Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проекты
11.07.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Одно окно» при приемке объектов

Проект разрабатываемого в настоящее время декрета Президента «О развитии предпринимательства и исключении из­лишних требований, предъявляемых к бизнесу» предусматривает организацию приемки объектов в эксплуатацию по принципу «Одно окно». Упростит ли это в реальности приемку?

Собрать положительные заключения надзорных органов – это отнюдь не механическая работа. А кто будет снимать замечания и решать проблемные вопросы? Глава местной администрации что ли? Об этом хотелось бы подискутировать в деловой среде.

Недавно я встречался с руководителями Департамента Госстройнадзора. Когда выяснилось, что я профессионально занимаюсь этим вопросом, их очень заинтересовало мое мнение об идее передачи функцию «одного окна» инспекциям Госстройнадзора. Ведь они не имеют для этого ни ресурсов, ни понимания процесса. В нынешней редакции проекта декрета эту функцию уже хотят «повесить» на местные исполкомы.

Мне тоже любопытно, как в этом отношении будет меняться законодательство? Существует и сформулирована ли государственная политика в этой области? Если она ориентирована на внедрение передового мирового опыта, то как сегодня выглядит Беларусь на фоне других стран? Некоторое представление об этом дает рейтинг Всемирного Банка Doing Business. В нем по позиции «Строительство» Беларусь за последний год уступила 3 строчки и заняла 28-е место. Рейтинг оценивает взаимодействие с различными инстанциями при строительстве типового двухэтажного складского здания и состоит из 4-х равно взвешенных индикаторов:

– количество инстанций (процедур), которые необходимо пройти;

– время прохождения этих инстанций (время на формальные процедуры);

– удельный вес затрат на прохождение этих инстанций в общей стоимости строительства;

– индекс качества.

По показателю «Индекс качества контроля в строительстве» Беларусь набрала 13 баллов из 15 возможных и занимает одно из лидирующих положений. Потеряли 1 балл за контроль качества в процессе строительства и за неразвитость услуг страхования в области строительства. Этот индикатор несколько выходит за рамки нашей темы и заслуживает отдельного обсуждения.

Рассмотрим пока остальные индикаторы. Количество процедур для строительства сократилось за 11 лет с 19 до 16 (средний мировой показатель – 14,372), а время на их проведение – с 333 до 115 дней (средний показатель – 156,444).

По количеству процедур Беларусь выглядит «так себе». Если сравнивать с лидерами рейтинга, то имеются резервы для сокращения их количества более чем в 2 раза. Поэтому «одно окно» выглядит как вполне ожидаемое и логичное решение.

Со скоростью прохождения надзорных инстанций в последнее время наблюдался прогресс. Мы существенно превосходим среднемировой показатель. Но возможностей для совершенствования и здесь остается значительно больше, поскольку у лидеров рейтинга на формальные процедуры требуется всего 2 месяца. Резервы для сокращения времени, как топор под лавкой, валяются под строчками национального законодательства и не требуют каких-то особых технологий.

Например, в соответствии с национальным законодательством инспекции Госстройнадзора выдают свое заключение последними – только при наличии положительных заключений иных над­зорных организаций. На их прохождение обычно требуется лиш­них 10–15 дней. По мнению авторов этой нормы, инспекции Госстройнадзора дают заключение по объекту в целом, в отличие от других органов государственного надзора, выдающих заключение в пределах своих компетенций.

С моей точки зрения, это полная чушь. Почему объективно органы Госстройнадзора не могут работать одновременно со всеми? Разве в реальной практике ему есть дело до того, как Центр гигиены и эпидемиологии считал унитазы, проверял качество воды или концентрацию радона? Ведь на практике Гос­стройнадзор не перепроверяет качество работы других органов, а если бы и проверял – разве это не было бы дублированием государственных надзорных функций?

Из-за этого сегодня Департамент Госстройнадзора выглядит как фор­мальный «мальчик для битья» за все упущения других надзорных органов. Никаких объективных причин для сохранения такого подхода вообще нет: стоит только отказаться от лишней формальности – и срок административных процедур на ровном месте сокращается сразу дней на 15.

Напомню, еще совсем недавно МЧС не выдавало заключения, а подписывало акт приемки, т.е. формально приступало к работе по приемке еще позже Госстройнадзора. И что в стране «сдохло» от того, что МЧС теперь стало работать одновременно с другими надзорными органами?

Кстати, у нас плата за административные процедуры в строительстве составляет 0,7% от сметной стоимости объекта, что в 2 раза лучше, чем в России, в 20 раз – чем в Украине и в 120 раз лучше, чем в Афганистане, но… в 10 раз хуже, чем у стран-лидеров по этому показателю. Так что направлений для улучшения и снятия барьеров еще множество.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by