$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Охрана труда: штрафы вырастут©

22.01.2016

Правительство предлагает усилить ответственность работодателя за нарушение правил проведения обязательных предварительных, периодических и предсменных медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Соответствующий законопроект о внесении изменений в КоАП принят Палатой представителей в первом чтении.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 12.07.2013 г.) (далее – Закон № 356-З) занятые на работах с вредными или опасными условиями труда или на работах, где согласно законодательству есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медосмотры. Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих утверждена постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона № 356-З занятые на работах с повышенной опасностью проходят предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуется такой медосмотр либо освидетельствование (в него включены 13 видов работ и 45 профессий), утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава от 2.12.2013 № 116/119.

Статья 17 Закона № 356-З возлагает на нанимателя обязанность по недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (причем это касается уже всех работающих). Согласно ст. 9.17 КоАП нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических и локальных, грозит штрафом в размере от 5 до 40 базовых величин (БВ), а в случае повторного нарушения в течение года – от 15 до 50 БВ. При этом административная ответственность работника за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения установлена ч. 2 ст. 17.3 КоАП.

Хотя число случаев появления на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения в последние годы снижается, эта проблема по-прежнему остается актуальной, считает заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Игорь Станкевич. Так, согласно данным Министерства труда и социальной защиты, в 2011 г. зафиксировано появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, участие в распитии спиртных напитков в рабочее время или по месту работы 32 722 человек, в 2012 г. таких оказалось 25 883, в 2013 г. – 23 299, в 2014 г. – 19 869. В то же время за эти годы, по данным МВД, привлечено к административной ответственности за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения 10 505, 8680, 8013 и 7225 человек соответственно. Есть случаи гибели или травмирования на производстве в состоянии алкогольного опьянения.

Поэтому ст. 9.17 КоАП предлагается дополнить отдельной частью: допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в случаях, когда прохождение такого осмотра (освидетельствования) обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 45 БВ.

Кроме того, изменится название ст. 9.17 КоАП – с «Нарушение правил по охране труда» на «Нарушение требований по охране труда», т.к. термин «правила по охране труда» в законодательстве не закреплен. Согласно ст. 4 Закона № 356-З обобщающим понятием является термин требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических.

Еще одна новация касается ст. 18.25 КоАП. Сегодня должностное лицо (лицо, ответственное за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств) за допуск к управлению транспортным сред­ством водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или лица, не прошедшего освидетельствования в случаях, когда оно обязательно, наказывается штрафом в размере от 2 до 8 БВ, а за то же деяние, совершенное повторно в течение одного года, – от 8 до 20 БВ. После принятия и вступления законопроекта в силу размеры штрафов вырастут и составят от 8 до 45 БВ и от 15 до 50 БВ соответственно.

Анна ФЕДОРОВА