$

2.6057 руб.

3.1662 руб.

Р (100)

3.5028 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Аудит

Обязательный аудит: ключевые моменты

29.01.2021

В некоторых случаях законодательно установлена обязательность проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО). Рассмотрим, какие субъекты хозяйствования должны проводить обязательный аудит годовой БФО и в какие сроки.

Аудит проводится с целью повышения доверия к информации, содержащейся в БФО, а также снижения рисков по возможному банк­ротству.

Обязательный аудит БФО – это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56‑З) и другими законодательными актами РБ (п. 1 ст. 22 Закона № 56‑З).

Проведение обязательного аудита является одним из инструментов обеспечения экономической безопасности в первую очередь государства. Его необходимость обусловлена обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности РБ – требуют установления повышенных гарантий достоверности БФО аудируемых лиц. Государство заинтересовано в аудите как в единственном институте независимого финансового контроля в РБ, тем более в сложившейся столь непростой экономической ситуации.

 

Для кого необходим обязательный аудит

В разных странах устанавливаются различные критерии по обязательному аудиту.

На обязательность проведения влияет ряд аспектов: организационно-правовая форма; вид экономической деятельности; хозяйственные операции; объем выручки и др.

В Беларуси ежегодно проводится обязательный аудит годовой БФО, составленной в соответствии с законодательством РБ (п. 3 ст. 22 Закона № 56-З):

– акционерных обществ;

– Нацбанка;

– банков, банковских групп, банковских холдингов;

– бирж;

– страховых организаций, страховых брокеров;

– резидентов ПВТ;

– организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

– профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– акционерных инвестиционных фондов;

– управляющих организаций инвестиционных фондов;

– специальных финансовых организаций;

– иных юридических лиц, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).

 

Аудиторские услуги

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона № 56-З и иных актов законодательства между аудиторской организацией или аудитором-ИП и заказчиком аудиторских услуг (п. 1 ст. 25 Закона № 56-З).

Заказчиками аудиторских услуг могут являться аудируемые лица, собственники имущества (учредители, участники) аудируемых лиц, а также иные заинтересованные лица, заключившие договор с аудиторской организацией, аудитором-ИП.

 

Обязательный аудит МСФО

Обязательный аудит годовой финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями, которые соответствуют требованиям, установленным п. 4 ст. 8 Закона № 56-З:

– наличие в штате не менее трех аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы, имеющих специальную подготовку в области МСФО, соответствующую условиям признания такой подготовки, установленным Аудиторской палатой (АП) по согласованию с Минфином и Минобразования;

– прохождение аудиторской организацией не реже 1 раза в 3 года внешней оценки качества ее работы с результатом, удовлетворяющим критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, согласно принципам осуществления АП внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП, утвержденным Минфином.

Обязательный аудит за отчетный год проводится не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Ауди­торское заключение прилагается к отчетности (п. 10 ст. 22 Закона № 56-З).

 

Итоговые документы по результатам аудита

По результатам аудита аудиторская организация, аудитор-ИП должны сформировать независимое аудиторское мнение о достоверности БФО.

Аудиторское мнение предоставляется в виде аудиторского заключения, составленного в соответствии с требованиями Национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утв. постановлением Минфина от 28.06.2017 № 18 (далее – НПАД № 18).

Наряду с заключением по результатам аудита аудиторская организация должна подготовить письменный отчет, требования к форме и содержанию которого устанавливаются Национальными правилами аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утв. постановлением Минфина от 23.09.2011 № 97 (далее – НПАД № 97).

Таким образом, по результатам обязательного аудита формируются:

– аудиторское заключение в соответствии с требованиями НПАД № 18;

– письменный отчет в соответствии с требованиями НПАД № 97.

 

Предоставление информации по итогам аудита

В случае проведения обязательного аудита годовой БФО в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, ауди­руемое лицо обязано представить информацию о факте проведения обязательного аудита годовой БФО в Минфин (п. 2 ст. 18 Закона № 56‑З).

 На аудиторские организации, аудиторов-ИП возложена обязанность в случае оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой БФО не позднее 1 августа года, следующего за отчетным, представлять в АП перечень аудируемых лиц, которым была оказана такая услуга за отчетный год.

Аудируемым лицом – общественно значимой организацией годовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть (п. 4 ст. 17 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»):

представлена в Минфин (банком – в Нацбанк) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;

размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

 

Расходы по обязательному аудиту в бухучете

Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, соответственно, заказчик таких услуг несет расходы по его проведению. Для аудируемой организации (заказчика аудиторских услуг) для целей бухгалтерского учета затраты на аудиторские услуги включаются в состав управленческих расходов (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)).

К управленческим расходам относятся (п. 10 Инструкции № 102):

– в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90‑5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством;

– в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-5 «Управленческие расходы»);

– в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – расходы на осуществление текущей деятельности.

Если исполнитель по договору на обязательный аудит является плательщиком НДС, то в сумму, предъявленную к оплате, включен НДС.

 НДС по приобретенным услугам у продавцов, являющихся плательщиками НДС на территории РБ, отражается покупателем по Д-ту сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (абз. 4 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41 (далее – Инструкция № 41)).

Суммы НДС, подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются по Д-ту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» и К-ту сч. 18 (п. 4 Инструкции № 41).

 

Расходы по обязательному аудиту при налогообложении

Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

 – затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

 – нормируемые затраты.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль стоимость обязательного аудита включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 170 НК).

Предъявленные суммы НДС по аудиторским услугам принимаются к вычету в общеустановленном порядке (подп. 1.1 п. 1 ст. 132, п. 5 ст. 132, п. 4 ст. 132 НК).

 

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита достоверности годовой БФО влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (ст. 12.31 КоАП).

Справочно: с 01.01.2021 базовая величина составляет 29 руб.

Автор публикации: Валентина ЛЕМЕШ, кандидат экономических наук, доцент


***
Бухучет: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное