Оплатить ущерб по акту КГК? А давайте проведем экспертизу
Предприятие не согласилось ни с полученной им от Комитета госконтроля претензией о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, ни с решением экономического суда и его апелляционной инстанции. Субъект хозяйствования подал кассационную жалобу, которую 28.07.2020 рассмотрела судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
Сотрудники Комитета госконтроля (КГК) после обследования земельного участка составили соответствующий акт с приложением фотографий об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Проверяющие посчитали, что в нарушение требований законодательства строительное предприятие провело работы, не предусмотренные проектом, по снятию (уничтожению) плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы.
В кассационной жалобе ответчик сослался на заключение почвоведческой экспертизы, проведенной путем обследования участка, и лабораторного агрохимического исследования почвенных образцов.
Согласно заключению эксперта проведен лабораторный анализ образцов, равномерно отобранных из верхнего 20-сантиметрового слоя почвы на нарушенном и на контрольном ненарушенном участке лесного фонда. При этом существенных различий по содержанию в почве основных элементов минерального питания (гумус, легкогидролизуемый азот, подвижный фосфор, обменные формы магния и калия) не обнаружено. Признаков вывоза за пределы участка плодородного грунта не выявлено.
Но, как выяснилось в ходе судебных разбирательств, установить визуально границы поврежденного участка на момент обследования не удалось. Эксперт пояснил, что границы участка, отмеченного в акте, документально не обозначены, а были указаны ему лицом, назначившим экспертизу.
Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 35 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII) строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту с соблюдением требований законодательства, в т.ч. в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных.
В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные мероприятия при проведении строительных работ по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы (п. 2 ст. 59 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Положением о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель, утв. приказом Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии от 24.05.1999 № 0104/78, установлены требования к сохранению плодородного слоя почвы при производстве земляных работ и дальнейшему использованию его для улучшения малопродуктивных земель, восстановления плодородия культивируемых земель и благоустройства территорий.
Предприятие нарушило нормы этих документов.
Согласно абз. 12 ч. 1 п. 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утв. постановлением Совмина от 17.07.2008 № 1042 (далее – Положение № 1042), вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта деградации земель (включая почвы), определяемой по видам и показателям согласно приложению 1.
Показателем деградации является удельный вес площади контура с испорченным (утерянным) плодородным слоем почвы в площади контура земельного участка. В рассматриваемом случае показатель удельного веса (19,85%) свидетельствует о высокой степени деградации.
Расчет размера возмещения вреда произведен КГК в соответствии с Указом Президента от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».
По мнению суда, заключение экспертизы и показания свидетеля Г. не опровергают установленный актом КГК факт воздействия на плодородный слой почвы путем его незаконного уничтожения в ходе строительных работ. В связи с этим доводы кассационной жалобы признаны судебной коллегией необоснованными.