Основные моменты в работе с органами государственного казначейства и порядок осуществления платежей
Для обслуживания организации в органах казначейства и финансирования ее расходов за счет средств бюджета главным государственным казначейством Минфина присваивается учетный номер казначейства (далее – УНК) каждому распорядителю бюджетных средств. Однако данный номер часто путают с УНП (учетный номер плательщика), присваиваемый каждому плательщику при постановке на учет в налоговом органе.
Для присвоения УНК распорядитель бюджетных средств должен представить в соответствующий орган письменное обращение с обоснованием необходимости присвоения УНК получателю бюджетных средств.
Исполнение республиканского и местных бюджетов, бюджета Фонда по расходам через автоматизированную систему государственного казначейства (далее – АСГК) осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной росписью, составленной в соответствии с бюджетной классификацией РБ с распределением по получателям бюджетных средств, произведенным распорядителями бюджетных средств в соответствии с законодательством.
Заявка на перечисление денежных средств республиканского и местных бюджетов
Для перечисления денежных средств республиканского и местных бюджетов, бюджета Фонда получатель бюджетных средств представляет в государственное казначейство заявку. Оформление заявки производится получателем бюджетных средств строго с учетом следующих особенностей:
– в поле «Плательщик» заполняются реквизиты главного управления;
– в поле «Бенефициар» – реквизиты поставщика (подрядчика, исполнителя), иного получателя либо получателя бюджетных средств на основании данных документов, подтверждающих обоснованность перечисления денежных средств;
– в поле «Назначение платежа» – УНК получателя бюджетных средств, чьи расходы оплачиваются, его наименование, назначение проводимой операции, номер, дата и предмет государственного контракта (договора) на закупку товаров (работ, услуг), иных документов, представляемых в подтверждение обоснованности перечисления денежных средств, срок платежа. При оформлении заявки на оплату обязательств, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, в поле «Назначение платежа» указываются УНК получателя бюджетных средств, чьи расходы оплачиваются, его наименование, срок платежа и учиняется запись: «Без подтверждающих документов».
В заявке также указывается расшифровка общей суммы платежа по кодам функциональной классификации расходов бюджета по видам, функциональной классификации расходов бюджета по параграфам, программной классификации расходов бюджета, ведомственной классификации расходов республиканского бюджета, экономической классификации расходов бюджета согласно приложениям 2–6 к постановлению № 2081.
Заявка на перечисление командировочных расходов
Распорядитель (получатель) бюджетных средств может представить в территориальное казначейство перечень отдельных получателей бюджетных средств, деятельность которых связана с постоянными служебными командировками, для частичного финансирования указанных расходов по заявкам без ссылки на номер и дату приказа либо реестра приказов. В таких случаях в заявке в поле «Назначение платежа» вместо номера и даты соответствующего приказа либо реестра приказов учиняется запись: «Авансовое перечисление средств под предстоящие в текущем месяце командировочные расходы». На основании такой заявки на счет получателя бюджетных средств в банке могут перечисляться денежные средства в размере до 1/6 квартальных бюджетных ассигнований 2 раза в месяц.
Заявка для получения наличных денежных средств на хозяйственные нужды
Заявки получателей бюджетных средств для получения наличных денежных средств на проведение расчетов в случае возникновения непредвиденных, неотложных хозяйственных нужд могут приниматься территориальным казначейством в размере, не превышающем тридцати базовых величин в месяц.
Внимание! Ответственность за превышение установленной суммы, а также ее использование не по целевому назначению несет получатель бюджетных средств.
Распространенные ошибки, допускаемые организациями
1. Ошибки, связанные с оформлением заявок на перечисление денежных средств.
Получатели бюджетных средств достаточно часто:
– не указывают свой УНК;
– не указывают наименование организации;
– указанное назначение проводимой операции сокращают настолько, что не представляется возможным определить статью расходов бюджетной классификации РБ;
– в поле «УНП третьего лица» не указывают учетный номер плательщика получателя бюджетных средств либо организации, за которую осуществляется платеж;
– в поле «Код платежа» не указывают соответствующий код платежа в бюджет в соответствии с классификацией доходов бюджета согласно приложению 1 к постановлению № 208).
Сроки платежа: срок платежа в обязательном порядке указывается при предъявлении на оплату срочных платежей (заработная плата; субсидии, в составе которых содержится заработная плата; командировочные расходы), в иных случаях срок может не указываться;
2. Ошибки, связанные с расчетами с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при предварительной 100%-ной оплате товара (работ, услуг).
Предварительная оплата расходов (перечисление аванса) на закупку товаров (работ, услуг) допускается в размере 100%-ной стоимости закупки по договорам, заключенным получателем бюджетных средств с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся резидентом РБ, если последний обязуется осуществить поставку товара, выполнить работы, оказать услуги в течение пяти рабочих дней со дня зачисления денежных средств на его счет в банке (подп. 15.1 п. 15 Инструкции № 662).
Довольно часто имеют место случаи отсутствия сроков поставки, либо случаи превышения сроков поставки.
3. Ошибки, связанные с оформлением предъявленных на оплату документов.
Распорядители средств, а также поставщики (продавцы, исполнители) нередко допускают ошибки в предъявленных на оплату документах:
– неверно указывают номера и даты документов;
– забывают ставить печати и подписи исполнительных лиц;
– неправильно подсчитывают сумму при частичной оплате;
– указывают сумму НДС вместо полной стоимости к оплате;
– не заполняют графы «источник финансирования», «общая сумма по договору», «ответственность сторон», в чьем лице составляется акт выполненных работ (услуг). Советуем проверять эти данные более внимательно.
При должном внимании и соответствующей тщательной проверке пакета документов перед отправлением в территориальные органы государственного казначейства можно добиться минимума возвратов в виде официальных отказов, а также снизить уровень нецелевого отвлечения денежных средств.
1Постановление Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».
2Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ, утв. постановлением Минфина от 29.06.2000 № 66.