Обзор законодательства, вступающего в силу в феврале 2019 г.
► С 1 февраля вступил в силу Закон от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (рег. № 2/2568 от 26.07.2018).
Закрепляются институты публичного обсуждения нормативных правовых актов (НПА) и прогнозирования (которое включает оценку регулирующего воздействия проектов НПА на условия осуществления предпринимательской деятельности) последствий принятия их и правового мониторинга.
Согласно ст. 7 Закона организатор публичного обсуждения может вынести проект НПА на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение на Правовом форуме Беларуси, а также путем парламентских слушаний, в СМИ либо иными способами, не противоречащими законодательству.
В Закон включены предписания, предусматривающие необходимость оценки проектов НПА при проведении обязательной юридической экспертизы на предмет соответствия международным договорам и иным международно-правовым актам, в т.ч. требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Беларусь.
НПА, принятые с нарушением порядка проведения обязательной юридической экспертизы, не считаются вступившими в силу.
Определены подходы по реализации пакетного принципа подготовки проектов актов, закреплена процедура подготовки технических НПА, предусмотрено научное сопровождение нормотворческой деятельности, привлечение ученых к разработке проектов актов, в т.ч. при проведении экспертиз.
Запрещено включать в ЛНПА нормы, ухудшающие правовое положение граждан и организаций по сравнению с действующим законодательством, указывать срок вступления в силу НПА ранее даты его принятия (издания).
Минимальный срок публичного обсуждения проектов НПА составляет 10 календарных дней.
Закон содержит примеры, призванные в значительной степени облегчить работу специалистов различных отраслей, которым приходится сталкиваться с применением НПА. Директорам предприятий и бухгалтерам не помешает внимательно ознакомиться с теми примерами, которые относятся к правилам вступления в силу НПА.
Правительством в развитие Закона подготовлены (такие полномочия делегированы ему Законом) Положение о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Совмина от 28.01.2019 № 56 (рег. № 5/46104 от 31.01.2019), и Инструкция по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, утв. постановлением Совмина от 25.01.2019 № 54 (рег. № 5/46103 от 31.01.2019).
Оба документа, как и Закон, вступили в силу с 1.02.2019.
► С 1 февраля действует Закон от 17.07.2018 № 134-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства» (рег. № 2/2572 от 30.07.2018).
Установлено, что для выполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, могут передаваться частному партнеру во владение, пользование, в т.ч. в безвозмездное пользование:
– объекты транспортной деятельности, находящиеся в собственности государства;
– магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, находящиеся в собственности государства;
– искусственные сооружения на внутренних водных путях, находящиеся в собственности государства, за исключением сооружений для регулирования уровня воды, а также сооружений, используемых для перехода судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них;
– система газоснабжения или объекты системы газоснабжения, находящиеся в собственности государства;
– сети, средства и объекты электросвязи, находящиеся в собственности государства;
– государственные мелиоративные системы, а также внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности государства.
► С 1 февраля действует Методика по расчету общего объема промышленного производства и индексов промышленного производства, утв. постановлением Белстата от 29.11.2018 № 127 (рег. № 7/4196 от 28.12.2018).
► С 1 февраля вступило в силу постановление Совмина от 14.12.2018 № 896 (рег. № 5/45920 от 17.12.2018), которым изменено Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 № 1454, и подкорректировано постановление Совмина от 15.10.2016 № 826 «Об оказании дополнительных платных услуг органами, регистрирующими акты гражданского состояния».
► С 1 февраля действует постановление Белстата от 28.06.2018 № 48 (рег. № 7/4073 от 11.07.2018), которым внесены поправки в Указания по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по инвестициям в основной капитал и строительству, утв. постановлением Белстата от 18.02.2009 № 15.
Согласно документу (п. 24) стоимость предмета лизинга: а) отражается в формах государственных статистических наблюдений лизингополучателем в том случае, если договором лизинга предусмотрено условие о выкупе предмета лизинга; б) включается в данные об инвестициях в основной капитал после поступления предмета лизинга на место назначения и отражения в ПУД.
Данные о лизинговых операциях по договорам оперативного лизинга не включаются в данные об инвестициях в основной капитал.
Общая площадь квартиры определяется (п. 32) как сумма площадей жилых комнат, подсобных помещений, встроенных шкафов, антресолей, летних помещений (балконов, лоджий, террас, веранд), холодных кладовых, погребов. При подсчете применяются соответствующие коэффициенты.
► С 1 февраля 2019 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс (ГК) в соответствии с Законом от 17.07.2018 № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (рег. № 2/2573 от 30.07.2018). Урегулирован порядок определения суммы долга с учетом инфляции при установлении гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства. Порядок расчета суммы долга, увеличенного с учетом инфляции, можно установить в договоре.
Согласно п. 2 ст. 366 ГК, в случаях, предусмотренных законодательством или договором, «кредитор вправе требовать от должника возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании п. 1 настоящей статьи». При этом размер долга, увеличенного с учетом инфляции, рассчитывается в порядке, определенном договором, если иное не установлено законодательством.
► С 1 февраля постановлением Совмина от 18.01.2019 № 34 (рег. № 5/46072 от 21.01.2019) введено временное лицензирование экспорта отдельных видов лесоматериалов, классифицируемых кодами 4403, 4404 ТН ВЭД ЕАЭС, за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Постановление вступает в силу с 1.02.2019 и действует в течение шести месяцев – до 1.08.2019.
Лесоматериалы (древесина бондарная, бревна расколотые, щепа и аналогичная древесина, а также некоторые другие лесоматериалы) экспортируются из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС по разовым лицензиям МАРТ по согласованию с Минлесхозом. Это требование не распространяется на экспорт лесоматериалов в Республику Сербия.
► Со 2 февраля действуют следующие формы: формуляр поездки международной автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении; карточка маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; список пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении.
Напомним, постановлением Совмина от 31.08.2018 № 636 утверждена новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров. В их развитие было принято постановление Минтранса от 18.01.2019 № 2 (рег. № 8/33809 от 29.01.2019), установившее вышеперечисленные формы.
Формуляр поездки – транспортный документ, применяемый при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и содержащий список пассажиров, сведения об автомобильном перевозчике, автобусе, его экипаже и маршруте автомобильной перевозки по форме, утверждаемой Минтрансом. Этот документ оформляется автомобильным перевозчиком и должен находиться у водителя (передается ему перевозчиком). Бланк формуляра поездки является бланком документа с определенной степенью защиты.
Формуляры поездки по выполненным перевозкам хранятся автомобильным перевозчиком не менее 3 лет с даты заполнения.
Согласно приложению 1 к постановлению Минтранса № 2 формуляр поездки содержит в т.ч. такие сведения, как вид услуг (кольцевой тур при закрытых дверях; перевозка пассажиров в пункт назначения, обратно без пассажиров и др.); маршрут; дата заполнения списка пассажиров; непредвиденные изменения.
Карточка маршрута. При выполнении городских, пригородных или междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении автомобильный перевозчик должен передать водителю карточку маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по форме, утверждаемой Минтрансом.
Без ее наличия автомобильному перевозчику запрещено выполнять внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении. Согласно приложению 2 к постановлению Минтранса № 2 карточка маршрута должна содержать данные, в т.ч.:
– наименование, адрес, контактные данные перевозчика;
– номер, начальный и конечный остановочные пункты маршрута;
– виды маршрута – городской, пригородный, междугородный;
– виды сообщения – обычное, скоростное, экспрессное;
– периодичность обслуживания;
– категории автобусов.
Списком пассажиров по форме, утверждаемой Минтрансом, должна оформляться внутриреспубликанская автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением перевозки автомобилями-такси). Сведения о Ф.И.О. пассажиров должен предоставить заказчик перевозки до ее начала.
Не требуется оформлять списки пассажиров при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении: городских – вне зависимости от цели, пригородных – к торговым центрам (по заказу администраций этих центров), пригородных и междугородных, выполняемых в целях проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов. Не требуется оформление списков пассажиров при осуществлении автомобильных перевозок, выполняемых в целях транспортного обслуживания государственных органов и организаций.
В список пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки в нерегулярном сообщении в соответствии с приложением 3 к постановлению Минтранса № 2 включаются сведения в т.ч. об автомобильном перевозчике и заказчике, водителе, о транспортном средстве, маршруте, номере заказа-наряда.
► С 16 февраля действует в новой редакции Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223.
Минстройархитектуры уполномочено разъяснять вопросы применения указанного Положения и Положения о главном архитекторе области, города, района, района в городе.
Утверждена административная процедура выдачи разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство объекта, снос, выдачи решения о внесении изменений в разрешительную документацию (новая редакция п. 3.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и ИП, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156). Новации внесены постановлением Совмина от 31.10.2018 № 785 (рег. № 5/45796 от 13.11.2018).
► С 18 февраля действует Закон от 09.11.2018 № 145-З (рег. № 2/2583 от 15.11.2018), которым внесены поправки в Закон от 13.06.2006 «О транспортно-экспедиционной деятельности». Поправки касаются, в т.ч. прав и обязанностей клиента; прав и обязанностей экспедитора; ответственности экспедитора за несохранность груза; предъявления претензий и исков.
Установлено, что при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут быть использованы формы документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент, расписка экспедитора и иные), рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности.