Организации стали чаще обращаться в Нацбанк. Зачем и почему

Нацбанк зафиксировал значительный рост числа обращений юрлиц в свой контакт-центр в 2021 г. «ЭГ» выяснила, с чем это связано и как вообще организация может подать запрос в главный банк страны.
Нацбанк опубликовал новые сведения о количестве обращений юридических лиц в свой контакт-центр. Из них следует, что число обращений организаций в контакт-центр в прошлом году выросло более чем в 3 раза по сравнению с предыдущим годом.
Так, если в 2020 г. Нацбанк принял 7 126 обращений от юридических лиц, то в 2021 г. тих было уже 21 901.
Запросы связаны с новым законодательством
Рост обращений юрлиц регулятор объясняет большим количеством вопросов, которые возникли у организаций в связи с изменениями валютного законодательства. Напомним, с 9 июля 2021 г. в Беларуси вступили в силу новые законы о валютном регулировании и валютном контроле.
Итак: количество обращений за разъяснением нормативных правовых актов (НПА) составило 10 200. На втором месте – представление информации по разъяснению валютных операций, функционированию веб-портала «Регистрация валютных договоров» (7 471 обращение), на третьем – обращения, связанные с представлением сведений о Нацбанке (почтовый адрес, сведения об ответственных исполнителях документов) — 3 398 запросов.
Если судить по отчету за 2020 г., юридические лица наиболее часто обращались за получением сведений о Нацбанке (3 350 обращений). Также организации просили разъяснить вопросы, связанные с валютными операциями (2 270) и НПА самого Нацбанка (820).
Без вопроса не будет ответа. И понимания, как работать
У юрлиц РБ есть право обратиться во все министерства, ведомства, департаменты по любым рабочим вопросам. Такое право им предоставлено Законом от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Мы уже подробно рассказали, как именно можно воспользоваться этим правом, и убеждала, что механизм обращений в госорганы юрлицам необходимо задействовать в полной мере (см. статью «Обращение бизнеса в государственные органы», «ЭГ» № 4 за 18.01.2022).
Есть множество путей получить информацию…
Обращения в Нацбанк необходимо подавать на одном из двух государственных языков в письменном виде или с помощью электронной почты, или излагать их устно.
Письменные обращения можно направлять в т.ч. через курьера, по почте, во время личного приема. В таком обращении организации за подписью ее руководителя или уполномоченного лица (с указанием ФИО) должна быть изложена суть обращения.
Кроме того, письменное обращение должно включать полное наименование юрлица и его место нахождения, наименование Нацбанка или его подразделения либо должность лица, которому направлено обращение.
Данные обращения могут также подавать представители юрлица. В этом случае понадобится приложить документы, которые подтверждают их полномочия.
Электронные обращения юрлиц в НБ РБ должны дополнительно содержать адрес электронной почты организации. Данные обращения следует направлять только через раздел «Электронные обращения» на сайте Нацбанка. Ответ придет на адрес электронной почты, который будет указан при регистрации в этом разделе.
Устные обращения юрлица могут излагать в ходе личного приема в Нацбанке. Председатель Правления, его заместители или руководители подразделений лично принимают юрлиц и их представителей не реже одного раза в месяц.
Если для решения вопроса, который изложен устно, требуется дополнительная проверка или изучение проблемных аспектов, обращение придется изложить письменно.
Помимо прочего, у юрлиц есть возможность подать повторное обращение в Нацбанк. В подобном случае оно должно включать сведения о результатах предыдущего рассмотрения с приложением документов.
Отказаться рассматривать повторное обращение Нацбанк может лишь тогда, когда обращение уже было изучено по существу и в нем нет новых существенных обстоятельств.