Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
12.04.2019 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №27 (2228) от 12.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Операция «Самоликвидация». Как совершенно законно и безнаказанно не платить долги?

Екатерина Владыко

Продолжаем серию публикаций о проблеме уклонения предприятий от погашения обязательств перед кредиторами. Вопрос этот для отечественного бизнеса встает все острее и острее. Мы привлекаем практикующих экспертов, которые рассказывают, с какими именно приемами недобросовестных должников им приходится сталкиваться. Практикующие юристы рефреном озвучивают тезис: «Беларусь – рай для мошенников, наши законы в области экономики написаны для честных и дисциплинированных. А для нечестных они не писаны!».

Рассмотрим ситуации, когда ликвидация предприятия является способом не отдавать долг. Разобраться в них нам помогут юристы — руководитель юридической компании «Правовой путь» Екатерина Владыко и юрист этой фирмы Геннадий Агеев.

Е.В.: — Начать процедуру ликвидации в отношении собственного бизнеса может любой субъект хозяйствования независимо от его формы собственности. Понятно, что если предприятие крупное, то может быть столь же крупным и резонанс от этой процедуры, акциями в акционерных обществах могут обладать многие люди, согласие которых на ликвидацию требуется получить (процедура усложняется), но проблема не в этом. Она заключается в том, что закон не запрещает инициировать данную процедуру при наличии долговых обязательств.

Суть такой процедуры по решению собственника, т.е. «самоликвидации»: учредитель принимает решение о ликвидации самостоятельно или вместе с соучредителями размещает объявление о ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси», после чего подает заявление в орган власти, ответственный за такое решение (например, в Мингорисполком), который через определенное время исключает его из ЕГР. Данный «упрощенный» способ актуален при ликвидации предприятия без долговых обязательств.

Г.А.: — Но в нашем случае интерес представляют случаи ликвидации предприятий именно с долгами.

Ликвидация происходит по заявительному принципу (то есть нужна подача заявления в исполком), назначенный ликвидатор должен уведомить всех кредиторов о процессе ликвидации. Однако зачастую этого не происходит, и в такой ситуации кредитор(ы) сам(и) должен(ы) отслеживать своих должников и постоянно мониторить информацию на сайте журнала «Юстиция Беларуси» или другие источники информации, чтобы не пропустить время подачи требований.

Надеяться на возбужденное в отношении должника исполнительное производство не стоит, так как это не является препятствием для подачи заявления о ликвидации. В таких случаях, в соответствии с действующим законодательством, судебный исполнитель вернет вам исполнительные документы с отметкой о том, что должник находится в процессе ликвидации. Исключением может быть ситуация, когда у должника по факту арестовано имущество и передано на реализацию, тогда исполнительное производство будет исполнятся до окончания данного процесса.

Е.В.: — Рассмотрим вариант, где мы просмотрели сайт журнала «Юстиция Беларуси» и увидели, что наш должник ушел в ликвидацию. Наши действия следующие: мы отправляем ликвидатору требование кредитора со всеми документами, подтверждающими статус кредитора.

Здесь нужно понимать, что в соответствии с постановлением Совета Министров в случае наличия у юридического лица на дату принятия решения о его ликвидации задолженности перед кредиторами ликвидатором может быть назначено лицо, не являющееся собственником или руководителем этого юридического лица.

Далее в постановлении описывается ряд требований, предъявляемых к потенциальному ликвидатору, которые на практике соблюдаются крайне редко из-за отсутствия ответственности за их несоблюдение. Теоретически, при определенных обстоятельствах ликвидатора можно при­влечь к субсидиарной ответственности. Но об этом мы поговорим отдельно. Ликвидирующееся пред­приятие может и не нанимать ликвидатора, а назначить его из числа учредителей или сам собственник предприятия может стать его ликвидатором (согласно постановлению этого делать нельзя при наличии задолженности) и игнорировать требования кредиторов.

* * *

Игнорирование кредиторов, к сожалению, удобно тем, что согласно действующему законодательству ликвидатор не несет ответственности за непринятие требований кредиторов или необоснованный отказ таковых, а впоследствии может ликвидировать должника как пред­приятие, не имеющее долгов.

При этом не обязательно скрываться от кредиторов, достаточно просто не включать их в реестр на протяжении всего процесса ликвидации.

Кредитор может направить обращение о приостановлении ликвидации в исполком, и ликвидация может быть приостановлена на срок не более чем два месяца. Более того, исполком уведомит о приостановке ликвидации ликвидатора и не оставит без надежды кредитора, направив и ему ответ. Но спустя два месяца процесс возобновится. На практике два месяца приостановления ликвидации совершенно ничего не дают.

Г.А.: — Рассмотрим вариант принятия требований кредитора.

Здесь также нет серьезных по­следствий для ликвидатора. Процесс осложняется лишь тем, что у ликвидатора появляется обязанность инициировать процедуру банкротства в отношении ликвидируемого должника.

Но самый удобный способ ликвидации – «через бездействие». Не­предоставление сведений в ИМНС, ФСЗН, иные госорганы; отсутствие движений по счету и пр. В этом случае инициатором ликвидации пред­приятия выступает налоговая ин­спекция через обращение в исполком. И даже в случае ведения в отношении должника исполнительного производства предприятие ликвидируют «по упрощенной схеме» по инициативе государственных органов. При этом даже не подавая объявление о ликвидации в СМИ. Требования кредитора обяжут направлять в адрес руководителя (собственника) должника, с которым, скорее всего, контакт уже давно утерян.

Как разрешить проблему?

Во-первых, запретить или хотя бы усложнить ликвидацию предприятий, имеющих задолженность, до окончательного ее погашения. Если погасить долги предприятие не в состоянии, то признавать его банк­ротом с привлечением к ответственности учредителей или иных виновных лиц.

Во-вторых, на законодательном уровне ввести ответственность в отношении ликвидатора за действие или бездействие.

Не факт, что внедрение данных норм решит проблему неплатеже­способности, но уж точно сократит число недобросовестных должников.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений