Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обычай делового оборота

Если порядок исполнения обязательств не определен нормой права либо не предусмотрен соглашением сторон, то его можно определить на основании правового обычая. Неписаные правила поведения в предпринимательской деятельности именуются обычаями делового оборота.

ГК не оперирует понятием «обычай делового оборота», используя вместо него «обычно предъявляемые требования». Так, в силу ст. 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Понятие и классификация

Обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в предпринимательстве правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.

На основании этого определения обычая делового оборота можно выделить ряд его признаков.

1. Обычай делового оборота должен соответствовать (не противоречить) закону и договору.

2. Обычай делового оборота – сложившееся правило поведения. Для того чтобы неформальное правило поведения стало правовым обычаем, оно должно соблюдаться участниками оборота длительное время. В качестве примера можно привести правило, исключающее никак не мотивированное оформление первичных учетных документов по просьбе одной из сторон вразрез с фактически имевшими место отношениями. Указанное правило применяется длительное время с тех пор, когда стороны договорных отношений стали оформлять учетные документы (акты, счета-фактуры и т.п.).

3. Обычай делового оборота – обязательное для всех участников оборота правило поведения. Субъект предпринимательской деятельности, вступающий в определенные отношения, четко осознает, что без совершения каких-либо обычных действий данные отношения не возникнут (не прекратятся). Например, передающая наличные денежные средства сторона должна потребовать документальное подтверждение личности, принимающей денежные средства, и ее полномочия на эту операцию. При этом такие документы или их копии остаются у передающей стороны как доказательства надлежащего исполнения денежного обязательства надлежащему представителю кредитора.

4. Обычай делового оборота возникает в результате многократного и однотипного совершения определенных действий (бездействия) большим количеством участников оборота. Обычаем делового оборота признается правило поведения, обязательное для неопределенного круга лиц. Тогда как сложившиеся между конкретными лицами правоотношения таковой нор­мой не являются. Например, согласно обычаю все юридические лица в подтверждение подписи лица, подписавшего документ, скрепляют подпись своей печатью.

5. Обычай делового оборота формируется в определенной области деятельности. Обычаи широко применяются в морских перевозках, ВЭД, в переговорах при заключении договоров и т.д.

6. Обычай делового оборота – это правило поведения, которое прямо не закреплено в законодательстве, но обеспечено судебной защитой. При­знаки обычаев делового оборота при применении на практике могут вызывать споры, которые должны разрешаться судом. Именно возможность судебной защиты придает обычаю обще­обязательный характер. Обычаи делового оборота могут быть зафиксированы в каком-либо документе либо не быть зафиксированы вовсе. К опубликованным обычаям делового оборота относятся Международные правила по толкованию торговых терминов (Инкотермс), издаваемые Международной торговой палатой.

Обычаи делового оборота можно классифицировать по следующим основаниям в зависимости от:

– территории возникновения (применения): международные, национальные, региональные, локальные;

– области предпринимательской деятельности: торговые, финансовые, банковские и т.д.;

– формы закрепления: писаные и неписаные (незафиксированные в определенных документах).

Примеры распространенных обычаев

Обычаи делового оборота многообразны и многочисленны. Приведем не­сколько распространенных в пред­принимательской деятельности обычаев.

1. Приоритет прописи. Если в документе, например, в договоре, сумма либо дата указана и цифрами, и прописью в скобках, то в случае расхождений приоритет отдается прописи.

2. При увольнении работника наниматель обязан отозвать выданную ему доверенность. Завершение трудовых отношений само по себе не влечет прекращения полномочий, на которые выдана доверенность.

3. Подача устных заявок при исполнении длящегося договора может заменять письменные заявки.

4. Если к письму приложен какой-либо документ, он должен быть указан в приложении.

5. Подписание одной стороной договора протокола разногласий, предложенного второй стороной, означает принятие спорных условий договора в редакции второй стороны.

6. Если иное не предусмотрено договором, поставщик обязан поставить новый товар (не бывший в употреблении).

7. Договор комиссии не должен содержать точный порядок и (или) последовательность действий комиссионера.

8. Право пользования доменным именем возникает из факта регистрации доменного имени за пользователем, а не из подачи заявки на регистрацию.

Применение в судебной и договорной практике

По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров, они применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

Согласно ч. 2 ст. 26 ХПК суды, рассматривающие экономические дела, в соответствии с законодательством применяют обычаи (сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе), о которых стороны знали или должны были знать и которые в международной торговле широко известны и постоянно соблюдаются сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Например, обычай делового оборота может учитываться при определении, является ли кредитор просрочившим. В соответствии с п. 10 постановления Пленума ВХС от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» в том случае, когда кредитор отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (не сообщил данные о счете, на который должны быть зачислены средства, и т.п.), кредитор считается просрочившим обязательство, и на основании п. 3 ст. 377 ГК должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора.

В рамках одного из дел суд указал, что при определении рыночной цены необходимо учитывать и обычаи делового оборота. При установлении рыночных цен на товар (работу, услугу), в частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (работ, услуг), их качественные характеристики, сроки исполнения обязательств, условия платежей, условия поставки, обычно применяемые в сделках этого вида. Кроме того, учитываются иные условия, которые могут оказывать влияние на цены, в том числе курс иностранной валюты, примененный в сделке, по отношению к белорусскому рублю или другой иностранной валюте и его изменения, функции, выполняемые сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, необходимость уплаты комиссионного (агентского) вознаграждения за выполнение торгово-посреднических функций, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки.

В другом споре суд обоснованно пришел к выводу о том, что неосвоение земельного участка в течение 5 лет с 2009 г. по настоящее время нарушает установленные ст. 5 Кодекса о земле принципы использования земельных участков по целевому назначению и эффективного использования земель и свидетельствует о том, что истекли разумные сроки для занятия участка исходя из существа обязательства, условий договора, обычаев делового оборота.

На основании принципа диспозитивности стороны в договоре могут прямо предусмотреть, какие обычаи делового оборота они признают, а какие к их отношениям не применяются.

Например, согласно п. 29 постановления Пленума ВХС от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» при разрешении споров хозяйственный суд вправе применять обычаи международного делового оборота, не противоречащие законодательству РБ, в т.ч. содержащиеся в Международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс) и Принципах международных коммерческих договоров, в том случае, когда участники сделки прямо договорились об их применении.

При использовании базисных условий поставок, предусмотренных Инкотермс, хозяйственные суды должны учитывать, что стороны договора вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by