Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности автомобильных перевозок грузов в 2018 году

Фото: gotrust

Постановлением Совмина от 07.03.2018 № 187 (далее – постановление № 187), вступившим в силу с 15 марта 2018 г., внесены многочисленные изменения в Правила автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила). Рассмотрим наиболее существенные из них.

Общие положения

С 23 января 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З). В частности, в абз. 8 ст. 1 Закона № 278-З дано новое определение, согласно которому автомобиль-такси – это транспортное средство, используемое только для автоперевозок пассажиров. В связи с этим из перечня используемых в Правилах терминов исключено понятие «грузовой автомобиль-такси (грузовое такси)» вместе со всей главой 33 «Организация автомобильных перевозок грузов физических лиц грузовыми такси».

В то же время в Правила включены дополнительные термины:

отправка – партия груза, отправляемая по одной товарно-транспортной накладной (далее – ТТН) или одной международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее – CMR-накладная);

разрешение на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств при выполнении международных автоперевозок грузов – документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства, зарегистрированного в Беларуси, по территории одного или нескольких иностранных государств и право на выполнение указанного в нем вида автоперевозки груза.

Порядок приема груза к перевозке

Как и ранее, согласно ч. 1 п. 8 Правил по договору об автоперевозке груза автоперевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик автоперевозки – оплатить автоперевозку груза в установленном размере. При этом в ч. 2 п. 8 Правил уточнено, что заключение договора об автоперевозке груза подтверждается составлением ТТН или иного транспортного документа (до 15 марта 2018 г. здесь требовалось, чтобы этот иной документ был установленной формы). Неправильное составление ТТН или иного транспортного документа, а также их утеря (ранее здесь говорилось только об утере ТТН) не влияют на действительность заключенного договора.

В ч. 1 ст. 40 Закона № 278-З уточняется, что ТТН теперь признается транспортным документом лишь при выполнении внутриреспубликанских автоперевозок грузов, а CMR-накладная, составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956 г., – при выполнении международных автоперевозок грузов. Другими словами, сферы применения ТТН и CMR-на­кладной теперь четко разграничены. Иные документы могут быть признаны транспортными только в соответствии с Правилами. В связи с этим упоминание об CMR-накладной включено во все нормы Правил, где сейчас упоминается ТТН, за исключением тех, где речь идет о выполнении внутриреспубликанских автоперевозок.

Исключена обязанность автоперевозчика, выполняющего перевозку продовольственного сырья и пищевых продуктов, при направлении транспортного средства под загрузку передавать водителю санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автоперевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автоперевозке специального санитарного режима). Указанное изменение вызвано необходимостью выполнения требований техрегламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС), в частности, ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов», утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 880 (далее – ТР ТС 021/2011), ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов», утв. Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 67, ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», утв. Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 68, которыми наличие санитарного паспорта на транспортные средства, осуществляющие перевозки вышеуказанных грузов, не предусмотрено.

В свою очередь, по той же причине из перечня документов, которые автоперевозчик должен передать водителю для выполнения международных автоперевозок грузов, исключены термограммы (листки контроля температурного режима) при автоперевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима.

В связи с необязательностью оформления путевого листа, которая теперь установлена Законом № 278-З, в ч. 3 п. 18 Правил уточнено, что при задержке грузового транспортного средства с грузом в пути уполномоченными контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. При этом представителем данного органа отметка о такой задержке может делаться как в путевом листе, так и в ином транспортном документе. Отметка должна содержать указание причин задержки, а также ее начала и окончания (было – время задержки).

Согласно изменениям, внесенным в п. 21 Правил, автоперевозчик может отказаться принять груз к автоперевозке в следующих случаях:

– груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

– груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу (было – не соответствует принятому к исполнению заказу). Данное уточнение имеет технический характер;

– масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам, установленным Указом от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь» (далее – Указ № 613). Ранее здесь говорилось только о превышении массы груза грузоподъемности, однако в Указе № 613, в соответствие с которым приводится данная норма, говорится и о необходимости соблюдать весовые и габаритные параметры;

– движение по автодорогам маршрута автоперевозки временно прекращено или ограничено;

– автоперевозчику не переданы надлежаще оформ­ленные транспортные и грузосопроводительные документы.

При этом сохранено требование, согласно которому в перечисленных случаях заказчик автоперевозки должен возместить автоперевозчику понесенные им затраты на пробег транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

В свою очередь, из перечня грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автоперевозчику или его представителю (ч. 2 п. 22 Правил), исключен сертификат соответствия качества (при автоперевозке промышленных и продовольственных товаров). Внесение этого изменения вызвано необходимостью выполнения подп. 4.4 п. 4 ТКП 5.102-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения», утв. постановлением Госстандарта от 30.04.2012 № 23, согласно которому может производиться как обязательная, так и добровольная сертификация продукции.

Кроме того, уточнено, что в этот перечень входит первый экземпляр оформленной в соответствии с законодательством РБ товарной накладной при автоперевозке грузов товарного характера, вывозимых не просто за пределы территории Беларуси, как формулировалось ранее, а в государства – члены ЕАЭС. Данное изменение обусловлено необходимостью выполнения норм законодательства ЕАЭС и требованиями Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) по сокращению документооборота для субъектов хозяйствования. При этом сохраняется обязательность оформления данного документа при перевозках по тем маршрутам, где он необходим.

Как и прежде, автоперевозчик может принять к автоперевозке грузы с объявленной в заявке заказчиком автоперевозки ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина, либо привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза (п. 25 Правил). В то же время п. 25 Правил дополнен ч. 2, согласно которой при осуществлении международной автоперевозки заказчик автоперевозки может объявить стоимость груза в CMR-накладной в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956 г. (далее – Конвенция), при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате. В соответствии со ст.ст. 24 и 26 Конвенции объявление стоимости и, соответственно, увеличение лимита ответственности перевозчика возможно лишь при условии установления надбавки к провозной плате. Поскольку Беларусь подписала Конвенцию, эта норма является для нас обязательной, поэтому она была включена в Правила.

Для исключения возникающих на практике проб­лем с указанием массы грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, п. 28 Правил изложен в новой редакции, согласно которой масса этих грузов с учетом массы контейнера должна быть определена и указана грузоотправителем в ТТН или в CMR-накладной. До принятия постановления № 187 в данной норме не уточнялось, кто должен указывать массу таких грузов, и она не содержала уточнения про учет массы контейнера в накладной. По аналогичной причине и в новой редакции п. 29 Правил теперь предусматривается, что тарные и штучные грузы могут быть приняты автоперевозчиком к автоперевозке только в том случае, если грузоотправителем в ТТН или в CMR-накладной указаны масса грузов и количество грузовых мест.

При этом в новой редакции п. 31 Правил устанавливается, что грузоотправитель должен указать в ТТН или в CMR-накладной массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и нести ответственность перед автоперевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза. Вопросы возложения ответственности за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза, ранее в Правилах не были урегулированы. Теперь данный правовой пробел устранен.

Порядок погрузки и разгрузки груза

Согласно новой редакции ч. 1 п. 71 Правил грузоотправитель должен загружать грузовое транспортное средство с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом № 613. При этом п. 71 Правил дополнен ч. 4, в соответствии с которой автоперевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, и если допущены нарушения, то по его указанию грузоотправитель должен их устранить. Это дополнение внесено с целью исключения конфликтов, зачастую возникавших между грузоотправителем и автоперевозчиком при загрузке транспортных средств по причине отсутствия регламентации данных вопросов.

Как и ранее, согласно ч. 1 п. 80 Правил время нахождения грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке, а также необходимое для выполнения при этом дополнительных операций определяется в соответствии с порядком применения соответствующих норм времени согласно приложению 7 к Правилам. В то же время в ч. 2 п. 80 Правил установлено, что при выполнении международных автоперевозок грузов норма времени простоя на погрузке или разгрузке теперь не должна превышать 8 часов (а не 12 часов, как было ранее), если в соответствующем договоре не установлено иное.

Сокращение максимальной разрешенной продолжительности простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автоперевозок обусловлено повсеместным применением грузоотправителями эффективных процессов погрузки и современных погрузочно-разгрузочных технологий и механизмов, обладающих высокой производительностью. Как показывает практика, фактическое время простоев грузовых транспортных средств, выполняющих международные перевозки, на современных терминалах составляет, как правило, не более 2–4 часов, поэтому 8-часового периода для выполнения всех необходимых операций более чем достаточно.

При возникновении разногласий

Отдельные изменения, внесенные в Правила, связаны с необходимостью урегулирования разногласий, возникающих на практике между участниками процесса грузоперевозки. В частности, основанием для предъявления автоперевозчиком претензии к заказчику автоперевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке) теперь служат отметки в ТТН или в CMR-накладной, если иное не предусмотрено соглашением сторон (до принятия постановления № 187 данная норма исключений не предусматривала), а в случае создания ТТН в виде электронного документа – в реестре товарно-тран­спортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и путевом листе о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.

К претензии должны прилагаться ТТН или CMR-на­кладная, реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, соответствующий акт, расчет ущерба и при необходимости другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

Автоперевозка скоропортящихся грузов

В п. 168 Правил уточнено, что автоперевозчик должен перевозить скоропортящиеся грузы в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом с соблюдением температурных режимов, установленных грузоотправителем. Ранее от автоперевозчика требовалось соблюдение тем­пературных режимов предъявляемых и перевозимых пищевых продуктов при междугородных автомобильных перевозках, которые были предусмотрены приложением 10 к Правилам, которое теперь исключено.

Данное изменение обусловлено требованиями п. 10 ст. 9 Закона от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее – Закон № 217-З) и п. 1 ст. 17 ТР ТС 021/2011, согласно которым перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, которые на практике в основном и являются ее грузоотправителями.

Из главы 16 Правил, регламентирующей порядок автоперевозки скоропортящихся грузов, исключаются некоторые нормы, в которых, в частности, установлены требования к автоперевозке отдельных видов таких грузов.

Кроме того, Правила дополнены п. 1721, согласно которому пригодность грузового транспортного средства для автоперевозок скоропортящихся грузов по требованию грузоотправителя может подтверждаться наличием свидетельства о его соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, от 01.09.1970 г. Это требование связано с тем, что не всегда грузоотправитель может «на глазок» определить пригодность грузовых транспортных средств для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов с поддержанием необходимого температурного режима.

Требования к автомобильным перевозчикам

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 334 Правил, автоперевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). При этом он может находиться в процессе реорганизации, что ранее было запрещено. Данное ограничение было исключено исходя из обычной практики работы субъектов хозяйствования и в связи необходимостью учета ст. 54 Гражданского кодекса, согласно которой все права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к его правопреемнику.

Как и сейчас, у автоперевозчика должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автоперевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным Правилами и иными актами законодательства РБ. Напомним, что в настоящее время такие требования установлены Положением о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и выдачи соответствующих свидетельств, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 971, которое с 1 ноября 2018 г. будет действовать в новой редакции, утв. постановлением Совмина от 29.06.2018 № 512.

При этом с целью более полного учета требований международного законодательства, регламентирующего грузовые автоперевозки, а также исходя из присоединения Беларуси к Хартии качества международных грузовых автомобильных перевозок в системе Многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) (далее – Хартия качества) в Правилах ужесточены требования в отношении автоперевозчиков, выполняющих международные автоперевозки грузов, согласно которым они должны отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния.

Закрепление в законодательстве Беларуси указанных требований в последующем позволит упростить доступ белорусских перевозчиков на рынок международных автоперевозок за счет увеличения для Беларуси квоты многосторонних разрешений ЕКМТ.

Согласно новой редакции п. 335 Правил такие автоперевозчики дополнительно к требованиям п. 334 Правил должны:

1) привлекать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством;

2) отвечать критериям финансового состояния, установленным в п. 3352 Правил;

3) отвечать критериям деловой репутации, установленным в п. 3351 Правил, – при выполнении международных автоперевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств при выполнении международных автоперевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств.

В соответствии с п. 3352, которым дополнены Правила, для подтверждения своего финансового состояния автоперевозчик, выполняющий международные автоперевозки грузов, являющийся:

– юридическим лицом, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9000 EUR (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 EUR (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на каждое последующее. Отметим, что ранее в Правилах не уточнялось, как определяется стоимость активов автоперевозчика;

– индивидуальным предпринимателем (ИП), должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 EUR (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 EUR (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на каждое последующее.

На наш взгляд, сами грузовые транспортные сред­ства, используемые автоперевозчиком для грузоперевозок, также являются основными средствами (имуществом), которые могут учитываться им для подтверждения своего финансового состояния, если они находятся у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (в собственности – для ИП).

Отметим, что до 15 марта 2018 г. в Правилах критерии финансового состояния автоперевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, для юридических лиц и ИП совпадали.

Документами, подтверждающими финансовое состояние автоперевозчика, теперь являются:

– для юридических лиц – бухгалтерский баланс;

– для ИП – документы, подтверждающие наличие в собственности указанного выше имущества.

В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества ИП согласно подтверждающим документам автоперевозчик может дополнительно представлять гарантию банка (было – поручительство третьего лица).

Документы, подтверждающие финансовое состояние автоперевозчика, передаются им в Минтранс или в уполномоченную им организацию в порядке и сроки, устанавливаемые этим министерством (ранее такое требование отсутствовало).

Отметим, что, поскольку деятельность по выполнению внутриреспубликанских автоперевозок грузов не подлежит лицензированию, из п. 335 Правил исключена норма, регламентирующая требования к финансовому состоянию автоперевозчиков, выполняющих такие автоперевозки грузов.

В свою очередь, в п. 3351, которым дополнены Правила, установлены критерии деловой репутации. В соответствии с ним деловая репутация автоперевозчика считается подтвержденной, если:

– руководитель автоперевозчика – юридического лица, автоперевозчик – ИП или штатный специалист (специалисты) автоперевозчика, ответственный (от­ветственные) за организацию и выполнение автоперевозок грузов, не имеет (не имеют) неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, нарушение правил охраны труда;

– в отношении автоперевозчика в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации, не принималось решений о приостановлении или прекращении действия лицензии на осуществление деятельности в области автотранспорта в отношении составляющей по выполнению международных автоперевозок грузов.

Соответствие автоперевозчика, выполняющего международные автоперевозки грузов, первому из указанных критериев деловой репутации подтверждается предоставляемыми им сведениями о правонарушениях, хранящимися в едином государственном банке данных о правонарушениях, получаемыми в соответствии с Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утв. постановлением Совмина от 20.07.2006 № 909. Если из представленных автоперевозчиком документов следует, что он ему не отвечает, то Минтранс или уполномоченная им организация должны выдать предписание об объявлении руководителя автоперевозчика – юридического лица, автоперевозчика – ИП, штатного специалиста автоперевозчика, ответственного за организацию и выполнение автоперевозок грузов, не соответствующими требованиям деловой репутации и необходимости назначения ответственным за организацию и выполнение автоперевозок грузов иного штатного специалиста в течение 30 календарных дней со дня получения указанного предписания.

Подтверждение соответствия автоперевозчика, выполняющего международные автоперевозки грузов, второму из указанных выше критериев деловой репутации осуществляется Минтрансом или уполномоченной им организацией.

В соответствии с новой редакцией п.п. 337 и 338 Правил международные автоперевозки грузов могут выполняться на:

– механических транспортных средствах категорий «B», «C» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;

– составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке.

Ранее в п. 337 Правил к водителям также предъявлялись требования иметь общий стаж работы в качестве водителя транспортных средств соответствующих категорий не менее двух лет. Однако эта норма исключена в связи с необходимостью решения в нашей стране проблемы оттока молодых кадров, прошедших профессиональное обучение, получивших специализацию водителя-международника и удостоверение на право управления автомобилем категории «СЕ», которые стали массово уезжать на работу в сопредельные страны – государства Балтии, Польшу и Россию, где подобное ограничение по стажу работы отсутствует.

Водитель, выполняющий международные автоперевозки грузов, должен знать положения нормативных правовых актов, регулирующих выполнение таких перевозок, подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Совмином (было – пройти обучение по соответствующей программе профессиональной подготовки, утвержденной в установленном порядке). Это изменение также обусловлено необходимостью приведения законодательства в соответствие с требованиями Хартии качества, согласно которой аттестация водителей после прохождения обучения, а также прохождение переподготовки не реже одного раза в 5 лет является обязательным.

Иные изменения

Правила дополнены главой 381, в которой приводится перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, а также сроки их действия и выдачи.

С учетом практики применения Правил определенные уточнения внесены в главы 39–46, в которых установлены права и обязанности автоперевозчиков, заказчиков автоперевозки, грузоотправителей и грузополучателей, а также их ответственности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений