Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
3.036
EUR:
3.5867
RUB:
3.6468
BTC:
116,897.00 $
Золото:
357.02
Серебро:
4.12
Платина:
135.78
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности оплаты труда руководителей

В Трудовом кодексе указано, что зарплата работников максимальными размерами не ограничивается1. Но, несмотря на то, что руководитель организации является не только уполномоченным должностным лицом нанимателя, но и работником2, в отношении оплаты его труда имеются особенности и сдерживающие пределы.

Условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, далее – бюджетные организации) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее – государственные организации) оговорены отдельно3.

Относительно порядка оплаты труда руководителей частных организаций, специального нормативного документа нет. Размеры оплаты труда руководителя частной организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора4. Также в трудовых договорах (контрактах) руководителей могут быть предусмотрены персональные условия оплаты труда5.

 

Частные организации

Руководителю могут устанавливаться тарифные ставки (оклады)6:

– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС);

– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС)7;

– без применения ЕТС / ТС8.

Предусмотрено обязательное повышение тарифного оклада (ставки) для работников (в т.ч. руководителя), с которыми заключены контракты, – не более чем на 50% (если больший размер не предусмотрен законодательством)9.

При формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС к тарифному окладу (ставке) могут быть применены повышения, корректирующие коэффициенты, надбавки по различным основаниям, которые суммируются с ним и образуют окончательный размер тарифного оклада (ставки) – постоянную тарифную часть зарплаты10.

Например, это могут быть повышения за руководство, за интенсивность работы, за характер и специфику труда, за сложность и ответственность выполняемой работы до 300% включительно11.

При этом стимулирующие, поощрительные, компенсирующие выплаты, надбавки, доплаты, формирующие надтарифную часть зарплаты, устанавливаются руководителю организации по соглашению сторон12.

 

Ограничения при оплате труда руководителя

Ограничения установлены законодательством для отдельных ситуаций при оплате труда руководителей частных и государственных организаций.

1) Запрещено повышать тарифный оклад (ставку) при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды организации независимо от формы собственности (кроме бюджетных организаций) до полного погашения этой задолженности13.

2) Запрещено повышать тарифный оклад (ставку), действующие размеры премий, надбавок и доплат субъектам хозяйствования всех форм собственности при наличии задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в ФСЗН в период до погашения этой задолженности14.

3) Ограничение размера тарифной ставки 1-го разряда. Наниматели (за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся госдотациями), имеющие просроченную задолженность по зарплате на конец отчетного периода, с 1 числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем тарифной ставки 1-го разряда, установленной для бюджетных организаций, до ликвидации задолженности15.

4) Запрещено начислять и выплачивать все виды премий руководителям юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1.01.1996 г., до полного погашения задолженности перед бюджетом16.

5) Запрещено руководителям организаций начислять и выплачивать все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:

– рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;

– задолженность по выплате зарплаты;

– задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами17.

Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, указанные в подп. 2.5 постановления № 597.

Обратите внимание: постановлением № 597 и утвержденным им Положением № 597 определен порядок оплаты труда руководителей государственных организаций. Тем не менее, письмом Минтруда и соцзащиты от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» определено, что нормы подп. 2.5 постановления № 597 обязательны для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных).

6) Предельный уровень зарплаты руководителя ограничен. Коэффициент соотношения средней зарплаты руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных) и средней зарплаты по организации в целом (далее – коэффициент) не может превышать 818.

Обратите внимание: при заключении контракта с руководителем организации условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента19.

При расчете коэффициента необходимо учитывать:

1. Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года20.

2. Если назначение руководителя организации на должность либо принятие решения об уменьшении ему коэффициента происходит в течение отчетного года, расчет фактического значения коэффициента производится нарастающим итогом, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен контракт либо принято указанное решение (изменен контракт)21.

3. Если принято решение об увеличении руководителю организации коэффициента, расчет фактического значения коэффициента производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента22.

 4. Для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена иная организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, расчет фактического значения коэффициента, может по решению органа, заключившего контракт, производиться в течение 3 лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала либо структурного подразделения. После истечения 3-летнего периода расчет фактического значения коэффициента производится с месяца, следующего за месяцем окончания этого 3-летнего периода23.

5. При расчете фактического значения коэффициента зарплата руководителя организации исключается из фонда заработной платы по организации в целом24.

6. По решению органа, заключившего контракт, фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций могут учитываться при исчислении фактического значения коэффициента25.

7. Выплаты, которые не учитываются в зарплате руководителя при расчете коэффициента26:

– годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно;

– матпомощь при предоставлении трудового отпуска и матпомощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте;

– денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск и др.

Практический совет: с учетом особенностей включения некоторых выплат в зарплату руководителя при расчете коэффициента, показатели фонда зарплаты и среднесписочной численности работников, используемые в расчете средней зарплаты, необходимо определять в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утв. постановлением Белстата от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).

 

Алгоритм расчета коэффициента

1. Рассчитываем среднюю зарплату руководителя за определенный период.

Средняя зарплата руководителя за определенный период = (фонд зарплаты руководителя за соответствующий период27 – выплаты, исключаемые из расчета за такой же период) / количество месяцев этого периода.

2. Рассчитываем среднюю зарплату по организации в целом за соответствующий период.

Средняя зарплата по организации в целом за соответствующий период (за исключением зарплаты руководителя) = фонд зарплаты работников (без зарплаты внешних совместителей, без вознаграждений лиц не списочного состава и без зарплаты руководителя) за соответствующий период / среднесписочная численность работников (без учета руководителя) за такой же период  / количество месяцев этого периода28.

3. Рассчитаем соотношение средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации в целом за соответствующий период.

Средняя зарплата руководителя / средняя зар­плата по организации в целом < или = 8

Пример. Перед начислением зарплаты и премии за май руководителю организации необходимо произвести расчет соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты работников организации за период январь – май 2019 г.

Данные для расчета

Среднесписочная численность работников, не считая руководителя – 24 чел.

Фонд зарплаты работников без учета руководителя – 46 000 руб.

Начисления руководителю за период 1– 5 месяцы 2019 г.

Месяц

Должностной оклад,

руб.

Текущая премия,

руб.

Вознаграждение по итогам работы за 2018 г. (13 зарплата), руб.

Январь

1 800

450

-

Февраль

1 800

-

900

Март

1 800

2 100

-

Апрель

1 800

2 800

-

Май

(планируемые начисления)

1 800

3 000

-

ИТОГО:

9 000

8 350

900

1. Рассчитаем среднюю зарплату руководителя за 1 – 5 месяцы 2019 г.

Вознаграждение по итогам работы за год учитывается при расчете фактического значения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом ежемесячно в текущем году равными долями начиная с месяца его фактической выплаты29. Частные организации вправе также руководствоваться приведенной нормой.

Таким образом, поскольку данное вознаграждение было начислено в феврале, то, начиная с февраля и до мая включительно равными долями оно будет учитываться при расчете средней зарплаты руководителя в размере 300 руб. (900  / 12 мес. х 4 мес.).

Средняя зарплата руководителя составит 3 530 руб. ((9 000 + 8 350 + 300) / 5 мес.).

2. Средняя зарплата по организации за 1 – 5 месяцы 2019 г. составит 383,33 руб. (46 000 / 24 чел. / 5 мес.).

3. Рассчитаем коэффициент в случае начисления планируемых сумм в полном размере: 3 530 / 383,33 = 9,2, что > 8.

Итак, в случае начисления в мае руководителю должностного оклада в размере 1 800 руб. и премии в размере 3 000 руб. коэффициент превысит 8, а значит, размер начислений необходимо уменьшить.

Поскольку соотношение средней зарплаты руководителя и в организации в целом не может превышать 8, то предельная средняя зарплата для соблюдения предельного размера коэффициента не должна превышать 3 066,64 руб. (383,33 х 8). Таким образом, необходимо уменьшить начисление премии в мае на 2316,8 руб. ((3 530 – 3 066,64) х 5 мес.).

На основании произведенных расчетов премию в мае руководителю можно начислить не более, чем 683,2 руб. (3 000 – 2 316,8).

Предположим, что премия руководителю в мае к начислению 680 руб.

Проверим, не выйдет ли с новыми начислениями мая коэффициент за допустимые пределы: (1 800 х 5 мес. + 450 + 2 100 +2 800 + 680 + 300) / 5 мес. = 3 066 руб. – средняя зарплата руководителя с новым размером премии за май.

Коэффициент не превышен: 3 066 / 383,33 = 7,9983, что <8.

Таким образом, руководителю начислено в мае зарплаты 2 480 руб. (в т.ч. 1 800 руб.– должностной оклад, 680 руб. – текущая премия).

 

Государственные организации

На расчет зарплаты руководителей государственных организаций распространяются аналогичные требования законодательства, но с некоторыми дополнениями.

Например, решение об установлении конкретного размера коэффициента, который не может превышать 8, принимается органом, заключившим контракт, если иное не установлено Президентом.

В отношении руководителей государственных организаций, включая банки, этот коэффициент согласовывается30:

– до 4 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор;

– свыше 4 и до 6 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор, и облисполкомом (Минским горисполкомом);

– свыше 6 и до 8 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром.

Оклад руководителя государственной организации формируется путем суммирования базового оклада, исчисленного в соответствии с п. 3 Положения № 597, и суммы его повышения, предусмотренного в п. 4 Положения № 59731.

Базовый оклад по решению органа, уполномоченного заключить контракт, может устанавливаться32:

– в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада;

– на основе тарифных коэффициентов ЕТС согласно приложению к Положению № 597 и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации либо установленной по решению органа, заключившего контракт;

– на основе тарифных коэффициентов ТС, утвержденных соглашениями на отраслевом уровне либо местном уровне, и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации или установленной по решению органа, заключившего контракт.

Предусмотрено обязательное повышение тарифного оклада (ставки) руководителей, с которыми заключены контракты, – не более чем на 50% (если больший размер не предусмотрен законодательством)33.

Руководителям устанавливаются выплаты стимулирующего характера34:

– надбавка в размере не более 150% оклада с учетом сложности, напряженности, ответственности управленческого труда;

– премии, краткосрочные бонусы за выполнение прогнозных показателей, доведенных в установленном порядке в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития РБ, за достижение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности;

– годовой бонус – поощрение в размере до 10% от полученного по итогам отчетного года прироста чистой прибыли организации, но не более 12 окладов включительно (при расчете коэффициента не учитывается) и др.

Обратите внимание: одновременно не устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера35:

– премии, краткосрочные бонусы вместе с ежемесячным вознаграждением и (или) с вознаграждением за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в т.ч. на экспорт, снижение запасов готовой продукции в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах; за непосредственное участие в заключении внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации в процентном отношении от суммы этой сделки (договора).

– вознаграждение по итогам работы за год вместе с годовым бонусом.

При этом ежемесячное вознаграждение и (или) вознаграждение за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в т.ч. на экспорт, снижение запасов готовой продукции в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах; вознаграждение за непосредственное участие в заключении внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации в процентном отношении от суммы этой сделки (договора) устанавливаются руководителю только в случае осуществления указанных выплат работникам организации36.

Основаниями для обязательного снижения (лишения) премий, бонусов и вознаграждений руководителю являются реализация продукции, товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям стандартов, не превышение темпа роста производительности труда над темпом роста зарплаты, непринятие мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасных условий труда в организации и др.37.

Также в отношении зарплаты руководителей государственных организаций действуют ограничения, перечисленные для частных организаций.

***

От редакции: в постановление № 597 и утвержденное им Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, постановлением Совмина от 30.04.2019 № 269 внесены изменения, которые будут применяться с 1 января 2020 года. Например, вместо «базового» оклада будет использоваться понятие «тарифный» оклад. Из ч.ч. 3 и 4 Положения № 579 будут исключены отсылки к ЕТС, соответственно тарифный оклад руководителя будет устанавливаться на основе тарифных коэффициентов. Правки вызваны изменением со следующего года системы оплаты труда в бюджетной сфере.


1Часть 5 ст. 63 Трудового кодекса (далее –ТК).

2 Часть 1 ст. 1 ТК.

3 Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее – Положение № 597 и постановление № 597 соответственно).

4 Статьи 19, 63 и 64 ТК.

5 Часть 2 п. 11 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).

6 Пункт 8 Рекомендаций № 67.

7 Пункт 10 Рекомендаций № 67.

8 Пункт 11 Рекомендаций № 67.

9 Подпункт 2.5 Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

10 Подпункт 9.6 Рекомендаций № 67.

11Подпункт 9.5 Рекомендаций № 67.

12 Часть 1 ст. 63 и ст. 64 ТК.

13 Пункт 3 постановления Совмина от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики».

14 Пункт 3 постановления Совмина от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».

15 Подпункт 1.3 Указа Президента от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы».

16 Пункт 2 Указа Президента от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени».

17 Подпункт 2.5 постановления № 597.

18 Подпункт 2.1 постановления № 597.

19 Часть 9 подп.2.1 постановления № 597.

20 Часть 3 подп.2.1 постановления № 597.

21 Часть 4 подп.2.1 постановления № 597.

22 Часть 5 подп.2.1 постановления № 597.

23 Часть 6 подп.2.1 постановления № 597.

24 Часть 7 подп.2.1 постановления № 597.

25 Часть 8 подп.2.1 постановления № 597.

26 Подпункт 2.2 постановления № 597.

27 Пункт 61 Указаний № 92.

28 Пункт 68 Указаний № 92.

29 Подпункт 6.5. Положения № 597.

30 Часть 2 подп.2.1 постановления № 597.

31 Часть 2 п. 2 Положения № 597.

32 Пункт 3 Положения № 597.

33 Подпункт 2.5 Декрета № 29 и п.4 Положения № 597.

34 Пункт 6 Положения № 597.

35 Часть 1 п. 8 Положения № 597.

36 Часть 2 п. 8 Положения № 597.

37 Пункт 9 Положения № 597.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by