Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обязательная маркировка товаров: первые шаги Беларуси и опыт России

Фото: Варвара Гертье/РИА Новости

Распоряжением премьер-министра от 23 апреля 2019 г. № 114р создана межведомственная рабочая группа для координации деятельности по созданию национальных систем маркировки и прослеживаемости товаров.

Основная задача обязательной маркировки – снижение объемов контрафактной продукции и серого импорта за счет отслеживания пол­ного цикла оборачиваемости товара от производителя до потребителя. Вся торговля должна стать пол­ностью прозрачной!

Рабочая группа должна до 1 июля 2019 г. выработать и представить в Совмин согласованные предложения по созданию национальной сис­темы маркировки и системы прослеживаемости товаров, а до 1 октября 2019 г. – предложения о перечне товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, про­сле­живаемости, в т.ч. на территории Евразийского экономического союза.

В компетенцию этой структуры будет входить и координация деятельности оператора национальной системы маркировки товаров и его взаимодействие с заинтересованными госорганами при реализации пилотного проекта.

А как обстоят дела в Российской Федерации

С 2019 г. у нашей восточной соседки заканчиваются экспериментальные проекты по маркировке, и эта процедура поэтапно становится обязательной при реализации некоторых групп товаров на территории РФ. Маркировать товары обязаны российские производители, импортеры и экспортеры.

1. Какая продукция вошла в перечень для обязательной маркировки

С 2016 г. была введена обязательная маркировка меховых изделий и алкоголя. Эксперимент с шубами показал отличные результаты – официальные продажи после внедрения RFID меток выросли в 10 раз (источник – ЕЭК).

С 2019 г. в три этапа вводится обязательная маркировка на следующие группы товаров:

с 1 марта 2019 г. – табачные изделия;

с 1 июля 2019 г. – обувь;

с 1 декабря 2019 г. –  шины, парфюмерная продукция, фототехника, товары легпрома (предметы одежды, женские блузы, верхняя одежда, постельный, столовый, кухонный текстиль).

Подробный перечень товаров с кодами ТН ВЭД указан в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Способ маркировки – двух­мерными штрихкодами DataMatrix.

2. Координация процесса маркировки

Обеспечение проекта маркировки в России выполняют следующие гос­органы и технические операторы:

– Минпромторг – координатор проекта;

– Минфин, ФСБ, ФТС, ФНС, Рос­потребнадзор, Министерство циф­рового развития – обеспечивают еди­ную информационную систему мар­кировки и отслеживаемости;

– ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) – оператор, отвечающий за техническую составляющую процесса маркировки;

– ЦЭМ (Центры этикетирования и маркировки) – организации, изготавливающие этикетки для маркирования.

За производство и реализацию продукции без этикеток обязательной маркировки предусмотрены ад­министративная и уголовная ответственность – ст. 15.12 КоАП РФ, ст. 171.1 УК РФ.

Штрафы для физлиц – до 4 тыс. рос. руб., для организаций – до 300 тыс. рос. руб. Если государству нанесен ущерб в размере более 1,5 млн рос. руб., нарушителя лишат свободы до 3 лет с выплатой штрафа.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by