Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обязательно ли заявление от покупателя при возврате товара в магазин

В магазине кассовые аппараты подключены к СККО. В случае возврата товара покупателем пробивается возвратный кассовый чек и оформляется акт о возврате денежных средств. Кроме того, независимо от суммы возврата товара, от покупателя берется заявление о возврате товара.

Просим разъяснить, обязательно ли требовать от покупателей заявления о возврате товара независимо от его суммы?

Сразу отметим, что данный вопрос не входит в компетенцию таких органов госуправления, как: Нацбанк, МНС (которые в своей деятельности по контролю за денежным оборотом в сфере торговли и услуг руководствуются постановлением Сов­мина, Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования»), а также Минфина (задачей которого в т.ч. является совершенствование системы бухгалтерского учета и повышение эффективности и качества аудита).

Данный вопрос входит в компетенцию Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З, Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2) соразмерного уменьшения покупной цены товара;

3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

4) возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе потребовать от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона (ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона № 90-З).

Согласно п. 1 ст. 25 Закона № 90-З требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. Если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – 14 дней.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона № 90-З потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать 7 дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации потребителю (п. 4 ст. 28 Закона № 90-З).

В отношении письменного заявления от покупателя о возврате товара хочется отметить, что ни одним нормативно-правовым актом РБ не предусмотрено требовать от потребителя заявление о возврате товара в письменной форме (независимо от суммы возврата товара).

Если расчет с покупателем произведен незамедлительно, то необходимости составления такого документа у продавца нет.

Необходимо, как продавцу, так и покупателю, оформление такого документа в письменной форме (с указанием даты требования, заявленного покупателем) в случаях, когда удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным (для исчисления и контроля установленного законодательством срока для удовлетворения требований потребителя во избежание уплаты ему неустойки).

Ответ: Необязательно, но целесообразно в определенных случаях.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений