Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
АПК
07.12.2018 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №92 (2196) от 07.12.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Органическая продукция: — с прицелом на экспорт

Фото: pexels

Закон от 9.11.2018 № 144-З «О производстве и обращении органической продукции» подписан Президентом. Основные его статьи вступают в силу через год после официального опубликования, т.е. 18.11.2019.

Планировалось,  что проект закона, который закрепит нормы производства экологически чистых продуктов, появится в 2014 году. Однако работа над этим документом затянулась, лишь в 2015-м была создана его концепция, а сам законопроект, подготовленный специалистами Министерства сельского хозяйства и продовольствия, правительство направило в Палату представителей в конце 2017 г.

Отметим, что аналогичные  законы действуют более чем в 80 странах мира, в т.ч. в ближнем зарубежье. В августе 2018 г. он принят в России, которая так же, как и Беларусь, несколько запоздала с созданием правовой базы для производства экопродукции. Кстати, там он вступает в силу с 1.01.2020.

Отметим, что Постоянная комиссия по аграрной политике заметно доработала проект при подготовке к рассмотрению его на сессии.

Так, много споров возникало во­круг вопросов финансирования производства и обращения органической продукции. Отсутствие в отечественном законопроекте норм об оказании господдержки эксперты назвали существенным недостатком этого документа.

Некоторые специалисты предлагали записать, что помощь за счет казны оказывается тем субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности), которые будут включены в единый госреестр производителей органической продукции. Но в итоге депутаты и представители Минсельхозпрода сошлись на том, что финансирование будет вестись за счет средств самих производителей, республиканского и местных бюджетов в рамках госпрограмм, а также других источников, не запрещенных законодательством. Эта довольно расплывчатая формулировка осталась и в окончательном тексте.

Не предусматривалось в первоначальном варианте законопроекта создания единого государственного реестра всех организаций, фермерских хозяйств и ИП, занимающихся органическим земледелием. Добавить такую статью депутатам рекомендовали ученые-аграрники в ходе круглого стола, который прошел в Палате представителей в марте этого года.

Кстати, еще к одной рекомендации, прозвучавшей в ходе круглого стола, законодатели не прислушались. Она касалась переходного периода от производства традиционной продукции к органической. Ученые ссылались на опыт Казахстана, где в аналогичном действующем законе детально прописана длительность переходного периода, причем с учетом специфики подотраслей: отдельно указаны сроки для посевных площадей, пастбищ и многолетних культур.

В целом Закон получился рамочным, с большим количеством отсылочных норм, в т.ч. к праву ЕАЭС.

Отметим, что спрос на экопродукцию в стране частично уже удовлетворяется за счет фермерских хозяйств. Но Беларусь также заинтересована и в ее экспорте.

На днях в БЕЛТА прошла пресс-конференция, посвященная принятому закону. Ее участники напомнили, что в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 г. в качестве одного из главных критериев развития аграрного комплекса предусмотрен рост доли органических земель в общей площади сельскохозяйственных земель до 3–4% к 2030 г. О необходимости развития производства органической продукции речь идет и в Доктрине национальной продовольственной безопасности Беларуси до 2030 г.

На этом рынке в Беларуси работают  более 20 субъектов хозяйствования, включая фермерские и личные подсобные хозяйства. Семь организаций аккредитовано в Евросоюзе по выдаче сертификатов на производство такой продукции. Сер­тифицировано около 1,5 тыс. га сельскохозяйственных земель.

О том, что  Беларусь рассматривает вопрос вступления в Международную федерацию органического сельскохозяйственного движения (IFOAM), сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун. По его словам, членство в IFOAM, которая создана в 1972 г. для распространения экологичных методов хозяйствования и объединяет около 760 организаций из 100 стран мира, поможет признанию белорусских сертификатов за рубежом. И, соответственно, – поставкам органической продукции на экспорт.

Замминистра также подчеркнул, что всю информацию о производстве органической продукции Беларусь старается унифицировать в соответствии с европейскими требованиями, чтобы можно было поставлять ее как на рынок стран ЕАЭС, так и в страны Евросоюза.

Отвечая на вопросы журналистов о вероятности продаж такой продукции в Китай, В. Гракун обратил внимание на необходимость предварительного изучения спроса и законодательства страны, на рынок которой планируется организовать поставки.

– Экспорт будет зависеть от спроса, по заявке КНР мы готовы ее поставлять. Но тут нужно обсуждать, в какой именно продукции и в каких объемах может быть заинтересован Китай, какие требования к ней там предъявляются, – сказал он.

Вести реестр производителей органической продукции планируется поручить Белорусскому государственному институту стандартизации и сертификации, сообщила начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации Елизавета Козленко

Она проинформировала, что юрлицо, физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которые пройдут сертификацию производимой продукции в Национальной системе подтверждения соответствия, будут включаться в реестр.

Сертифицированные производители получат право наносить знак «Органический продукт» на потребительскую или транспортную упаковку. Этот знак может использоваться после вступления закона в силу, то есть через год.

На то, что правильно организованное органическое производство ведет к оздоровлению окружающей среды, снижению поступления техногенных химических веществ в почву, подземные и поверхностные воды, обратил внимание заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Андрей Кузьмич. А нормы закона запрещают при производстве органической продукции применять химудобрения и средства защиты растений, другие синтезированные химическим путем средства.

Как уже отмечалось, Закон «О производстве и обращении органической продукции»  вступает в силу только через год. Время для разработки и утверждения необходимых подзаконных актов, изучения зарубежных рынков, подготовки к сертификации еще есть.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by