$

2.5658 руб.

3.0414 руб.

Р (100)

3.4205 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Консультации

Образец учетной политики автотранспортной организации – 2020

14.02.2020
Образец учетной политики автотранспортной организации – 2020
Фото: freepik

Ситуация

С 01.01.2020 ООО «Перевозчик» внесло дополнения и изменения в Положение об учетной политике, изложив его в новой редакции. Корректировка дополнений связана с принятием решения учредителей о расширении спектра видов экономической деятельности ООО «Перевозчик» и новых операций, а также дополнением применяемых в связи с этим форм ПУД документов и регистров бухгалтерского учета. ООО «Перевозчик» является коммерческой организацией и в соответствии с уставом и решениями учредителей:

– осуществляет пассажирские перевозки и грузоперевозки автотранспортом автомобилями разной грузоподъемности;

– оказывает услуги экспедитора;

– предоставляет в аренду транспортные средства с экипажем;

–- имеет в собственности основные средства и нематериальные активы и другие активы.

Примечание: согласно абз. 22 ст. 1 Закона № 57-З1 учетная политика – принятая организацией совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета. Данный локальный нормативный правовой акт, изложенный в Положении об учетной политике, является долгосрочным и формируется организацией в начале ее деятельности с учетом стратегии и политики собственников (учредителей). Его подписывают главный бухгалтер организации, руководитель организации или ИП, оказывающий услуги по ведению бухучета и составлению отчетности, и утверждает руководитель организации (пп. 1 и 6 ст. 9 Закона № 57-З, п. 3 НСБУ № 802). В дальнейшей деятельности Положение об учетной политике может изменяться в случае:

– изменения законодательства РБ;

– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации (п. 7 ст. 9 Закона № 57-З).

 

Примерная форма приказа о внесении дополнений в Положение об учетной политике приведена ниже.

Образец

ПРИКАЗ

30.12.2019 № 1234

Общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик»

г. Минск

 

Об утверждении Положения об учетной политике

 

Во исполнение требований ст. 9 Закона № 57-З и решения собрания учредителей

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Внести дополнения и изменения в Положение об учетной политике, изложив его в новой редакции.

2. Утвердить:

2.1) прилагаемое Положение об учетной политике ООО «Перевозчик» в новой редакции для применения с 1 января 2020 г. (далее – Положение);

2.2) структуру бухгалтерии ООО «Перевозчик» (приложение 1 к Положению);

2.3) типовые бухгалтерские записи (проводки) (приложение 2 к Положению);

2.4) программные продукты с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи (ЭЦП) (приложение 3 к Положению);

2.5) рабочий план счетов ООО «Перевозчик» (приложение 4 к Положению);

2.6) график документооборота (приложении 5 к Положению);

2.7) формы ПУД и порядок их оформления (приложение 6 к Положению);

2.8) форматы документов в электронном виде и вид (виды) материального носителя (носителей) для хранения документов в электронном виде и место хранения электронных дел и отдельных документов в электронном виде до их передачи в архив или выделения к уничтожению (приложение 7 к Положению);

2.9) перечень документов, относящихся к БСО, место, порядок их хранения (приложение 8 к Положению);

2.10) регистры бухгалтерского учета (приложение 9 к Положению);

2.11) табель отчетности (приложение 10 к Положению);

2.12) перечень лиц, имеющих право подписи документов, и образцы их подписей (приложение 11 к Положению);

2.13) график проведения инвентаризации (приложение 11 к Положению);

2.14) положение по инвентаризации активов, собственного капитала и обязательств ООО «Перевозчик» (приложение 12 к Положению);

2.15) нормы расхода топлива транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (приложение 13 к Положению);

2.16) порядок определения и учета температуры окружающего воздуха по транспортным средствам, осуществляющим международные автомобильные перевозки (приложение 14 к Положению);

2.17) положение ООО «Перевозчик» о корпоративных банковских платежных карточках (приложение 15 к Положению).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Пампушкину М.Н.

 

Директор

Подпись

Е.П. Ананьев

С приказом ознакомлены:

Главный бухгалтер

 

 

Подпись

 

 

М.Н. Пампушкина

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказ директора

общества с ограниченной

ответственностью «Перевозчик»

30.12.2019 № 1234

 

ПОЛОЖЕНИЕ об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик»

 

I. Организационно-технический аспект

1. Общие положения

1. Положение об учетной политике общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (далее – Положение) разработано во исполнение требований Закона № 57-З, а также с учетом норм Инструкции № 503, Инструкции № 1024, НСБУ № 80 и других актов законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности.

2. Положение определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (далее – ООО «Перевозчик»). Положение представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, основанных на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 56-З.

3. Положением обеспечиваются:

– полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;

– правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

 

2. Организация учета и отчетности

4. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением ООО «Перевозчик», структура которой приведена в приложении № 1* к Положению. Руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно директору ООО «Перевозчик». Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников ООО «Перевозчик».

<*> Приложения к Положению не приводятся.

Основание: ст. 8 Закона № 56-З.

 

3. Форма счетоводства

5. Ведение бухгалтерского учета осуществляется по полной журнально-ордерной форме счетоводства. Для ведения бухгалтерского учета используется программа «Галактика» с использованием типовых бухгалтерских записей (проводок), предусмотренных в ней и приведенных в приложении 2 к Положению.

Основание: абз. 23 ст. 1, абз. 5 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З; Письмо № 635; постановление № 156.

Возможные варианты:

Ведение бухгалтерского учета осуществляется по:

– полной журнально-ордерной форме счетоводства с ручной обработкой информации;

– сокращенной журнально-ордерной форме счетоводства с ручной обработкой информации;

– полной журнально-ордерной форме счетоводства с автоматизированной обработкой информации в программе (указывается программный продукт);

– сокращенной журнально-ордерной форме счетоводства автоматизированной обработкой информации в программе (указывается программный продукт);

– мемориально-ордерной форме с ручной обработкой информации;

– мемориально-ордерной форме с автоматизированной обработкой информации в программе (указывается программный продукт);

– комбинированной форме счетоводства (частичная автоматизация в программном продукте и частично ручная обработка).

 

6. Программа «Галактика» имеет сетевую версию. Доступ к программе осуществляется через пароль, информацию о котором предоставляет главный бухгалтер.

7. При ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении управленческой, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности используются другие программные продукты с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Информация о таких продуктах и лицах, имеющих право ЭЦП, приведена в приложении 3 к Положению.

Основание: Закон № 113-З7.

 

4. Рабочий план счетов бухгалтерского учета

8. Перечень объектов бухгалтерского учета устанавливается Рабочим планом счетов (приложение 4 к Положению), разработанным на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, в котором предусмотрены аналитические счета для ведения налогового и управленческого учета. Детализация объектов бухгалтерского учета осуществляется по субсчетам и аналитическим счетам бухгалтерского учета.

Основание: абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З; п. 3 Инструкции № 50.

 

8.1. Аналитический учет временных разниц организован на отдельных субсчетах счетов затрат, доходов и расходов.

Основание: п. 21 Инструкции № 1138.

Возможные варианты:

– в аналитических таблицах;

– на забалансовом счете;

– иным образом.

 

5. Организация документооборота

9. ПУД создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию для обработки в соответствии с графиком документооборота, приведенным в приложении 5 к Положению*. Главный бухгалтер осуществляет контроль за соблюдением порядка обработки бухгалтерской информации и графика документооборота.

Основание: разд. 5 Положения № 1059; Выпуск 1 ЕКСД10.

 

10. Хранение ПУД, регистров бухгалтерского учета, отчетности и других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, осуществляются в течение сроков, установленных законодательством РБ.

Основание: п. 1 ст. 18 Закона № 57-З; ч. 1 п. 218, п. 238 Инструкции № 411; гл. 12 Перечня № 14012.

 

6. ПУД и БСО

11. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению ПУД. ПУД − документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета. Работники бухгалтерии в соответствии с их должностными обязанностями проверяют поступающие ПУД по форме (заполнение всех реквизитов, правильность пересчета натуральных показателей в стоимостные и внесенных исправлений и.т.п.) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей и т.д.). Документы, составленные с нарушением установленного порядка их оформления, должны возвращаться для их доработки и правильного оформления.

 

12. ПУД, подтверждающий совершение хозяйственной операции, составляется участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:

– выполнения работ (оказания услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление ПУД, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично;

– временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;

– купли-продажи материальных активов, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции.

Основание: постановление № 1313, п. 14 Указа № 2914.

 

13. Формы ПУД, которыми оформляются хозяйственные операции и порядок их оформления, приведены в приложении 6 к Положению.

Основание: постановление № 36015; абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 57-З.

 

Возможные варианты:

– формы ПУД, утвержденные ____________ (акт республиканского органа государственного управления, которым утверждены формы ПУД);

– следующие формы ПУД, утвержденные __________ (акт республиканского органа государственного управления, которым утверждены формы первичных учетных документов): ________ (перечень используемых форм);

– следующие формы ПУД, утвержденные ____________ (акт республиканского органа государственного управления, которым утверждены формы ПУД): __________ (перечень используемых форм). Формы ПУД ______________ (перечисление) не используются, применяются самостоятельно разработанные формы ПУД (приложение к Положению);

– самостоятельно разработанные формы ПУД (приложение к Положению).

 

14. ПУД составлять на бумажном носителе или в форме электронного документа согласно п. 7 ст. 10 Закона № 57-З. ПУД, составленный в форме электронного документа, оформлять в соответствии с требованиями Закона № 113-З. В приложении 7 к Положению приведены форматы документов в электронном виде и вид (виды) материального носителя (носителей) для хранения документов в электронном виде, а также место хранения электронных дел и отдельных документов в электронном виде до их передачи в архив или выделения к уничтожению.

Основание: ч. 1 п. 218; п. 238 Инструкции № 4.

 

15. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

16. Обработанные первичные бухгалтерские документы накапливаются у исполнителей в соответствии с номенклатурой дел ООО «Перевозчик» и сдаются для хранения в архив в соответствии с графиком документооборота.

Основание: Перечень № 140.

 

17. Порядок использования и бухгалтерского учета БСО в ООО «Перевозчик» осуществлять в соответствии с Инструкцией № 19616. Ответственность за сохранность и использование бланков строгой отчетности защиты возлагается на главного бухгалтера.

Перечень документов, относящихся к БСО, место, порядок их хранения и использования приведены в приложении 8 к Положению.

Основание: п. 3 Инструкции № 196; Инструкция № 5817; Закон № 278-З18; пп. 22, 23 Правил № 97019.

 

7. Регистры бухгалтерского учета

18. Учетная информация, содержащаяся в ПУД, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета – это документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях.

19. В качестве регистров бухгалтерского учета используются формируемые в программе «Галактика» на основании учетных данных: оборотно-сальдовая ведомость по сч., обороты сч., анализ сч., карточка сч., анализ субконто, обороты между субконто, карточка субконто, отчет по проводкам, главная книга и др., формы которых приведены в приложении 9 к Положению.

Основание: абзацы 18 и 23 ст. 1, абз. 5 п. 4 ст. 9, ст. 11 Закона № 57-З.

 

19.1. Аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в __.

Основание: п. 7 Инструкции № 2620.

Возможные варианты:

– в инвентарных карточках учета основных средств;

– иных регистрах аналитического учета.

 

19.2. Аналитический учет нематериальных активов по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета нематериальных активов или иных регистрах аналитического учета.

Основание: п. 10 Инструкции № 2521.

Возможные варианты:

- в инвентарных карточках учета нематериальных активов.

 

8. Отчетность

20. Отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период.

Состав бухгалтерской отчетности:

– бухгалтерский баланс;

– отчет о прибылях и убытках;

– отчет об изменениях собственного капитала;

– отчет о движении денежных средств;

– примечания к отчетности.

Перечень форм отчетности, сроки, порядок их представления приведены в Табеле отчетности (приложение 10 к Положению).

Основание: п. 4 НСБУ № 10422.

 

9. Система внутреннего контроля

21. Система внутреннего контроля – совокупность методов управления, организационных мер, методик и процедур, состоящая из следующих элементов: контрольной среды; процесса оценки рисков хозяйственной деятельности; информационных систем, связанных с процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности; контрольных действий; процесса оценки и анализа функционирования системы внутреннего контроля. Контрольными действиями являются:

− санкционирование. Для этих целей в приложение 11 к Положению приведен перечень лиц, имеющих право подписи документов. Такой перечень в отношении конкретного исполнителя с образцами подписей указанных лиц находится у исполнителей и обновляется по мере смены таких лиц;

− проверка выполнения;

− обработка информации;

− проверка физического наличия и состояния объектов проводится в виде плановых и внеплановых инвентаризаций;

− разделение обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях.

Основание: Инструкция № 11723; абзацы 9–11, 13 ч. 12 п. 3 Инструкции № 58.

 

Пояснение. Оформление некоторых операций – выдача денежных средств из кассы организации, отпуск материальных активов со склада и др., – осуществляется на основании ПУД, подписанных должностным лицом (лицами) в соответствии с его (их) должностной инструкцией.

 

22. В ООО «Перевозчик» применяются следующие меры для поддержания безопасного функционирования:

– усиление мер контроля по хранению и доступу к документации, внимательное ознакомление и изучение ответственными лицами подписываемых ими документов;

– контроль движения имущества и активов организации работниками бухгалтерии;

– защита внутренней отчетности ООО «Перевозчик», информации, являющейся конфиденциальной и не подлежащей разглашению;

– постоянный контроль и анализ кредиторской задолженности для защиты от возможной скупки всех долгов и последующего давления на руководство ООО «Перевозчик»;

– постоянный анализ конкурентной среды.

23. Активы, собственный капитал и обязательства подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации их фактическое наличие сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации путем:

– сопоставления с данными бухгалтерского учета;

– с целью соблюдения принципа осмотрительности, выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;

– выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств в целях их учета и последующей реализации или списания;

– проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих платежей, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.;

– проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и т.д.

Основание: п. 1 ст. 13 Закона № 57-З; п. 3 Инструкции № 18024.

 

24. Инвентаризация проводится в соответствии с графиком проведения инвентаризации (приложение 11 к Положению).

Основание: ч. 2, 3 п. 8 Инструкции № 180.

 

25. Методики проведения инвентаризации, в т.ч. с применением средств автоматизации и соответствующих весоизмерительных приборов, а также порядок урегулирования выявленных по результатам инвентаризации расхождений и др. приведены в Положении по инвентаризации активов, собственного капитала и обязательств ООО «Перевозчик» (приложение 12 к Положению).

Основание: абз. 6 п. 4 ст. 9, ст. 13 Закона № 57-З; ч. 2 и 3 п. 8 Инструкции № 180, Инструкция № 1725.

Пояснение. В Положении по инвентаризации активов, собственного капитала и обязательств транспортной организации прописываются:

– методика инвентаризации топлива в баках транспортных средств. Как правило, в настоящее время используются колибровочные приборы и топливомеры. При этом закрепляется величина погрешности при замерах, которая зависит от объема баков транспортных средств;

– порядок проведения инвентаризации топлива в баках транспортных средств, автотранспорта и других активов в составе комплектации автомобиля, когда инвентаризация назначена, а автомобиль в рейсе. Здесь возможны следующие варианты: инвентаризация проводится после возвращения из рейса либо перед выездом в рейс. Однако при значительном автопарке и длительности рейсов процесс инвентаризации затягивается и возможны неточности. Поэтому в некоторых случаях руководствуются данными карточки комплектности автомобиля, а по возвращении автомобиля из рейса инвентаризация осуществляется как выборочная постоянно действующей комиссией;

– порядок инвентаризации лекарственных средств в аптечках транспортных средств с целью контроля срока годности и подлежащие утилизации,

– порядок инвентаризации отходов, в т.ч. шин, отработанных масел и т.п., с учетом класса вредности.

 

10. Деятельность организации

26. К текущей деятельности организации относится деятельность, предусмотренная учредительными документами. По текущей деятельности ведется раздельный учет доходов и расходов, относящихся к:

– пассажирским перевозкам;

– грузоперевозкам;

– услугам экспедитора;

– предоставлению в аренду транспортных средств с экипажем;

– пр.

Основание: абзацы 3, 6 и 7 ч. 1 п. 2, п. 5 Инструкции № 102; п. 8 Инструкции № 50.

 

27. Для раздельного учета расходов и доходов в структуре организации сформированы три подразделения: отдел грузоперевозок, отдел пассажирских перевозок, отдел экспедиции. В зависимости от вида перевозок и выбранных калькуляционных единиц аналитический учет организуется с учетом услуги транспортного обслуживания:

– по грузовым автомобилям, работающим по тарифу за тонну перевозимого груза;

– по грузовым автомобилям, работающим по почасовому тарифу;

– по грузовым автомобилям, работающим с оплатой за автотонно-час;

– по автобусам, работающим по почасовому тарифу;

– по автобусам, работающим по тарифу за один пассажиро-километр;

– продажа билетной продукции;

– другие виды платы за перевозки грузов и пассажиров.

28. В качестве объектов калькулирования по грузоперевозкам применяется стоимость тонно-километра, по пассажирским перевозкам – стоимость пассажиро-километра, по услугам транспортной экспедиции – почасовой тариф услуг.

 

11. Дата признания выручки (доходов) от реализации

29. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) признается в бухгалтерском учете по методу начисления. Доходы по городским и пригородным перевозкам, субсидируемым из бюджета города Минска, определяются:

– в сумме выручки от реализации билетной продукции;

– в размере субсидии на возмещение части затрат (в пределах фактически понесенных убытков за отчетный период, без учета сумм авансовых платежей).

Субсидии, полученные в качестве опережающего финансирования, отражаются в бухгалтерском учете в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав доходов отчетного периода при осуществлении соответствующих расходов, возмещаемых за счет данных субсидий.

Дата признания выручки при перевозке пассажиров, багажа транспортом общего пользования признается день начала осуществления перевозки пассажиров, багажа.

Днем начала поездки по билетам на одну поездку (без даты) является дата их реализации.

Основание: Инструкция № 11226; подпункты 3.24 и 4.1 ст. 174 НК27.

Возможные варианты отражения даты признания выручки:

– начала транспортировки;

– отгрузки имущества со склада;

– иные варианты.

Основание: пп. 17, 23 Инструкции № 102; ст. 121, п. 7 ст. 168 НК.

 

12. Дата принятия имущества на учет

30. Датой принятия имущества на учет является дата его фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах, которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок.

Основание: Разъяснение № 15-1-6/13128; п. 4 ст. 3 Закона № 57-З.

Возможные варианты:

- дата его фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах, которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;

- дата помещения имущества под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;

- дата принятия имущества к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом;

- дата принятия имущества к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату его услуг производит организация – получатель имущества;

- дата перехода организации рисков и выгод, связанных с правом собственности на приобретаемые активы, определяемая исходя из условий договоров и товаросопроводительных документов;

- иная дата (указать порядок определения).

 

13. Критерий существенности влияния результатов изменения учетной политики и раскрытия информации в отчетности

31. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При изменении учетной политики существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет 5% и более.

Основание: п. 4 НСБУ № 80; абз. 16 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона № 57-З.

Возможные варианты:

Влияние результата изменения учетной политики, относящегося к периодам, предшествующим отчетному, признается существенным:

– если хотя бы одно из числовых значений показателей форм бухгалтерской отчетности изменяется более чем на 5%.

– если хотя бы одно из числовых значений показателей форм бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году изменения учетной политики, изменяется более чем 1 млн руб.;

– если хотя бы одно из числовых значений показателей бухгалтерского баланса за год, предшествующий году изменения учетной политики, изменяется более чем на ____%;

– если хотя бы одно из числовых значений показателей форм бухгалтерской отчетности изменяется более чем на ____%;

– иные варианты.

 

II. Методический аспект

14. Основные средства

33. К основным средствам относятся активы, имеющие материально-вещественную форму и одновременно отвечающие следующим условиям признания:

1) активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

2) организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

3) активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

4) организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

5) первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

К основным средствам в качестве инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструмента относятся объекты, перечисленные в группах «Инструмент», «Инвентарь и принадлежности» приложения к постановлению № 16129.

Основание: пп. 3, 4 Инструкции № 13330; пп. 3, 4 Инструкции № 26; ОКРБ 020-200231; Разъяснение32.

Возможные варианты:

– превышения стоимостного критерия (указать);

– соответствия установленному технологическому критерию (указать);

– иные варианты.

 

Определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.

Основание: подп. 1.2 п. 1 Указа № 28433

 

33.1. Начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, производится:

– по автотранспорту – производительным методом;

– по остальным объектам основных средств – линейным методом.

Основание: пп. 37, 41 Инструкции № 37/18/634.

Возможные варианты:

– способом, определенным комиссией по проведению амортизационной политики;

– линейным способом;

– нелинейным способом, прямым методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– нелинейным способом, обратным методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– нелинейным способом, методом уменьшаемого остатка (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– производительным способом.

 

Пояснение: организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2019 г. – по объектам основных средств, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств (абз. 3 ч. 1 п. 1 постановления № 80235).

 

33.2. Способы (методы) начисления амортизации по объектам основных средств не пересматриваются на начало отчетного года.

Основание: пп. 37, 41 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– пересматриваются на начало отчетного года;

– не пересматриваются на начало отчетного года.

 

33.3. Амортизируемая стоимость основных средств определяется без уменьшения ее на амортизационную ликвидационную стоимость (АЛС).

Основание: пп. 7-1, 11 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– амортизируемая стоимость определяется без уменьшения ее на амортизационную ликвидационную стоимость (АЛС);

– амортизируемая стоимость принимается за вычетом АЛС объектов;

– решение о применении амортизируемой стоимости за вычетом АЛС принимается комиссией по проведению амортизационной политики;

– амортизируемая стоимость принимается за вычетом АЛС по следующим объектам: ___________________ (приводятся объекты (либо группы объектов), по которым амортизируемая стоимость принимается за вычетом АЛС);

– другие варианты.

 

33.4. Амортизация рассчитывается исходя из месячной нормы.

Основание: п. 31 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– месячной нормы;

– месячной суммы.

 

33.5. Норма амортизации рассчитывается в процентах с шестью знаками после запятой.

Основание: абз. 2 п. 31 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– рассчитывается в процентах с шестью знаками после запятой;

– рассчитывается в процентах с иным показателем после запятой.

 

33.6. Комиссия по проведению амортизационной политики не осуществляет пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объектов основных средств.

Основание: п. 24 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– вправе осуществлять пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объектов с начала отчетного года;

– вправе осуществлять пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объектов в следующих случаях: ___ (перечисление случаев из числа установленных законодательством);

– не осуществляет пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объектов.

 

33.7. Затраты на техническое диагностирование и освидетельствование объектов основных средств включаются в затраты организации.

Основание: п. 9 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– могут относиться на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств. Целесообразность изменения амортизируемой стоимости объекта основных средств на сумму затрат, понесенных на техническое диагностирование и освидетельствование, определяется комиссией по проведению амортизационной политики при каждом случае проведения технического диагностирования, освидетельствования;

– относятся на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств;

– включаются в затраты организации.

 

33.8. Сумма обесценения основных средств на конец отчетного периода в бухгалтерском учете не отражается.

Основание: п. 16 Инструкции № 26.

Возможные варианты:

– не отражается;

– отражается для ____ (указать нужное, например, основных средств. При применении обесценения ко всем возможным объектам детализацию можно не указывать). Ставка дисконтирования определяется ____.

Возможные варианты:

– как ставка рефинансирования, установленная Нацбанком;

– как ставка по кредиту для организации в обслуживающем банке, характерная для кредитов, выдаваемых для приобретения долгосрочных активов;

– исходя из текущих рыночных оценок временной стоимости денежных средств и рисков, характерных для основного средства, инвестиционной недвижимости, нематериального актива.

Установить следующие дополнительные признаки обесценения ___________ (перечень).

Возможные варианты:

– дополнительные критерии обесценения можно не устанавливать.

 

33.9. Переоценка основных средств на 1 января производится в отношении всех объектов с периодичностью один раз в год на 1 января года, следующего за отчетным.

Основание: подп. 1.1 п. 1 Указа № 62236; п. 1 Инструкции № 162/131/3737.

Возможные варианты:

– производится в отношении всех объектов при превышении критерия существенности изменения стоимости имущества. Критерий существенности изменения стоимости имущества устанавливается в размере: _______;

– производится в отношении всех объектов с периодичностью ________;

– иные варианты.

 

33.10. Сумму превышения расходов над доходами, образующуюся в результате выбытия основных средств, путем его безвозмездной передачи, списания или продажи списывать в общеустановленном порядке без учета норм Указа № 284.

Основание: подп. 1.1 п. 1 Указа № 284.

Возможные варианты:

– добавочного капитала в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме в порядке, установленном Указом № 284;

– в общеустановленном порядке без учета норм Указа № 284.

 

15. Доходные вложения в материальные активы

34. В качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов ООО «Перевозчик»;

– активы предназначены для использования в деятельности ООО «Перевозчик», в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд ООО «Перевозчик», а также для предоставления в пользование;

– ООО «Перевозчик» предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

– ООО «Перевозчик» не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

 

34.1. Начисление амортизации по нематериальным активам производится линейным способом.

Основание: пп. 37, 41 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– способом, определенным комиссией по проведению амортизационной политики;

– линейным способом;

– нелинейным способом, прямым методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– нелинейным способом, обратным методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– нелинейным способом, методом уменьшаемого остатка (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

– производительным способом.

 

34.2. Способы (методы) начисления амортизации по объектам нематериальных активов не пересматриваются на начало отчетного года.

Основание: пп. 37, 41 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– пересматриваются на начало отчетного года;

– не пересматриваются на начало отчетного года.

 

34.3. Амортизация рассчитывается исходя из месячной нормы.

Основание: п. 31 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– месячной нормы;

– месячной суммы.

 

34.4. Норма амортизации рассчитывается в процентах с шестью знаками после запятой.

Основание: абз. 2 п. 31 Инструкции № 37/18/6.

Возможные варианты:

– рассчитывается в процентах с шестью знаками после запятой;

– рассчитывается в процентах с иным показателем после запятой.

 

34.5. Комиссия по проведению амортизационной политики не осуществляет пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объектов нематериальных активов.

Основание: п. 24 Инструкции № 37/18/6.

 

34.6. Сумма обесценения объектов нематериальных активов на конец отчетного периода в бухгалтерском учете не отражается.

Основание: п. 18 Инструкции № 25.

Возможные варианты:

– не отражается;

– отражается для ____ (указать нужное, например, основных средств. При применении обесценения ко всем возможным объектам детализацию можно не указывать). Ставка дисконтирования определяется ____.

Возможные варианты:

– как ставка рефинансирования, установленная Нацбанком;

– как ставка по кредиту для организации в обслуживающем банке, характерная для кредитов, выдаваемых для приобретения долгосрочных активов;

– исходя из текущих рыночных оценок временной стоимости денежных средств и рисков, характерных для основного средства, инвестиционной недвижимости, нематериального актива.

Установить следующие дополнительные признаки обесценения ___________ (перечень).

Возможные варианты:

– дополнительные критерии обесценения можно не устанавливать.

 

34.7. Переоценка на конец отчетного периода нематериальных активов не производится.

Основание: ч. 3 п. 17 Инструкции № 25.

Возможные варианты:

– не переоцениваются;

– переоцениваются при соблюдении условий проведения переоценки.

 

16. Производственные запасы

35. К запасам относятся:

– сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара;

– инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее – отдельные предметы в составе средств в обороте);

– животные на выращивании и откорме;

– незавершенное производство;

– готовая продукция;

– товары.

35.1. Запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т.д.) при поступлении отражаются на сч. 10 «Материалы» по фактической себестоимости.

Основание: пп. 6, 39, 41 Инструкции № 133; пп. 16, 19, 20 Инструкции № 50.

Возможные варианты:

– по фактической себестоимости;

– по учетным ценам с использованием сч.сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;

– по учетным ценам с использованием сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов».

 

35.2. При формировании фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные затраты, связанные с приобретением и доставкой нескольких наименований материалов, распределяются пропорционально стоимости приобретаемых материалов.

Основание: п. 5 ст. 9 Закона № 57-З; п. 51 Инструкции № 133.

Возможные варианты:

– пропорционально стоимости приобретаемых материалов;

– иные варианты.

 

35.3. В качестве учетных цен на материалы используются цены приобретения.

Основание: п. 50 Инструкции № 133.

Возможные варианты:

– цены приобретения;

– фактическую себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода;

– планово-расчетные цены;

– среднюю цену группы;

– среднюю цену каждого наименования материалов.

 

35.4. Билетная продукция – все виды установленных бланков проездных документов (билетов) на проезд в автобусах регулярных маршрутов, предназначенных для продажи пассажирам, без применения кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем.

Билетная продукция учитывается на сч. 10 «Материалы» субсч. «Билетная продукция» по фактической себестоимости ее изготовления (приобретения). Одновременно учет билетной продукции ведется в количественных показателях и по номинальной стоимости на забалансовом сч. 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты» как бланки документов с определенной степенью защиты по каждой в отдельности номинальной цене, сериям и номерам.

В случае пересмотра номинальной цены, указанной на билетах на одну поездку, ранее выведенных из оборота и вводимых в оборот, учет ведется по пересмотренной цене с организацией соответствующего учета на забалансовом сч. 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты». В балансовом учете при этом дополнительные записи не делаются.

35.5. При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка).

Основание: пп. 14–17, 48, 49 Инструкции № 133.

Возможные варианты:

– себестоимости каждой единицы;

– средней себестоимости исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка);

– средней себестоимости путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка);

– себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).

 

35.6. Основанием для списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ за отчетный период. Указанные ведомости принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях работником ООО «Перевозчик», ведущим оперативный учет ГСМ, делается соответствующая отметка. При эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, норма расхода топлива определяется согласно приложению 13 к Положению*.

Основание: ч. 2 п. 2 Инструкции № 14138; п. 83 Инструкции № 133.

 

35.7. Порядок определения и учета температуры окружающего воздуха приведен в приложении 14 к Положению.

Основание: ч. 2 п. 2 Инструкции № 141.

 

35.8. Расчет сумм для премирования за экономию ГСМ осуществляется за их фактическую экономию, подтвержденную данными бухгалтерского учета и показаниями приборов, по учетным ценам на дату принятия решения о премировании.

Основание: Положение № 46/3539; постановление № 69140; Рекомендации № 27/1341.

Возможные варианты:

– по учетным ценам на дату отчетного периода, по которому определяется сумма экономии;

– по учетным ценам на дату принятия решения о премировании;

– иной вариант;

 

35.9. Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, по которым законодательством не установлены способы списания, переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию размере 100% (указать) стоимости предметов при их передаче со складов в эксплуатацию.

Основание: п. 107 Инструкции № 133.

Возможные варианты:

– в размере __% (указать) стоимости предметов при их передаче со складов в эксплуатацию и в размере __% (указать) стоимости предметов при их выбытии из эксплуатации в связи с непригодностью;

– по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), – ежемесячно, исходя из сроков их службы; по остальным предметам в размере 100% при передаче их в эксплуатацию;

– иные способы списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте.

 

35.10. Резерв под снижение стоимости производственных запасов создается, если разница между чистой стоимостью реализации каждой единицы запасов и ее фактической себестоимостью превысила 30% фактической себестоимости.

Основание: пп. 19–23 Инструкции № 133; п. 10 НСБУ № 1642.

Возможные варианты:

– если разница между чистой стоимостью реализации каждой единицы запасов и ее фактической себестоимостью превысила ___% фактической себестоимости;

– если запасы обесценились более чем на ___%;

– иные варианты.

 

17. Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг

36. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости:

– грузоперевозок ведется в разрезе грузоподъемности автотранспорта позаказным методом;

– пассажироперевозок ведется котловым методом;

– экспедиторской деятельности организуется позаказным методом.

Возможные варианты:

– позаказным методом: __________ (описание);

– попередельным методом: __________ (описание);

– котловым методом: __________ (описание);

– нормативным методом: __________ (описание);

– другими методами (привести метод и описать порядок его применения).

 

36.1. Объектами калькулирования являются:

– грузовые перевозки автомобилями, работающими по тарифу за тонну перевозимого груза;

– грузовые перевозки автомобилями, работающими по почасовому тарифу;

– грузовые перевозки автомобилями, работающими с оплатой за автотонно-час;

– пассажирские перевозки автобусами, работающими по почасовому тарифу;

– пассажирские перевозки автобусами, работающими по тарифу за один пассажиро-километр;

– продажа билетной продукции;

– другие виды платы за перевозки грузов и пассажиров.

Экспедиторские услуги;

– прочие работы и услуги.

36.2. Оценка незавершенного производства производится по прямым статьям затрат.

Возможные варианты:

– по прямым статьям затрат;

– по прямым материальным затратам;

– по прямым затратам на оплату труда;

– по фактической себестоимости;

– по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

– иным способом.

36.3. К затратам вспомогательных производств, учитываемым на сч. 23 «Вспомогательные производства», относятся производства, которые являются вспомогательными для основного производства организации:

– медпункт;

– ремонт и техническое обслуживание автомобилей.

Основание: п. 26 Инструкции № 50; п. 9 Указаний № 28943.

 

36.4. Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями вспомогательных производств, учтенные на сч. 25 «Общепроизводственные затраты», распределяются между объектами калькулирования пропорционально общей сумме прямых затрат.

Основание: п. 26 Инструкции № 50.

Возможные варианты:

Учитываются на:

– сч. 23 «Вспомогательные производства»;

– сч. 25 «Общепроизводственные затраты» и списываются с этого счета в д-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

Возможные варианты:

– пропорционально общей сумме прямых затрат;

– пропорционально прямым материальным затратам;

– пропорционально прямым трудовым затратам;

– с использованием иных критериев распределения.

 

36.5. Общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема оказываемых услуг, выполняемых работ, производимой продукции, ежемесячно при списании на себестоимость услуг, работ, продукции распределяются пропорционально сумме всех прямых затрат.

Основание: п. 27 Инструкции № 50; п. 9 Инструкции № 102.

Возможные варианты:

– пропорционально сумме всех прямых затрат;

– пропорционально прямым материальным затратам;

– пропорционально затратам на оплату труда производственных рабочих;

– с использованием иных критериев распределения.

 

36.6. Условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты относятся к управленческим расходам.

Основание: п. 27 Инструкции № 50; п. 11 Инструкции № 102.

Возможные варианты:

– относятся к управленческим расходам;

– включаются в себестоимость услуг, работ, продукции и распределяются сумме всех прямых затрат и распределяются.

Возможные варианты:

– пропорционально сумме всех прямых затрат;

– пропорционально прямым материальным затратам;

– пропорционально затратам на оплату труда производственных рабочих;

– с использованием иных критериев распределения (указать).

 

18. Денежные средства на корпоративных банковских карточках

37. Корпоративная банковская платежная карточка (КБПК) – карточка, использование которой предусмотрено договором между банком-эмитентом и ООО «Перевозчик». Учет операций с использованием КБПК осуществляется:

– на отдельном субсч. «Корпоративная банковская платежная карточка» к сч. 51 «Расчетные счета», если она используется для расчетов в национальной валюте РБ;

– на отдельном субсч. «Корпоративная банковская платежная карточка» к сч. 52 «Валютные счета», если она используется для расчетов в иностранной валюте.

Выдача КБПК и контроль за их движением осуществляются в соответствии Положением ООО «Перевозчик» о корпоративных банковских платежных карточках, приведенном в приложении 15 к Положению*.

Основание: Инструкция № 3444; ст. 273 БК45.

 

19. Учет резервов по сомнительным долгам

38. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности) и не обеспечена соответствующими гарантиями.

38.1. Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного года.

Основание: пп. 42, 43, 45 Инструкции № 102.

Возможные варианты:

– на конец отчетного года;

– на конец отчетного квартала;

– на конец отчетного месяца.

 

38.2. Величина резервов по сомнительным долгам определяется по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора (возможности погашения им задолженности, иных факторов).

Основание: пп. 44, 45 Инструкции № 102.

Возможные варианты:

– по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора (возможности погашения им задолженности, иных факторов);

– по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения;

– по всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

 

20. Учет резервов предстоящих платежей

39. Под резервом предстоящих платежей понимаются обязательства, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения. Резерв предстоящих платежей создается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности при соблюдении следующих условий:

– организация имеет текущее обязательство (правовое или традиционное);

– существует вероятность, что для исполнения этого обязательства потребуется выбытие активов;

– может быть осуществлена надежная оценка суммы резерва.

При несоблюдении хотя бы одного из условий резерв не создается.

39.1. Резервы предстоящих платежей создаются по выплате работникам вознаграждения по итогам работы за год.

Основание: п. 75 Инструкции № 50; Инструкция № 16846; ч. 2 п. 10, гл. 4 Инструкции № 26; п. 45 Инструкции № 1047; Положение № 171/93/2/1748.

Возможные варианты:

– не создаются;

– создаются на:

● затраты на выполнение перенесенных работ;

● резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам;

● резервы предстоящих платежей по предстоящей оплате отпусков;

● резервы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и обслуживанию;

● резервы предстоящих платежей по выплате работникам вознаграждения по итогам работы за год;

● прочие резервы предстоящих платежей.

 

21. Резервный капитал

40. Формировать резервный капитал по резервному фонду заработной платы.

Основание: ст. 76 ТК46; п. 65 Инструкции № 50; Положение № 60550; ч. 2 ст. 72 Закона № 2020-XII51.

Возможные варианты:

– резервному фонду заработной платы;

– резервному фонду на выплату дивидендов по привилегированным акциям.

 

22. Добавочный капитал

41. Формировать добавочный капитал по следующим видам:

– Фонд переоценки основных средств;

– Фонд переоценки инвестиционной недвижимости.

Основание: п. 66 Инструкции № 50; Указ № 622; п. 18 Инструкции № 26; пп. 17, 18 Инструкции № 25; абз. 40 ч. 1 ст. 1 Закона № 231-З52.

Возможные варианты:

– Фонд переоценки основных средств;

– Фонд переоценки нематериальных активов;

– Фонд переоценки краткосрочных активов;

– Эмиссионный фонд;

– др.

 

23. Расходы будущих периодов

42. К расходам будущих периодов относятся расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

К расходам будущих периодов относятся:

  • отпускные работникам, приходящиеся на будущие отчетные периоды;
  • затраты, связанные с новым строительством;
  • расходы по страхованию имущества, используемого в предпринимательской деятельности и пассажиров, добровольное страхование медицинских расходов работников;
  • расходы на обязательную сертификацию работ, услуг;

– членские взносы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»;

  • затраты на выполнение перенесенных работ;
  • другие расходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Основание: п. 76 Инструкции № 50; п. 11 Инструкции № 102; Указ № 53153; пп. 45 и 72 Инструкции № 10.

 

24. Доходы будущих периодов

43. К доходам будущих периодов относятся доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

К доходам будущих периодов относятся:

  • получение государственной поддержки по долгосрочным активам;

– получение государственной поддержки по краткосрочным активам;

– получение международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи;

  • получение безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • другие доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам».

Основание: п. 77 Инструкции № 50; п. 5 Инструкции № 112.

 

25. Операции в иностранной валюте

44. При перечислении авансов в иностранной валюте в размере части стоимости активов (суммы расходов), выраженной в иностранной валюте, стоимость каждой единицы актива (части расходов) в белорусских рублях определяется исходя из цены единицы актива (части расходов) в иностранной валюте и среднего курса поставки. Средний курс поставки определяется путем деления общей стоимости приобретенных активов (суммы понесенных расходов) в белорусских рублях, определенной в порядке, установленном законодательством, на общую стоимость активов (сумму расходов) в иностранной валюте.

Основание: п. 1 ст. 12, абз. 21 ст. 1 Закона № 57-З; ч. 2 п. 3 НСБУ № 6954.

Возможные варианты:

– цены единицы актива (части расходов) в иностранной валюте и среднего курса поставки. Средний курс поставки определяется путем деления общей стоимости приобретенных активов (суммы понесенных расходов) в белорусских рублях, определенной в порядке, установленном законодательством, на общую стоимость активов (сумму расходов) в иностранной валюте;

– иные варианты (указать).

 

Примечание:

5 января 2020 г. принят Указ № 50455, который устанавливает альтернативный по отношению к закрепленному в п. 2, подп. 3.20 ст. 174, п. 2, подп. 3.26 ст. 175 НК порядок налогового учета курсовых разниц.


1 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

2 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80).

3 Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

4 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

5 Письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства».

6 Постановление Минфина от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации».

7 Закон от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 113-З).

8 Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113.

9 Положение Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 «О документах и документообороте в бухгалтерском учете».

10 Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности» (приложение 1 к постановлению Минтруда от 30.12.1999 № 159 в части должностных обязанностей главного бухгалтера).

11 Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4).

12 Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 140 (далее – Перечень № 140).

13 Постановление Минфина от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Минфина от 21.12.2015 № 58».

14 Указ Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

15 Постановление Совмина от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

16 Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196).

17 Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58).

18 Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

19 Правила автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970.

20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

21 Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).

22 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104.

23 Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановление Правления Нацбанка от 19.03.2019 № 117.

24 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

25 Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17.

26 Инструкция по бухгалтерскому учету государственной поддержки и Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112).

27 Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).

28 Разъяснение Минфина от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету».

29 Постановление Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Минэкономики».

30 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

31 Общегосударственный классификатор ОКРБ 020-2002.

32 Разъяснение специалистов Минфина, размещенные на официальном сайте Минфина (http://minfin.gov.by/treatment/faq/tag/36).

33 Указ Президента от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (далее – Указ № 284).

34 Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

35 Постановление Совмина от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах».

36 Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (далее – Указ № 622).

37 Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37.

38 Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

39 Типовое положение о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг), утв. постановлением Минэкономики и Минтруда и соцзащиты от 15.03.2000 № 46/35.

40 Постановление Совмина от 28.05.2002 № 691 «О порядке стимулирования должностных лиц государственных организаций, иных организаций, имеющих долю государственной собственности, и колхозов за экономию горюче-смазочных материалов».

41 Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты, Госкомстандарта от 22.02.2012 № 27/13.

42 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», утв. постановлением Минфина от 06.03.2018 № 16.

43 Указания по определению основного вида деятельности организаций на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» для формирования официальной статистической информации органами государственной статистики, утв. приказом Белстата от 30.11.2012 № 289.

44 Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утв. постановлением Правления Нацбанка от 18.01.2013 № 34.

45 Банковский кодекс.

46 Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2005 № 168.

47 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10).

48 Положение о методике определения затрат на гарантийное обслуживание техники, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минпрома и Минсельхозпрода от 25.08.2000 № 171/93/2/17.

49 Трудовой кодекс.

50 Положение о резервном фонде заработной платы, утв. постановлением Совмина от 28.04.2000 № 605.

51 Закон от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах».

52 Закон от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг».

53 Указ Президента от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».

54 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69.

55 Указ Президента от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах»

Автор публикации: Валентина ЛЕМЕШ, кандидат экономических наук, доцент

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 16.02.2021


***
Бухучет: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы