Один пояс как путь к китайским инвестициям
В Пекине 14–15 мая состоялся форум «Один пояс – один путь». В нем приняли участие руководители ряда международных организаций, главы государств и правительств 30 стран мира, в т.ч. Беларуси. Наши власти надеются, что участие в глобальном проекте «Шелковый путь», а также активное сотрудничество с Китаем могут стать серьезным драйвером роста для белорусской экономики.
Инициатива «Один пояс – один путь», предложенная в 2013 г., предполагает создание «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI в.». Эти проекты включают инвестиции в строительство транспортной, энергетической и прочей инфраструктуры, соединяющей Китай со странами Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Предполагается, что в выигрыше окажутся все участники, причем китайские власти старательно подчеркивают, что не стремятся к гегемонии и навязыванию своих приоритетов.
В итоговом коммюнике форума провозглашены 5 основных принципов сотрудничества стран-участниц: равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность. Участники форума обязались проявлять уважение к принципам и резолюциям Совета Безопасности ООН, нормам внутреннего законодательства, территориальной целостности и суверенитету государств-партнеров, осуществлять планирование и реализовывать проекты сотрудничества исключительно путем консультаций и переговоров, обязались учитывать взаимные интересы, естественные и культурные различия.
Участники форума подчеркнули важность экономической, социальной, налоговой, финансовой и экологической составляющей дальнейших совместных проектов, поддержания высоких нормативов и стандартов, устойчивого экономического роста, общественного прогресса и защиты окружающей среды при их реализации. При этом декларируется важность рынка и справедливых деловых механизмов, а также руководящей роли национальных правительств в осуществлении открытой, прозрачной и не дискриминационной политики.
Принципы, провозглашенные на форуме «Один пояс – один путь» (Belt and Road Initiative – BRI), прозвучали в то время, когда в мире усиливаются протекционистские тенденции. Если США при новом президенте меняет свое отношение к международной экономической интеграции, то Китай примеряет роль главного поборника глобализации. Предлагаемые Пекином проекты создания новых производственных, торговых и логистических моделей могут открыть для бизнеса стран-участниц новые горизонты развития. Планы реализации программы «Один пояс – один путь» выглядят чрезвычайно масштабно. Это создание новой инфраструктуры, призванной упростить цепочки поставок товаров из стран Азии (прежде всего самого Китая) в Европу, создание новых форматов торговли (в т.ч. цифровой зоны свободной торговли). Все это требует стройматериалов, оборудования, складов и логистических центров, инжиниринговых и консалтинговых услуг и в перспективе может создать огромное количество новых рабочих мест.
КИТАЙСКИЕ эксперты утверждают, что в следующее 10 лет объем торговли со странами вдоль сухопутного «пояса» и морского «пути» превысит 2,5 трлн. USD в год. За эти деньги готовы бороться все страны, лежащие на «Шелковом пути» или надеющиеся на нем оказаться. Но в реальности повезет не всем. Например, в грузовом железнодорожном сообщении между Китаем и Европой, для которого с 2011 г. было запущено более 3500 поездов, связавших 27 китайских городов с 11 европейскими странами. Но в относительном выражении объем сухопутных перевозок в этом направлении вырос не столь существенно (особенно с учетом низкой базы сравнения). Если в 2013–2016 гг. тарифы на такие поставки падали благодаря девальвации, то теперь стоимость сухопутных и морских перевозок практически сравнялась.
По данным на октябрь 2016 г. в рамках BRI было создано более 300 финансируемых Китаем компаний в 8 странах АСЕАН с общим объемом инвестиций в 1,77 млрд. USD. Вложения в европейские проекты менее масштабны, а в странах Евразийского экономического союза – совсем скромны. К примеру, Китай пока не заинтересовал список из 40 транспортных проектов, подготовленный правительством РФ и Евразийской экономической комиссией.
Инвестиции китайских компаний КНР за рубеж быстро растут. Скажем, в 2016 г. они выросли вдвое по сравнению с 2014-м и достигли 225 млрд. USD. Но большая часть этих денег уходит на развитые рынки Европы, США и Австралии. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в 53 страны, участвующие в проекте BRI, снизились на 2% в 2016 г. и еще на 18% в годовом выражении с начала 2017 г. По данным минторга КНР, нефинансовые ПИИ в эти страны составили в прошлом году только 14,5 млрд. USD, или 9% от общего объема китайских ПИИ. При этом больше всего средств в 2016 г. получил Сингапур, так что вряд ли они пошли на инфраструктуру «Шелкового пути».
России досталось около 2% (накопленный с 1991 г. объем китайских инвестиций в РФ, по данным минторга КНР, составляет всего 40 млрд. USD), а Беларуси и того меньше. Накопленный на 1 января 2016 г. объем китайских инвестиций составил всего 378 млн. USD. Зато во взаимной торговле с КНР динамика настораживает: если китайский импорт остается стабильным – от 2193,9 млн. USD в 2011 г. до 2114,9 млн. в 2016-м, – то наш экспорт за это время сократился с 636,6 млн. до 468,2 млн. USD. Теперь, чтобы увеличить его более чем в 3 раза до 2020 г., как предписано постановлением Совмина от 12.05.2017 № 347, придется приложить немало усилий.
Опыт прежних связанных китайских кредитов на модернизацию некоторых отечественных предприятий был не слишком удачным. Однако у заимствований КНР с точки зрения белорусских властей есть важное преимущество: они не обременены никакими «реформаторскими» ковенантами. Поэтому на сотрудничество с Пекином в Минске возлагают особые надежды.
Выступая 15 мая на «круглом столе» глав государств на форуме в Пекине, Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул, что глобальные инициативы «Один пояс – один путь» и «Сообщество единой судьбы», выдвинутые китайским лидером Си Цзиньпином, – это не просто идея экономического партнерства, а прежде всего глубокая объединительная философия международного сотрудничества. «При реализации данных концепций не происходит навязывания интересов, торговой экспансии в государства, – сказал А. Лукашенко. – Китай приходит – и в этом уникальная особенность – как дружественная страна, предлагая механизмы стимулирования совместного развития». По мнению белорусского Президента, проект «Один пояс – один путь» не только перекраивает экономическую карту мира, создает новые точки роста, но и формирует международные отношения нового типа. Это интеграция поверх блоков, призванная гармонизировать все экономические институты и убрать барьеры на пути свободного движения товаров, инвестиций и людей. «Горжусь тем, что Беларусь стала первой страной в Европе и одной из первых стран в мире, подключившихся к строительству экономического пояса Шелкового пути по целому ряду направлений», – заявил А. Лукашенко.
ПОСЛЕ визита главы государства в Пекин, таких направлений может стать гораздо больше. Например, в ходе форума было заключено соглашение о предоставлении правительством КНР технико-экономической помощи в размере 300 млн. юаней на проект «Строительство социального жилья». Подписаны соглашения о стратегическом сотрудничестве между РУП «Институт Белгоспроект» и Beijing JianYi Investment Development (Group) Co. Ltd. о вступлении в парк «Великий камень» 4 новых компаний: ООО «БЕЛ ЛОТОСЛЭНД», ООО «АЕ Интернэшнл Инвестмент», ООО «Компания по производству осветительных приборов с жидким металлом «Фэн Чэн» и ООО «Флюенс Интернэшнл Технолоджи». Таким образом, количество резидентов парка увеличилось до 13 компаний.
Подписано соглашение о ключевых условиях договора о создании Китайско-Белорусского венчурного фонда «Великий камень», который должен финансировать проекты в сфере высоких технологий. Его учредителями станут Белорусский инновационный фонд, Китайско-Белорусский промышленный инвестиционный фонд (по 45%) и Компания по развитию индустриального парка (10%). Предполагаемый размер фонда – не менее 20 млн. USD.
В ходе форума министр экономики Владимир Зиновский обсудил с руководством корпораций «ZTE» и Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC) планы по строительству в индустриальном парке завода по производству технологического оборудования, а также реализации новых IT-проектов в сферах контейнерных перевозок и организации таможенного досмотра. Также на переговорах с руководством CRCC и ее дочерних компаний обсуждалась возможность участия китайской стороны в строительстве инфраструктуры индустриального парка и иных социальных объектов, в т.ч. за счет технико-экономической помощи КНР. В. Зиновский пригласил китайские компании рассмотреть новые проекты и принять в них участие не только в качестве подрядчиков, но и путем вхождения в капитал и вложения инвестиций, «подкрепляя тем самым долгосрочную основу сотрудничества и взаимовыгодного интереса». В качестве перспективных направлений стороны отметили участие компаний CRCC в дальнейшем создании инфраструктуры и объектов Индустриального парка, третьей линии Минского метро, а также договорились проработать возможность строительства высокоскоростной железной дороги от границы с ЕС до Минска и к границе с Россией.
Теперь будем надеяться, что все намерения воплотятся в жизнь и окажутся коммерчески успешными.