Обзор нарушений в торговле: от штрафов маркетплейсам до закрытия магазинов
На уходящей неделе МАРТ и другие контролирующие органы выявили немало нарушений в сфере торговли. Итог — штрафы, изъятие продукции и даже массовое закрытие магазинов.
Запрещенные товары на Wildberries и Ozon
На крупнейших российских маркетплейсах, работающих в Беларуси, опять обнаружили товары, которые белорусский Госстандарт признал опасными: пищевая, косметическая, электрическая продукция.
По закону такие товары должны быть немедленно изъяты из оборота. Однако продавцы этого не сделали, а интернет-площадки опасный ассортимент не проконтролировали.
По отдельным товарам, найденным на Wildberries, регулятор не ограничился предписанием об устранении нарушений, а направил материалы для реагирования правоохранителям, что для маркетплейса означает как минимум штраф.
Кроме того, МАРТ сообщило, что расторгло с Wildberries Соглашение о сотрудничестве в интернет-торговле, заключенное год назад, т.к. площадка систематически не выполняла его условия о пресечении продажи запрещенных в Беларуси товаров. Маркетплейсу настойчиво рекомендуют присоединиться к Соглашению 2025 г., направленному на продвижение белорусских товаров, которое подписали уже более 500 торговых организаций.
«Золотые» овощи и многотысячные штрафы
Цены на овощи в Беларуси по-прежнему под строгим контролем, но отдельные поставщики упрямо пытаются обойти ограничения. На неделе МАРТ сообщило о 6 таких случаях.
Так, фермерское хозяйство в Гомельской области продавало картофель с ростом цен в проверенном периоде от 3 до 286% при допустимом повышении в пределах 0,3% в месяц. Два КФХ из Брестской области попались на завышении цен на картофель нового урожая. Другие поставщики неправильно заполняли накладные, не составляли экономические расчеты отпускных цен.
Штрафы варьируются от 3 тыс. до 53 тыс. руб. А общая сумма санкций, наложенных за «ценовые» нарушения с начала года, уже превысила 360 тыс. руб.
Инновация оказалась нарушением
Сеть обувных магазинов Megatop решила удивить покупателей новой технологией продаж — в крупнейшем гипермаркете сети покупателям предложили узнавать цену товаров, отсканировав штрих-код или QR-код. А традиционные ценники на полках и на товарах отсутствовали.
МАРТ инновацию не оценило, заявив, что магазин без ценников — это нарушение Закона о торговле, который требует доводить до покупателей полную и достоверную информацию о товарах, в т.ч. об их стоимости.
Пока обошлось без штрафов — владельцу сети рекомендовали оперативно устранить проблему.
Закрыто больше 30 магазинов «Светофор»
Масштабную проверку популярной сети по всей стране провела санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава. Игнорирование санитарных требований выявлено в 100% проверенных объектов.
В топ-5 нарушений попали:
● отсутствие должного производственного и санитарного контроля, условий для поддержания гигиены персонала;
● грязь в помещениях и неисправное оборудование;
● несоблюдение условий хранения продуктов;
● наличие в продаже небезопасных и некачественных товаров;
● ошибки в маркировке.
Не обошлось также без «просрочки», у части персонала не было медсправок.
Результат проверок:
● приостановлена работа 31 торгового объекта (это треть проверенных);
● изъято из оборота более 14,6 т небезопасной продукции;
● выдано 36 предписаний;
● виновные привлечены к административной ответственности.