общему правилу (п. 7 Положения № 340) Межведомственная комиссия в месячный срок со дня получения всех необходимых документов принимает соответствующее решение. Однако рассмотрение ходатайства может быть отложено до очередного заседания Межведомственной комиссии с направлением заявителю рекомендаций для выполнения. При этом месячный срок исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций.
Письменное уведомление о принятом решении Межведомственная комиссия направляет заявителю, государственному органу, а также государственному органу, организации, вынесшим постановление, и государственному органу, организации, исполняющим постановление в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола заседания Межведомственной комиссии (ч. 3 п. 7 Положения № 340).
В случае полного или частичного отказа Межведомственной комиссии удовлетворить ходатайство административное взыскание подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.
В случае полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания он обязан в течение года после принятия Межведомственной комиссией соответствующего решения проинформировать государственный орган о результатах, которых заявитель фактически достиг.
Таким образом, любой субъект может обратиться за освобождением от административного взыскания только, если четко обоснует, что применение к нему мер административного взыскания и(или) уплаты пени повлечет негативные социально-экономические последствия как для самой организации, так и для государства или его территориальных единиц.
1Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее – Указ № 340).
2Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утв. Указом № 340 (далее – Положение № 340).
3Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4Налоговый кодекс (далее – НК).
5Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
6Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты».
7Постановление МНС от 05.08.2015 № 19 «Об установлении формы заключения о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административного взыскания и (или) уплаты пеней».