Опасные ошибки корпоративных инвестиций

В Беларуси ежегодно регистрируются тысячи новых компаний, собственники которых разными способами финансируют создаваемый бизнес. Иногда, на первый взгляд, инструменты корпоративных инвестиций используются верно, однако на практике документы могут содержать серьезные недостатки.
Уставный фонд требует особого внимания
Тема фондирования бизнеса и нюансы, связанные с этим, рассматривались на деловой встрече с участием финансовых менеджеров белорусских компаний. В ходе встречи эксперты в сфере юриспруденции и налогообложения рассказали представителям бизнеса о существующих инструментах корпоративных инвестиций, нюансах и последствиях их использования.
Как известно, после регистрации юрлица учредители обязаны сформировать в течение 12 месяцев уставный фонд, и, на первый взгляд, эта процедура не должна генерировать угрозы для субъектов хозяйствования. Однако стоит иметь в виду, что при нарушении юрлицом порядка формирования уставного фонда экономическим судом может быть принято решение даже о его ликвидации (на основании Декрета от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).

Ошибки, которые могут привести к неверному формированию уставного фонда, встречаются в корпоративной практике разные.
Управляющий партнер, руководитель практики налоговых и юридических услуг, заместитель директора «АйКьюТи Эшуранс» (IQT) Евгения Четверикова в ходе деловой встречи отметила, что в случае внесения денежного вклада нерезидентами в уставный фонд белорусской компании сумма валютной транзакции в рублевом эквиваленте (из-за меняющегося обменного курса) иногда может быть меньше вклада, который заявлен хозобществом в уставе.
«К сожалению, в корпоративной практике встречаются кейсы, когда нарушается порядок формирования уставного фонда (в части сроков и полноты формирования, соблюдения минимальных размеров уставных фондов). Такие недостатки необходимо устранять и действовать в полном соответствии с законодательством», – отметила Е. Четверикова.
Ошибки в части формирования уставного фонда допускаются и по другим причинам.
«Принимая решение об увеличении уставного фонда, собственникам (участникам) необходимо убедиться в том, насколько их действия возможны с точки зрения как законодательства, так и положений устава», – подчеркнула Е. Четверикова.
По мнению эксперта, до принятия решения об увеличении уставного фонда следует проверить несколько моментов. В частности, предусмотрено ли в уставе ограничение максимального размера доли участников общества, определены ли уставом виды имущества или имущественных прав, которые нельзя вносить в качестве вклада в уставный фонд общества, предусмотрен ли в уставе запрет на вхождение третьих лиц в состав этого общества.

Кроме того, эксперт рекомендует проверить, принадлежит ли имущество, вносимое в качестве вклада в уставный фонд, участнику на праве собственности и не ограничены ли права на отчуждение имущества, вносимого в уставный фонд собственником, законодательством или договором.
Документы не должны исчезнуть
Жизненный цикл у компаний разный, зачастую весьма длительный, и восстановить, а тем более подтвердить давние события, связанные с формированием или пополнением уставного фонда, без документов практически нереально. Поэтому эксперты рекомендуют документы, касающиеся уставного фонда, хранить в течение всего периода участия совладельцев бизнеса в компании.
«Документы, связанные с внесением вклада в уставный фонд или приобретением доли в уставном фонде хозобщества, могут потребоваться при рассмотрении корпоративных споров и конфликтов, при решении вопросов, связанных с наследуемым имуществом. В таких случаях участник обращается в хозобщество в целях получения документального подтверждения факта внесения вклада в уставный фонд», – пояснила ведущий специалист по налогообложению IQT Светлана Шевченко, выступая на деловой встрече.
Документы важно, отметила эксперт, не только хранить, но и правильно оформлять с учетом всех необходимых процедур. В частности, это касается случаев внесения неденежного вклада в уставный фонд.
«Имущество, переданное участником в уставный фонд общества в виде вклада, становится собственностью общества. При этом недвижимое имущество будет считаться внесенным в уставный фонд общества только после регистрации перехода права собственности на это имущество к обществу. Фактическая передача недвижимого имущества в уставный фонд общества оформляется актом приема-передачи основных средств», – пояснила С. Шевченко.
Правильность формирования уставного фонда могут проверить как государственные органы, так и юристы и аудиторы, например, когда готовится продажа компании целиком или доли в ее уставном фонде.
«Если порядок формирования уставного фонда нарушен, формально появляются основания для ликвидации компании, соответственно, потенциальный инвестор вряд ли захочет покупать долю в бизнесе, в котором существуют юридические основания для прекращения деятельности», – уточнила Е. Четверикова.
По словам эксперта, риск возникновения проблем с подтверждением формирования уставного фонда вполне реален, поскольку компании не всегда надлежащим образом хранят первичные учетные документы.
«По истечении времени получить от участников общества документальное подтверждение внесения ими вклада в уставный фонд бывает сложно. Поэтому важно, чтобы общество обеспечило сохранность всех документов и в нужный момент они всегда были под рукой», – отметила Е. Четверикова.
Из-за ошибок в части формирования уставного фонда можно получить проблемы не только в ходе due diligence, но и в рамках аудиторской проверки.
«Ошибки в части формирования уставного фонда, если они встречаются, могут отражаться в аудиторском заключении в отдельном параграфе "Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности аудируемого лица" из-за юридических оснований и рисков ее ликвидации», – предупредила Е. Четверикова.
К слову, иногда вопросы у аудиторов вызывает оценка неденежного вклада имущества, вносимого в уставный фонд.
Практика показывает, что такая оценка не всегда проводится по методологии, которая наиболее точно определяет стоимость неденежного вклада имущества. Поэтому желательно проявить максимальную бдительность, ставя задачи оценщикам и принимая результаты оценки неденежного вклада в уставный фонд, считает С. Шевченко.
По ее мнению, в таких случаях иногда имеет смысл получить экспертное независимое мнение, чтобы подтвердить правильность формирования уставного фонда.
Вклады в имущество и займы
Еще один инструмент финансирования бизнеса, который доступен для собственников компании, – вклад в имущество. Этот инструмент относительно новый (доступен с 2021 г. после внесения изменений в Закон от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах») и позволяет увеличить стоимость чистых активов.
По белорусскому законодательству компании не должны допускать, чтобы стоимость их чистых активов была меньше уставного фонда. Если в акционерном обществе стоимость чистых активов ниже, чем установленный минимальный размер уставного фонда, такое акционерное общество подлежит ликвидации. Поэтому собственникам, спасая бизнес, порой приходится вносить вклад в имущество и тем самым увеличивать стоимость чистых активов.
Ошибка, которая в таких случаях порой допускается, – неверные условия заключения договора о внесении вклада в имущество. Данный вклад может быть только безвозмездным и безвозвратным. Однако на практике встречаются договоры, в которых содержатся нормы о возврате вклада в имущество при определенных обстоятельствах.
Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют тщательно подходить к подготовке таких договоров, чтобы не возникло ошибок, связанных с нарушением требований законодательства.
Займы – другой, но возвратный инструмент финансирования бизнеса, получивший распространение в Беларуси. Собственники иногда им пользуются, например, чтобы поддержать новое или расширить масштабы существующего направления бизнеса.
Проблемы могут возникнуть в тех случаях, когда такие займы предоставляются на нерыночных условиях. Налоговые органы уже усилили контроль в отношении займов, понимая, что в некоторых случаях этот инструмент может использоваться взаимозависимыми лицами для занижения размера налоговых обязательств.
Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют бизнесу предоставлять займы сугубо на рыночных условиях.
«Если налоговая экономия будет базой для совершения сделок, то риски нарушения законодательства существенно вырастут. Поэтому при выборе инструмента финансирования бизнеса мы не рекомендуем ставить налогообложение во главу угла, а предлагаем всегда исходить из деловой цели хозяйственной операции», – посоветовала Е. Четверикова.