Факты, комментарии
07.06.2002 39 мин на чтение
мин
Особенности налогообложения строительных работ
Учет объемов выполненных строительно-монтажных работ Основным регистром для оперативного учета выполненных объемов строительно-монтажных работ и составления актов их приемки по каждому объекту строительства является журнал учета выполненных работ по...Учет объемов выполненных строительно-монтажных работ
Основным регистром для оперативного учета выполненных объемов строительно-монтажных работ и составления актов их приемки по каждому объекту строительства является журнал учета выполненных работ по форме N КС-6. Он предназначен для их учета как в физических объемах, так и по сметной стоимости.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению для учета расчетов с заказчиками (генподрядчиками) за выполненные строительно-монтажные работы предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Методикой бухучета применение этого счета предусмотрено только при варианте признания полученной прибыли по мере отгрузки (сдачи) работ заказчику и предъявления ему расчетных документов. По дебету сч.62 отражаются суммы, причитающиеся за выполненные работы, а по кредиту -- полученные суммы. Выполненные объемы строительно-монтажных работ учитываются по сметной стоимости. Такая оценка необходима для расчетов с заказчиками и подрядчиками, отражения в отчетности выполненных объемов строительно-монтажных работ и для выявления финансовых результатов от их сдачи. Основанием для расчетов, а также для отражения в учете и отчетности строительно-монтажных работ является справка о стоимости выполненных работ (форма N 3), подписанная представителями заказчика и подрядчика. К справке прилагается акт приемки (форма N 2) и ресурсный расчет.
В соответствии с п.8 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.98 г. N 1450 (с изменениями и дополнениями), подрядчик вправе привлекать на основании договоров субподряда для выполнения отдельных видов работ субподрядчиков. В этом случае генподрядчик составляет общую справку формы N 3, в которую включает объемы работ, выполненные как собственными силами, так и субподрядными организациями, и представляет ее ежемесячно заказчику.
Аналитический учет расчетов с заказчиками ведется в ведомости N 5-С "Расчеты с заказчиками (генподрядчиками) за выполненные работы".
Итоговые данные аналитического учета по ведомости N 5-С переносятся в журнал-ордер N 11-С. Записи в этот журнал производятся на основании ведомостей N 5-С и N 16-С. На основании этих же регистров в журнал-ордер N 11-С записываются аналитические данные по сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Согласно Плану счетов финансовые результаты производственной деятельности строительной организации за выполненные и сданные заказчику строительно-монтажные работы ежемесячно определяются на сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Строительные организации по кредиту этого счета отражают стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда, определяемую по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками, а по дебету -- фактическую себестоимость сданных работ.
Порядок включения в акты приемки выполненных работ налогов и отчислений
Наряду с налогами и неналоговыми платежами, относимыми на себестоимость, в отпускную цену строительных работ включаются также платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Очередность их включения в отпускные цены на товары (работы, услуги) установлена ст.48 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и ст.45 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год".
При формировании стоимости строительства следует учитывать также налоговые льготы, предусмотренные законодательством. Причем льготы, которые имеет заказчик как самостоятельный налогоплательщик, нельзя рассматривать в качестве льгот по работам, выполняемым за счет его средств.
В стоимость выполненных строительных работ не включаются только те налоги и неналоговые платежи, по которым законодательством предоставлены льготы в отношении этих работ (услуг), а также налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Отчисления в целевые бюджетные фонды: республиканский единый платеж и местные целевые сборы
В соответствии со ст.24 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды в 2002 году производятся единым платежом в размере 2% выручки от реализации работ и услуг (далее -- республиканский единый платеж).
Отчисления на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, исчисляются и уплачиваются строительными организациями также единым платежом в размере 2,5% выручки от реализации работ и услуг (далее -- местные целевые сборы).
Организации при выполнении строительных, строительно-монтажных, ремонтных работ платят отчисления в целевые бюджетные фонды из выручки от реализации работ и услуг, выполненных собственными силами.
При выполнении работ по договорам подряда отчисления в целевые бюджетные фонды подрядчиком (исполнителем) рассчитываются от суммы, полученной им по указанным договорам, уменьшенной на суммы, перечисленные субподрядчикам (третьим лицам).
При расчете отчислений в целевые бюджетные фонды не учитываются суммы, отраженные в бухгалтерском учете организации на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", при условии соблюдения требований нормативных правовых актов по реализации прочих активов и отражению их в учете и отчетности.
При исчислении республиканского единого платежа из суммы выручки от реализации работ и услуг, выполненных собственными силами, вычитается сумма НДС, начисленная и включенная в выручку за данный отчетный период. При определении местных целевых сборов из суммы выручки от реализации работ и услуг, выполненных собственными силами, вычитаются суммы НДС и республиканского единого платежа, также включенные в выручку за данный отчетный период.
Юридические лица, осуществляющие согласно уставу и лицензиям (по лицензируемым видам деятельности) наряду с производством и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг) снабженческо-сбытовую, заготовительную и иную аналогичную деятельность, предоставляющие услуги общественного питания, начисляют и уплачивают отчисления в целевые бюджетные фонды соответственно от выручки, валового дохода, отдельно по каждому виду деятельности и при условии их раздельного учета.
Налогообложение подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика
Объекты налогообложения заказчика и подрядчика определяются индивидуально исходя из фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности каждого из них с учетом прав собственности в соответствии с Разъяснением о бухгалтерском учете и налогообложении подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика, утв. Минстройархитектуры и Минэкономики 2000-10-29 г., Минфином и ГНК 4.11.99 г. Порядок передачи заказчиком материалов подрядчику определяется договором на строительство.
При передаче строительных материалов подрядчику для выполнения работ (в переработку) право собственности на материалы остается у заказчика. Поскольку согласно Плану счетов на балансовом сч.10 "Материалы" учитываются наличие и движение принадлежащих предприятию сырья, материалов и других ценностей, указанные строительные материалы не должны приходоваться подрядчиком на балансовых счетах. Такие материалы учитываются у подрядчика на забалансовом счете и поэтому (хотя статотчетностью предусматривается включение подрядчиком стоимости материалов заказчика в объем выполненных строительных работ) не включаются в объем реализации при налогообложении, так как нормативные акты по составлению юридическими лицами статотчетности не являются основанием для отражения в бухучете хозяйственных операций, а также для определения объектов налогообложения.
То есть объекты налогообложения заказчика и подрядчика определяются индивидуально исходя из фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности каждого из них с учетом прав собственности. Поэтому отчисления в целевые бюджетные фонды и другие обязательные платежи, порядок исчисления которых установлен независимо от объема выполненных работ (в частности, республиканский единый платеж), по подрядным строительным организациям следует рассчитывать исходя из объема выполненных работ без учета использованных материалов заказчика.
В случае передачи заказчиком материалов подрядчику (с переходом прав собственности на материалы к последнему) эти материалы приходуются подрядчиком (списываются на счета издержек производства) и включаются в объем выполненных работ для исчисления налогов.
Налогообложение подрядных организаций при возврате стоимости временных зданий
Средства на возведение временных (титульных) зданий и сооружений включаются в главу 8 сводного сметного расчета стоимости строительства и рассчитываются в процентах к сумме сметных величин основной заработной платы и эксплуатации машин в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений.
Сметные нормы учитывают строительство полного комплекса временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки, а также приспособление и использование для нужд строительства существующих и вновь строящихся зданий и сооружений постоянного типа.
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются возвратные суммы, учитывающие реализацию материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% их сметной стоимости.
Расчеты между заказчиками и подрядчиками (генподрядчиком и субподрядчиком) за временные титульные здания и сооружения по взаимной договоренности могут производиться либо по установленной сметной норме, либо за фактически построенные временные здания.
Механизм ценообразования в строительстве предусматривает одновременное включение в стоимость строительно-монтажных работ как норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, так и норм (15%) на указанные возвратные суммы. При этом материалы и детали, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются только после завершения работ на строительном объекте и ликвидации титульных зданий и сооружений.
При такой форме расчетов с заказчиками (генподрядчиком) налоговой базой у подрядчика (субподрядчика) является выручка от реализации строительно-монтажных работ за вычетом возвратных сумм.
Следовательно, если расчеты с заказчиками за выполненные работы осуществляются без учета стоимости материалов от разборки временных зданий и сооружений, то налогообложение производится также без учета стоимости этих материалов.
Льготы по республиканскому единому платежу
Освобождаются от начисления и уплаты республиканского единого платежа (республиканский единый платеж не начисляется и не уплачивается) организации, осуществляющие реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования -- в части названных объемов работ.
Согласно Закону "Об автомобильных дорогах" они подразделяются на автодороги общего пользования и ведомственные. Первые по административному значению подразделяются на республиканские и местные. Показатели для их определения установлены постановлением Совмина от 29.12.99 г. N 2037 "О порядке и условиях классификации автомобильных дорог Республики Беларусь".
Освобождаются от начисления и уплаты республиканского единого платежа также проектно-изыскательские работы, входящие в сметную стоимость работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог общего пользования.
Плательщиками отчислений средств в качестве пользователей автомобильных дорог являются предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание ведомственных, республиканских и местных автодорог, в части объемов работ, выполняемых вне этих дорог.
Например, дорожно-эксплуатационные предприятия ПО ЖКХ при строительстве, ремонте и содержании улиц городов, являющихся транзитными проездами по городам в направлении дорог общего пользования, освобождается от уплаты республиканского единого платежа в части объемов работ, выполненных на этих улицах за счет средств дорожных фондов.
По работам, выполняемым по содержанию, эксплуатации, текущему и среднему ремонту сооружений внешнего благоустройства городских дорог, улиц, площадей, мостов, гидротехнических сооружений и других объектов городского благоустройства, единый республиканский платеж исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.
В соответствии с Законом от 2001-12-29 г. N 73-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О дорожных фондах в Республике Беларусь" от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог в 2002 г. освобождаются строительные организации в части выручки от строительных работ, выполненных ими за пределами РБ, при наличии раздельного учета. Напомним, что в 2001 г. от уплаты отчислений средств пользователями автомобильных дорог в республиканский дорожный фонд освобождались строительные организации РБ, осуществляющие строительство объектов только на территории РФ по объемам выполненных ими строительных работ, при наличии раздельного учета в соответствии с Указом Президента от 24.01.97 г. N 101 "О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь".
В 2001 г. белорусские юридические лица по объемам строительных работ, выполненных ими на территории государств СНГ, освобождались только от уплаты отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки согласно Указу Президента от 24.01.97 г. N 101, с учетом изменения и дополнений, внесенных Указом от 16.02.99 г. N 164. В данном случае республиканский единый платеж уплачивается в размере 1% (в части уплаты отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожный фонд).
Таким образом, строительные организации при строительстве объектов на территории государств СНГ в 2001 г. освобождались только от уплаты отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, а отчисления средств пользователями автомобильных дорог в республиканский дорожный фонд платили в общеустановленном порядке. То есть республиканский единый платеж вносили в размере 1%. При строительстве объектов на территории РФ, если ведется раздельный учет выполненных работ, эти организации освобождались полностью от исчисления и уплаты республиканского единого платежа.
В 2001--2002 гг. организации по объемам фактически выполненных работ по строительству жилых домов (квартир) для производителей сельхозпродукции освобождаются только от уплаты отчислений пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды. Республиканский единый платеж в части отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки уплачивается в размере 1%.
В соответствии с пп.7 и 4 ст.ст.11, 24 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" отчисления в целевые бюджетные фонды (республиканский единый платеж в размере 2% и местные целевые сборы в размере 2,5%) в 2002 г. юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность за пределами РБ и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков иностранных государств, уплачивают без учета средств, полученных от осуществления этими филиалами и другими обособленными подразделениями предпринимательской деятельности за пределами нашей страны.
Налоговым законодательством льготы по местным целевым сборам по выполненным строительным работам для строительных организаций на 2001--2002 гг. не предусмотрены.
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости
В соответствии со ст.6 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и ст.6 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются в 2001--2002 гг. в размере 5% от фонда заработной платы единым платежом.
Не облагаются налогами и неналоговыми платежами, в т.ч. чрезвычайным налогом (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в государственный фонд содействия занятости), относимыми в соответствии с налоговым законодательством на их себестоимость, работы по строительству жилья в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа Президента от 22.01.99 г. N 53 "Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений".
Разъяснением "О льготах по налогам на строительство жилья", утв. приказом ГНК от 15.04.99 г. N 75, определено, что от налогов и неналоговых платежей освобождаются работы по строительству инженерных сетей, сооружений, благоустройству и другие, выполняемые за пределами участка строительства жилого дома, если затраты на выполнение таких работ включаются в сводную смету на строительство жилья.
В стоимость работ по строительству жилья входит и не облагается налогами и неналоговыми платежами стоимость строительных материалов (услуг), изготовляемых (оказываемых) структурными подразделениями строительных подрядных организаций, не являющихся юридическими лицами, имеющими и не имеющими обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, при условии, что стоимость таких строительных материалов полностью подлежит включению в сводную смету на строительство жилья.
От уплаты налогов и неналоговых платежей (в частности, чрезвычайного налога) освобождаются предпроектные (включая затраты на оплату работ по отводу земельных участков для строительства), проектно-изыскательские и строительные работы, выполняемые по строительству жилья, независимо от источников их финансирования (средства юридических и физических лиц, бюджета, кредиты банка и другие источники) и способа производства (подрядный или хозяйственный).
Жилой фонд (в соответствии с Жилищным кодексом) образуют находящиеся на территории РБ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. При этом в числе жилых домов не учитываются дачи (строения капитальные, облегченные, принадлежащие государственным предприятиям, организациям и учреждениям, дачно-строительным кооперативам, гражданам на праве личной собственности), летние садовые домики членов садоводческих товариществ, охотничьи домики, спортивные и туристические базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, железнодорожные вагончики и другие строения и помещения независимо от длительности проживания в них граждан.
Для отнесения выполненных работ к работам по ремонту жилого фонда следует руководствоваться Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения ("Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88" Госкомархитектуры).
Согласно разъяснению Минстройархитектуры от 18.08.99 г. N 01-13/219ж газификация существующих индивидуальных домов относится к работам по ремонту жилого фонда.
В соответствии с разъяснением Минэкономики от 5.05.2000 г. N 15-7/2828 "О применении льгот при реконструкции жилых домов" газификация существующего жилого дома относится к ремонтно-строительным работам (ремонтно-восстановительным, выполняемым при капитальном ремонте мест общего пользования и общих элементов жилых домов) и не может быть отнесена к термину "строительство жилья". То есть работы по газоснабжению жилых домов частного сектора, не включаемые в сводную сметную стоимость строительства жилого дома, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, поскольку законодательством льготы для таких работ не предусмотрены.
К строительству нового жилья также не относится его реконструкция, под которой понимается совокупность строительно-монтажных работ, связанных с изменением технико-экономических параметров (строительного объема и общей площади жилого дома за счет пристроенных помещений и мансардного жилья, увеличения количества и площади квартир и инженерной оснащенности). Работы по реконструкции части жилого дома с изменением планировки дома без изменения площади, но с перекладкой стен, удалением печи, устройством отопления и газоснабжения, а также пристройкой к жилому дому, т.е. работы по реконструкции и ремонту существующих жилых помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, и льготы, предусмотренные Указом Президента от 22.01.99 г. N 53, на такие работы не распространяются.
Деятельность заказчика (застройщика) не относится к работам по строительству жилья и любых других объектов. Затраты на содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) регламентируются Временным порядком определения средств на содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) в текущих ценах, утв. приказом Минстройархитектуры от 28.12.99 г. N 422.
Поскольку УКС не осуществляет работы по строительству жилья, а производит технический надзор, то предусмотренное названным Указом освобождение от обложения налогами и неналоговыми платежами работ по строительству жилья на УКС не распространяется.
При определении суммы чрезвычайного налога, подлежащей льготированию, не учитывается фонд заработной платы работников, не связанных со строительством, т.к. в расчет удельного веса объема фактически выполненных работ по строительству жилья в общем объеме фактически выполненных работ по строительству не участвует выручка, полученная от других видов деятельности.
Строительные организации РБ, осуществляющие строительство объектов на территории РФ, освобождаются от уплаты чрезвычайного налога, исчисленного от фонда заработной платы работников, занятых на этих работах на территории РФ, при наличии раздельного учета в соответствии с Указом Президента от 16.03.99 г. N 164 "О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь "О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 января 1997 г. N 101".
Освобождение от уплаты обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости названными указами N 53 и N 164 не предусмотрено, и эти отчисления уплачиваются в размере 1% в общеустановленном порядке.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" освобождаются от уплаты чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность за пределами РБ и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков иностранных государств, -- в части средств, полученных от осуществления этими филиалами и другими обособленными подразделениями предпринимательской деятельности за пределами нашей страны.
Не включаются в состав фонда заработной платы, утв. постановлением Совмина от 2000-05-25 г. N 753 (с изменениями и дополнениями), и не облагаются чрезвычайным налогом и отчислениями в государственный фонд содействия занятости:
-- оказание помощи работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в виде материальной помощи на строительство жилья, его приобретение, расходов на полное или частичное погашение кредита (ссуды), предоставленного работникам на жилищное строительство (при наличии документов, подтверждающих постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в местных исполнительных и распорядительных органах или по месту работы);
-- стоимость жилья, переданного в собственность работнику (при соблюдении указанных условий).
Надбавки к заработной плате за работу вахтовым методом, выплачиваемые работникам, занятым в строительстве объектов на территории РФ, не подлежат обложению чрезвычайным налогом при наличии раздельного учета.
По вновь строящимся объектам суммы единого платежа относятся на удорожание стоимости незавершенного строительства и отражаются в бухучете по дебету сч.08 "Капитальные вложения" и кредиту сч.68 "Расчеты с бюджетом".
Платежи за землю
Законом "О платежах за землю", с учетом изменений и дополнений, установлено, что плата за землю обязательна для всех землепользователей, в т.ч. арендаторов и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Земельные участки организаций, финансируемых из бюджета, налогом не облагаются. Действие данной льготы не распространяется на участки, на которых ведется строительство объектов, финансируемых из бюджета.
УКСы, дирекции строящихся предприятий, имеющие земельные участки в собственности, пользовании, владении, уплачивают налог в общеустановленном порядке.
Работы по строительству жилья не облагаются земельным налогом в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа Президента от 22.01.99 г. N 53.
Инвесторы-застройщики, являющиеся плательщиками земельного налога, не уплачивают его за участки, предоставленные для строительства жилого дома, только в период его строительства.
В соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" с 1.01.2002 г. налогом не облагаются:
-- земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям, занятые прибрежными полосами, являющимися природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности;
-- земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ.
Юридические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу в случае сдачи (независимо от сроков) в аренду зданий (помещений), кроме их сдачи в аренду организациям, финансируемым из бюджета, с 1.01.2002 г. уплачивают налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование), тогда как в 2001 г. налог в данном случае не исчислялся и не уплачивался.
По вновь строящимся объектам суммы налога относятся на удорожание стоимости незавершенного строительства и отражаются в бухучете по дебету сч.08 "Капитальные вложения" и кредиту сч.68 "Расчеты с бюджетом".
Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
В соответствии с Законом "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)", с учетом изменений и дополнений, строительные организации являются плательщиками этого налога в общеустановленном порядке.
УКСы, дирекции строящихся предприятий содержатся за счет средств, предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства, не относятся к учреждениям и организациям, финансируемым из бюджета, и являются плательщиками экологического налога в общеустановленном порядке в соответствии с Разъяснением "Об исчислении и уплате налогов управлениями капитального строительства, дирекциями строящихся предприятий и органами Госстройнадзора", утв. приказом ГНК от 4.06.99 г. N 135, с учетом изменений и дополнений, утв. приказом ГНК от 16.12.99 г. N 316.
Налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду.
Налог за выбросы от неорганизованных источников при нанесении покрытий (грунтовка, окраска, лакирование, тонирование) внутри и снаружи жилых домов, зданий и сооружений начисляется и уплачивается плательщиками, для которых указанные работы являются видом предпринимательской деятельности.
Работы по строительству жилья не облагаются экологическим налогом в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа Президента от 22.01.99 г. N 53.
Налог на недвижимость
В соответствии с Законом "О налоге на недвижимость" строительные организации являются плательщиками этого налога в общеустановленном порядке. УКСы, дирекции строящихся предприятий также являются плательщиками указанного налога в общеустановленном порядке.
Освобождаются от обложения налогом:
-- автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них;
-- введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента ввода указанных фондов в эксплуатацию;
-- объекты социально-культурного назначения и жилого фонда.
Не облагается налогом стоимость незавершенного строительства по строительным объектам и стройкам, которые финансируются из бюджета, а также жилищного строительства.
Налог на недвижимость на незавершенное строительство
Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока строительства, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами согласно п.4 ст.5 Закона "О налоге на недвижимость".
На территории РБ действуют строительные нормы и правила СниП 1.04-03-85, изданные Госстроем и Госпланом СССР. Данные нормы являются обязательными при определении продолжительности строительства новых и расширения действующих предприятий, их очередей, пусковых комплексов, сооружений и зданий производственного и непроизводственного назначения всех отраслей народного хозяйства.
Эти нормы не распространяются на реконструкцию и техническое перевооружение объектов.
Налог в части выполненного объема работ по объектам незавершенного строительства вносится заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Сумма налога определяется исходя из стоимости незавершенного строительства на начало отчетного квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.
Налог уплачивается по каждому объекту, не введенному в указанный в договорах подряда срок, установленный в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Срок ввода в эксплуатацию объектов строительства в договорах подряда определяется с соблюдением требований Закона "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (далее -- Закон) и Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.98 г. N 1450 (далее -- Правила).
Сроки строительства объекта, устанавливаемые в договоре подряда, не должны превышать сроков, зафиксированных в проектной документации и условиями подрядных торгов. В отдельных случаях при соответствующих обоснованиях новые сроки ввода в действие объектов могут утверждаться по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики.
Срок может продлеваться по соглашению сторон с учетом продолжительности действия обстоятельств по договору подряда. В этом случае продление срока ввода объекта в эксплуатацию не освобождает заказчика от уплаты налога на незавершенное строительство в соответствии с законодательством.
В случае приобретения организацией объектов незавершенного строительства срок ввода в эксплуатацию объектов строительства указывается с момента заключения договора подряда между новым собственником и подрядной строительной организацией с соблюдением требований Закона и Правил.
На основании нового договора подряда на продолжение строительства объекта новый собственник исчисляет и уплачивает налог на незавершенное строительство, начиная с первого числа квартала, следующего за установленным новым сроком ввода объекта в эксплуатацию.
Не облагается налогом:
-- стоимость незавершенного строительства по строительным объектам и стройкам, которые финансируются из бюджета, а также жилищного строительства;
-- стоимость незавершенного жилищного строительства;
-- объекты, строительство которых осуществляется хозяйственным способом.
Плата за размещение отходов
Такую плату вносят собственники отходов, размещающие их в санкционированных местах размещения.
Годовой лимит размещения отходов по каждому их собственнику устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами Минприроды не позднее 1 марта текущего года.
Плата за размещение отходов вносится плательщиками исходя из фактических объемов их размещения.
Отходы, образующиеся в процессе строительства жилья, не облагаются платой за размещение отходов в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа Президента от 22.01.99 г. N 53.