$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Особенности финансовых изменений минимум преобразований

04.03.2016

Финансовый рынок Беларуси в очередной раз ждут перемены. Их главная особенность – отсутствие изменений. Фондовый и страховой рынки по-прежнему будет регулировать Минфин, льготный режим доходов по облигациям продлят.

Единственная новинка – намерение определить порядок выпуска депозитарных расписок, что, впрочем, не означает, что этот инструмент получит сколько-нибудь широкое распространение.

В различных программах, принимавшихся в последние годы, регулярно упоминается необходимость развития фондового рынка, который мог бы решить проблемы хронической нехватки инвестиций в белорусскую экономику. Но, несмотря на корректировки законодательства и создание инфраструктуры, достижения в этой сфере остаются довольно скромными.

Поправить положение власти надеялись с помощью нового Закона от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг», который вступил в силу с 1 января т.г. При этом одним из главных новшеств должна была стать передача Национальному банку полномочий по регулированию страховой деятельности и рынка ценных бумаг. Однако теперь это решение было неожиданно изменено. Глава государства заявил, что, по его данным, эти функции сейчас успешно выполняются Министерством финансов, а потому их вполне можно сохранить за этим ведомством. К вопросу о передаче Нацбанку таких полномочий обещано вернуться через год. Можно лишь гадать, что к тому времени изменится: то ли Минфин утратит внезапно возвращенное ему доверие, то ли главный банк страны докажет, что без полного контроля над всеми сегментами отечественного финансового рынка порядка в экономике не видать.

ИНТЕРЕСНО, что решение о передаче под крыло Нацбанка страхования и фондового рынка казалось делом, уже решенным. Оно было анонсировано в послании Президента к белорусскому народу и парламенту в прошлом году. Первые шаги по превращению Нацбанка в «мегарегулятора» уже сделаны: он регулирует лизинговую деятельность и операции на внебиржевом рынке «Форекс», которые, правда, ранее вообще не имели своего куратора. Предполагалось, что передача полномочий регулятора Нацбанку повлечет сокращение государственного аппарата и экономию бюджетных средств. В свою очередь, объединение центрального депозитария и валютно-фондовой биржи под началом одного госоргана могло бы снизить административные издержки и инфраструктурные риски.

Дальнейшее расширение полномочий Нацбанка логично вписывалось в интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. Напомним, Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает унификацию правил регулирования финансовых рынков стран ЕАЭС и взаимного доступа на них. Поскольку в России и Казахстане все сегменты финансового рынка уже регулируются центробанками, можно было ожидать, что и Беларусь последует за ними, перейдя к довольно распространенной в мире модели.

К тому же опыт СССР и независимой Беларуси показывает, что чрезмерная централизация часто имеет немало негативных сторон. Экономия расходов, ликвидация межведомственных конфликтов интересов, лучшее распределение регулятивных ресурсов и т.д. – противоположные доводы. Во-первых, масштабная реорганизация может подменить реальную работу по развитию фондового и страхового рынка.

Она вызовет многолетнюю перестановку кадров, штатов, структур и полномочий, что может парализовать работу по ряду направлений. Во-вторых, вместо снижения административных затрат и повышения эффективности возможны рост регулятивных издержек и рисков, ослабление управляемости, контроля и методологического сопровождения.

Поэтому для создания мегарегулятора нужны веские экономические причины и, прежде всего, состояние самого объекта регулирования. Но вряд ли Нацбанк при всем старании сможет устранить все затруднения, мешающие сегодня развитию фондового и страхового рынков в стране. Эти проблемы имеют институциональный характер и могут быть решены только в процессе правовых, экономических и социальных преобразований, включая защиту частной собственности, изменение корпоративной культуры, психологии менеджеров и чиновников, налоговые, судебные и ревизионные аспекты.

Отмена, а точнее – перенос «до лучших времен», так шумно презентованных на самом высоком уровне решений выглядят настолько странно, что провоцируют слухи о нешуточной «подковерной» борьбе между ведомствами и персонами за контроль над денежными потоками. Возможно, глава государства не счел целесообразным концентрировать все регуляторные полномочия в финансовой сфере в руках Нацбанка, считающегося «либерально-рыночным» по сравнению с правительством и Минфином. Вероятно, и руководство Нацбанка не горело желанием брать на себя дополнительную ответственность за самые слаборазвитые сегменты финансового рынка Беларуси, особенно за постоянно стагнирующий фондовый рынок. К тому же власти находятся сегодня в своеобразном цейтноте: Закон «О рынке ценных бумаг» вступил в силу 1 января, а приведение в соответствие с ним всех актов законодательства в этой сфере еще не начиналось. Между тем речь идет о довольно объемном пакете инструкций, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг в республике. Смена регулятора может затянуть этот процесс надолго, а у правительства и Нацбанка и без того множество куда более серьезных проблем.

НА ЭТОМ ФОНЕ самым простым шагом выглядит презентация проекта указа о продлении льготного режима налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями. Напомним, эта льгота применяется давно. В соответствии со ст. 138 НК она распространялась на облигации юрлиц, эмитируемые с 1.04.2008 г. по 1.01.2015 г., а Указом от 29.06.2015 № 279 были освобождены от налога на прибыль доходы от операций с облигациями, выпускаемыми с 1 июля по 31 декабря 2015 г. Надо полагать, чиновникам не составило труда обосновать необходимость применения этой льготы в текущем и следующем годах. Ведь если бюджет и недополучит из-за этого некоторые суммы, то потери субъектов хозяйствования от недостатка заемных ресурсов будут куда значительнее. Следовательно, убытки казны также увеличатся, а в придачу некоторым предприятиям придется вновь оказывать господдержку.

ЕЩЕ ОДИН проект указа предусматривает возможность предприятий выпускать иностранные депозитарные расписки в объеме до 25% акций.

Упрощенно этот инструмент можно рассматривать как ценные бумаги, представляющие определенное количество лежащих в их основе акций или облигаций и удостоверяющие права их владельца в отношении базисных активов иностранного эмитента. Эмитентом таких расписок, как правило, выступают крупные банки – депозитарии, работающие на национальном фондовом рынке. Торговля и расчеты по депозитарным распискам происходят за пределами страны, где зарегистрирован эмитент акций или облигаций. Эмитентам депозитарных расписок передаются права на соответствующее количество ценных бумаг, выпущенных за рубежом. Хранителями базисных активов являются депозитарии в иностранных государствах. В России этот инструмент довольно успешно используется уже давно.

Предполагается, что выпуск депозитарных расписок позволит привлечь зарубежный капитал и выведет акции белорусских акционерных обществ на международные финансовые рынки. Впрочем, эти планы могут так же остаться в мечтах и на бумаге, как и некогда обещанные IPO некоторых наших предприятий на мировых биржах, слияния с российскими компаниями и транснациональными корпорациями.

Заметим, что выпуск депозитарных расписок и в нынешних условиях вполне возможен. Вряд ли это удастся сделать на американских биржах, даже если речь идет об ADR 4-го уровня, но на московской, варшавской или китайских площадках требования и затраты пониже. На зарубежных биржах всегда есть любители рискнуть небольшими (по их меркам) суммами, чтобы сыграть с новыми инструментами, имеющими при явно высоких рисках теоретически значительный потенциал роста. Но решение о выпуске депозитарных расписок не делает компанию автоматически инвестиционно привлекательной. Приступать к такому проекту стоит только достаточно серьезному предприятию, планирующему дополнительную эмиссию акций, если оно видит перспективы своей работы на открытом фондовом рынке, понимает его преимущества и принимает его правила. В частности, придется составлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, поддерживать постоянную связь с инвесторами, регулярно информировать их и зарубежную биржу о своих доходах, событиях, политике вознаграждений руководства и их размерах. При этом любые резкие заявления и движения, вроде национализации, добровольно-принудительных слияний и увеличения доли государства, громких «посадок» директоров и т.п., всегда негативно воспринимаются инвесторами. Тогда усилия и деньги могут быть потрачены зря.

 

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН