Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
02.03.2018 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №17 (2121) от 02.03.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обратная сила закона: — ресурс или стресс для бизнеса?

Успех любого бизнеса зависит не только от достатка ресурсов и условий для его развития, но и от умения правильно распорядиться имеющимися возможностями, грамотно все рассчитать, в т.ч. используя информацию о вступлении нормативных актов в действие.

Предпринимателю действительно необходимо знать, когда вступает в силу тот или иной законодательный акт, поскольку в Беларуси не просто подробно регулируются условия ведения бизнеса, но и происходит частая смена правил игры.

Вместе с тем сложилось мнение, что в нашей стране на протяжении многих лет вступает в силу, причем задним числом, неимоверное количество документов. Но так ли это на самом деле? Какая тут есть динамика, какие сферы такие документы преимущественно затрагивают и, главное, каковы последствия для бизнеса?

Рассмотрим эти вопросы подробнее, сделав акцент на том, как бизнесу эффективно использовать те возможности, которые дает знание о вступлении актов законодательства в силу.

Есть ли ответственность?

Согласно ст. 67 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт (далее – Закон и НПА соответственно) не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Исключение составляют случаи, во-первых, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (ИП), и юридических лиц. И во-вторых, когда в самом НПА или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Самый живой интерес вызывает придание обратной силы НПА, если он предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли ответственность или влекли более мягкую ответственность. Придание обратной силы таким НПА не допускается.

Кроме того, ст. 67 Закона установлено, что НПА, иным образом ухудшающие положение граждан, в т.ч. ИП, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы. Но здесь есть оговорка: если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, у законодателя есть право достаточно свободно использовать обратную силу НПА.

Когда есть время

Понятно, что как при составлении государственного бюджета, так и бизнес-­плана развития организации важна предсказуемость и стабильность условий ведения предпринимательской деятельности. Тогда можно все просчитать и спланировать максимально точно. И вступление НПА в силу не просто наперед, а с запасом, вполне логично прослеживается как основная тенденция.

Причем речь идет не только об НПА, регулирующих финансовые отношения. Большое влияние на любые транзакции оказывает электронная составляющая, увеличение в геометрической прогрессии числа операций с активами, в т.ч. с недвижимостью. Как следствие, законодатель дает время на вступление в силу НПА, чтобы все участники регулируемых документом отношений могли адаптироваться.

Оборот недвижимости в перспективе

Например, Закон от 08.01.2018 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» вступает в силу 22.07.2018 г., за исключением отдельных положений.

Документом определен порядок оформления документов при госрегистрации в электронном виде. Установлено, что госрегистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, госрегистрация сделки с недвижимым имуществом могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.

Вводится понятие авторизованного посредника при регистрации недвижимости, в качестве которого могут выступать как адвокат, так и нотариус или риэлтерская организация.

Следовательно, до 22.07.2018 г. организации, которых касается или коснется в будущем документ, могут выполнить ряд действий:

– провести учебу своих сотрудников;

– издать локальные нормативные акты, в т.ч. регулирующие должностные обязанности сотрудников, внести в них изменения;

– ознакомить сотрудников с изменениями.

Действия по обороту недвижимости, земельных участков требуют взвешенного подхода, и законодатель предоставляет право выбора.

Еще один пример: Указ Президента от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее – Указ № 463) начинает действовать 31.12.2017 г., но полностью вступает в силу 31.03.2018 г.

Документом установлено, что граждане, ИП, юридические лица, подавшие до вступления в силу Указа № 463 заявление о предоставлении земельного участка (далее – участок), переводе земель, участка из одной категории в другую, вправе по своему выбору:

– завершить процедуру изъятия и предоставления участка, перевода земель, участка из одной категории в другую в соответствии с действующим законодательством без учета изменений, внесенных в него Указом № 463;

– обратиться за предоставлением участка, переводом земель, участка из одной категории в другую с учетом внесенных изменений.

Землепользователи, таким образом, имеют в запасе время на изучение действующего и будущего порядка, получение консультаций и выбора предпочтительного решения.

Обратная сила НПА

Статистика количества НПА, имеющих обратную силу, отсутствует, но примеры таких документов есть.

В качестве «свежего» образца можно привести Указ Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29), который распространил свое действие на отношения, которые возникли с 1 января 2018 г. Из более ранних примеров – изменения от 22.01.2016 г., внесенные в постановление Совмина от 12.12.2011 № 1672 (определение критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования), которые, опять-таки, вступили в силу с 01.01.2016 г. А также отдельные положения Указа Президента от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее – Указ № 361), которые вступили в силу с 01.01.2014 г. (обратное действие было распространено почти на 7 месяцев).

Проблема заключается в том, что вносимые изменения носят самый различный характер и направлены не только на упрощение ведения бизнеса, но иногда и на ужесточение или ограничение определенных требований.

Для субъектов хозяйствования это чревато следующими проблемами. Во-первых, с изменениями нужно хотя бы ознакомиться и понять их, а для этого времени не остается вовсе. Во-вторых, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

В-третьих, приходится существенно корректировать ведение бизнеса, быстро изменять содержание договоров с контрагентами или вносить изменения в бухучет и отчетность в абсолютно непредсказуемых условиях и без понимания того, как изменения будут работать (растет вероятность ошибки).

К примеру, появление отложенного зачета – так называемого «входящего» НДС, введенное Указом № 361, стало для бизнеса неожиданностью. Принятие Указа № 29, изменившего ряд ставок налогов, также является в определенном смысле стрессом для бизнеса по сравнению со стандартной практикой предварительной ежегодной публикации изменений, вносимых в Налоговый кодекс.

Эти примеры подтверждают, что придание обратной силы НПА может коснуться нормативных документов разных сфер действия, и эти изменения не всегда прогнозируемы и однозначны. Например, сейчас среди специалистов разворачивается дискуссия об обратной силе норм Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». К примеру, положений, касающихся оснований для привлечения руководителей, собственников к субсидиарной ответственности, поскольку документ направлен на либерализацию условий ведения бизнеса. Однако то, как будет развиваться практика, можно будет понять только через определенное время.

Зарубежный опыт

Как показывает опыт, государства с высоким рейтингом в плане инвестиционного климата и ведения бизнеса характеризуются стабильностью и предсказуемостью законодательства. В частности, фундаментальные регуляторные во­просы остаются без существенных изменений на протяжении многих лет, что позволяет бизнесу выстраивать долго­срочные планы работы.

Подобный подход касается в том числе и либерализации ведения бизнеса, поскольку любая либерализация – это тоже определенный стресс и период нестабильности, особенно если она растягивается на годы. В практике государств с высоким рейтингом привлекательности фактически нет места понятию «обратной силы закона», поскольку все существенные изменения детально и предварительно обсуждаются с заинтересованными лицами до момента их принятия. Стабильность законодательства, его предсказуемость и ясность – вот три критерия, которые объективно необходимы для улучшения бизнес-климата.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by