Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №74(2571) от 30.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4302
EUR:
2.3584
RUB:
4.3001
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
31.12.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Один хранит, другой платит

Два предприятия заключили договор купли-продажи, однако покупатель не смог в срок, предусмотренный договором, принять товар. Придя к взаимному согласию, стороны оформили договор хранения, согласно которому продавец обязался безвозмездно хранить приоб...

Два предприятия заключили договор купли-продажи, однако покупатель не смог в срок, предусмотренный договором, принять товар. Придя к взаимному согласию, стороны оформили договор хранения, согласно которому продавец обязался безвозмездно хранить приобретенный у него товар в течение одного месяца, а поклажедатель (покупатель) -- возместить хранителю (продавцу) все понесенные им необходимые расходы на хранение товара. Какая ответственность может быть применена к предприятию-хранителю, если в его учредительных документах отсутствует такой вид деятельности, как хранение?

С.РУБЛЯК, г.Пинск

В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского кодекса (далее -- ГК) юридическое лицо может иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Однако подп.29.1 п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее -- Положение), утв. Декретом Президента от 16.03.99г. N 11 (в редакции Декрета от 2000-11-16г. N 22), предусмотрено, что в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации) юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) предусматриваются виды деятельности, которые будут осуществляться ими. Согласно п.5 Положения деятельность субъектов хозяйствования без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, или осуществление ими деятельности, не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.

Таким образом, согласно Положению деятельность, не предусмотренная учредительными документами юридического лица, является запрещенной, ответственность за ее осуществление предусмотрена этим же пунктом Положения. Под доходом в данном случае следует понимать выручку юридического лица за вычетом документально подтвержденных материальных затрат, определяемых согласно п.2 ст.3 Закона "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций", с изменениями и дополнениями к нему, а также за вычетом суммы налогов и неналоговых платежей, перечисленных в бюджет на момент проверки, если они не учтены в материальных затратах. Для предпринимателей без образования юридического лица, иностранных граждан доходом является разность между валовым доходом (выручкой) и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением дохода.

Принимая во внимание вышеизложенное, экономическая ответственность к предприятию-хранителю в случае, если им от поклажедателя были получены только суммы в возмещение необходимых расходов, применена быть не может.

Следует отметить, что ч.2 п.26 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утв. Указом Президента от 15.11.99г. N 673 (в редакции Указа от 6.12.2001г. N 722), предусмотрено, что применение к субъектам предпринимательской деятельности экономических санкций за совершение экономических правонарушений не освобождает должностных лиц, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей от иных видов ответственности, установленных законодательством.

В связи с этим к должностному лицу юридического лица, виновному в совершении правонарушения, может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст.154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, а также осуществление деятельности, занятие которой запрещено, либо осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения или с нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), -- влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by