Обязательная маркировка товаров: первые шаги Беларуси и опыт России
Распоряжением премьер-министра от 23 апреля 2019 г. № 114р создана межведомственная рабочая группа для координации деятельности по созданию национальных систем маркировки и прослеживаемости товаров.
Основная задача обязательной маркировки – снижение объемов контрафактной продукции и серого импорта за счет отслеживания полного цикла оборачиваемости товара от производителя до потребителя. Вся торговля должна стать полностью прозрачной!
Рабочая группа должна до 1 июля 2019 г. выработать и представить в Совмин согласованные предложения по созданию национальной системы маркировки и системы прослеживаемости товаров, а до 1 октября 2019 г. – предложения о перечне товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, прослеживаемости, в т.ч. на территории Евразийского экономического союза.
В компетенцию этой структуры будет входить и координация деятельности оператора национальной системы маркировки товаров и его взаимодействие с заинтересованными госорганами при реализации пилотного проекта.
А как обстоят дела в Российской Федерации
С 2019 г. у нашей восточной соседки заканчиваются экспериментальные проекты по маркировке, и эта процедура поэтапно становится обязательной при реализации некоторых групп товаров на территории РФ. Маркировать товары обязаны российские производители, импортеры и экспортеры.
1. Какая продукция вошла в перечень для обязательной маркировки
С 2016 г. была введена обязательная маркировка меховых изделий и алкоголя. Эксперимент с шубами показал отличные результаты – официальные продажи после внедрения RFID меток выросли в 10 раз (источник – ЕЭК).
С 2019 г. в три этапа вводится обязательная маркировка на следующие группы товаров:
с 1 марта 2019 г. – табачные изделия;
с 1 июля 2019 г. – обувь;
с 1 декабря 2019 г. – шины, парфюмерная продукция, фототехника, товары легпрома (предметы одежды, женские блузы, верхняя одежда, постельный, столовый, кухонный текстиль).
Подробный перечень товаров с кодами ТН ВЭД указан в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Способ маркировки – двухмерными штрихкодами DataMatrix.
2. Координация процесса маркировки
Обеспечение проекта маркировки в России выполняют следующие госорганы и технические операторы:
– Минпромторг – координатор проекта;
– Минфин, ФСБ, ФТС, ФНС, Роспотребнадзор, Министерство цифрового развития – обеспечивают единую информационную систему маркировки и отслеживаемости;
– ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) – оператор, отвечающий за техническую составляющую процесса маркировки;
– ЦЭМ (Центры этикетирования и маркировки) – организации, изготавливающие этикетки для маркирования.
За производство и реализацию продукции без этикеток обязательной маркировки предусмотрены административная и уголовная ответственность – ст. 15.12 КоАП РФ, ст. 171.1 УК РФ.
Штрафы для физлиц – до 4 тыс. рос. руб., для организаций – до 300 тыс. рос. руб. Если государству нанесен ущерб в размере более 1,5 млн рос. руб., нарушителя лишат свободы до 3 лет с выплатой штрафа.