Общие правила к интернет-торговле могут заработать в странах ЕАЭС с 2028 года

Страны – участницы ЕАЭС достигли принципиальных договоренностей по проекту Соглашения об электронной торговле товарами в Евразийском экономическом союзе.
Дискуссии по проекту велись на протяжении трех лет, доходили до уровня премьер-министров, с особой позицией выступал Казахстан, который предлагал не вводить общее регулирование интернет-торговли, а ограничиться рамочными положениями, но в итоге страны договорились, что ситуация в данной сфере должна регулироваться не только национальными законодательствами, но и актами права ЕАЭС. Такое регулирование связано с возможностью заключения сделок, в которых продавец и покупатель будут резидентами разных стран ЕАЭС. В том случае, если электронная торговая площадка будет обслуживать только резидентов одной страны, деятельность на ней может регулироваться сугубо национальным законодательством.
Что будет регулироваться
Соглашением будет охвачена только интернет-торговля в формате B2C. Кроме того, оно не будет распространяться на биржевую торговлю и ее аналоги, а также на сделки с ценными бумагами, валютами и цифровыми активами (токенами). Однако оно будет регулировать продажу цифровых товаров физлицам – ПО, музыки, игр.
В связи с этим оговаривается, что страны – участницы Союза не могут требовать передачи или предоставления доступа к исходному коду программного обеспечения как условия доступа на рынок государства-члена (за исключением криптографических программ).
В рамках взаимной электронной торговли операторы электронных торговых площадок должны будут предоставлять одинаково благоприятные условия работы продавцам товаров из всех стран объединения. В то же время надо понимать, что если какое-то государство захочет субсидировать реализацию своим резидентом товаров на интернет-площадке, то такая субсидия сама по себе не будет нарушением данного требования.
Компетенции ЕЭК
После вступления в силу соглашения Евразийская экономическая комиссия (ее Совет) будет устанавливать общие требования к содержанию публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, а также к порядку ее публикации и уведомления о ее изменении; требования к публикации и уведомлению об изменении публичной оферты об оказании услуг оператором электронной торговой площадки продавцам; перечень обязательных к предоставлению на момент предложения товара к продаже сведений об этом товаре, о продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений.
Также ЕЭК определит требования к информированию потребителя о ходе исполнения заказа, условия возврата товара, условия и сроки возврата денежных средств и перечень открытых данных, доступных участникам электронной торговли.
Кроме того, комиссия установит требования к досудебному урегулированию споров, в т.ч. на базе профессиональных участников электронной торговли и их объединений, обществ защиты прав потребителей.
В соглашении устанавливается минимальный срок в 14 календарных дней, в течение которого потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества. Страны – члены ЕАЭС смогут устанавливать и более длительные сроки, в течение которых потребитель вправе отказаться от товара.
Также проект соглашения оставляет определение возможных способов оплаты товара (из числа допускаемых национальным законодательством) на усмотрение продавцов и операторов торговых площадок. Этот момент едва не стал камнем преткновения, поскольку здесь речь и о возможности использования национальных платежных систем стран Союза.
Также оговаривается, что в рамках взаимной электронной торговли рекламные сообщения не должны отправляться без согласия потребителя на их получение.
Защита персональных данных
Важным моментом является регулирование использования и защиты данных в электронной торговле. Соглашение предусматривает, что страны ЕАЭС обеспечивают предоставление всем участникам электронной торговли свободного доступа к открытым данным, включенным в перечень, установленный ЕЭК. А требования по ограничению или запрету сбора, обработки и хранения используемых в рамках взаимной электронной торговли персональных данных устанавливаются и применяются государством – членом ЕАЭС равным образом как в отношении своих собственных участников электронной торговли, так и в отношении участников электронной торговли других государств-членов.
Операторы торговых интернет-площадок (как и продавцы) должны обеспечивать исполнение требований национального законодательства государства-члена в сфере защиты персональных данных. При этом они вправе самостоятельно определять страну ЕАЭС, на территории которой они размещают и хранят данные своих сайтов, за исключением персональных данных и иных сведений ограниченного распространения. Исключая случаи, когда сайты используют доменное имя государства – члена Союза, установившего особые требования по хранению данных.
Взаимное признание электронных документов
Для внедрения электронного документооборота (ЭДО) в интернет-торговле ЕЭК наделяется правом определить базовую модель ЭДО между профессиональными участниками электронной торговли в целях взаимного признания электронных документов (электронных цифровых подписей) с использованием механизма доверенной третьей стороны.
Поскольку в соответствии с переходными положениями Соглашения все эти акты ЕЭК должна принять в течение двух лет с даты его вступления в силу, новый порядок регулирования интернет-торговли в странах ЕАЭС сможет заработать не ранее чем с 2028 г.