Обращения бизнеса в государственные органы

У юридических лиц и ИП есть право обратиться в любое министерство, ведомство, департамент по вопросам, которые связаны с их деятельностью.
Как бизнесмены могут реализовать это право на практике и какой может быть от него толк? Разбираемся далее в статье.
Термин «обращение» раскрывается в Законе от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З). В соответствии с ним под обращением понимается индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенное в письменной, электронной или устной форме.
За нарушение порядка рассмотрения обращений и ненадлежащую с ним работу организации и должностные лица, в т.ч. руководители, несут дисциплинарную и административную ответственность (п. 3 ст. 5, ст. 26 Закона № 300-З).
Цель обращения
Бизнесу важно владеть полной и достоверной информацией, которая способна повлиять на его работу сегодня, завтра или в обозримом будущем.
С этой целью организации и предприниматели могут неоднократно и бесплатно обращаться в центральные правительственные учреждения, такие как Минэкономики, МНС или Минфин, МАРТ, МАИС и др.
И если вопрос или проблема изложены ясно, а обращение в министерство составлено грамотно, для субъекта хозяйствования от этого будет толк не меньше, чем от консультации юриста, адвоката или налогового консультанта.
Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 69 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческие органы, осуществляющие правовое регулирование в определенной сфере деятельности, при необходимости подготавливают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, по обращениям граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
Отсюда вытекает главное правило обращения – выбрать министерство или ведомство, в компетенцию которого входит разъяснение того или иного акта законодательства.
Государственные органы и другие организации, ответственные за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утверждены Указом от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
Обращение в государственные органы
Организации и ИП вправе свободно обращаться в государственные органы. Обращения в соответствии со ст. 1 Закона № 300-З могут быть поданы в следующих формах:
-
заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении законов, недостатках в работе госорганов;
-
предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, ИП, совершенствованию правового регулирования, решению вопросов в экономической, политической, социальной сферах;
-
жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя.
Обращения могут быть письменными или устными, в форме электронного обращения. Они также могут быть индивидуальными или коллективными.
Письменные обращения подаются нарочно, по почте, в ходе личного приема, а также путем внесения замечаний в книгу замечаний и предложений. Устные – излагаются в ходе личного приема. Электронные – в порядке, установленном ст. 25 Закона № 300-З.
Требования к обращениям
Помимо сути в обращении обязательно нужно указать дополнительные сведения, к которым в соответствии со ст. 12 Закона № 300-З относятся:
– наименование (адрес) организации либо должность лица, которое направляет запрос (фамилия, имя и отчество гражданина, адрес места жительства для физических лиц);
– полное наименование юрлица и его места нахождения, а также e-mail (при электронном обращении);
– фамилия, имя, отчество руководителя или лица, уполномоченного подписывать обращения, и его личная подпись (подпись физического лица, при обращении граждан).
Если этих сведений в обращении нет, госорган может оставить его без рассмотрения по существу.
Это произойдет и в том случае, например, если обращение не поддается прочтению, содержит нецензурные слова либо оскорбления или оно подано повторно, однако уже было рассмотрено по существу и не содержит новых обстоятельств.
Все случаи, когда обращение остается без рассмотрения по существу, перечислены в ст. 15 Закона № 300-З.
Сроки рассмотрения и форма ответа
Министерство зарегистрирует обращение в день поступления, а начало течения срока на его рассмотрение будет со дня, следующего за днем регистрации.
На рассмотрение письменных обращений отводится 15 дней. Если государственному органу потребуется провести проверку или дополнительно изучить вопрос, то этот срок не может превышать месяца.
Письменные ответы излагаются на языке обращения. Все ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на нормы актов законодательства, а также конкретные формулировки подтверждающие или опровергающие доводы заявителей.
Министерство оставляет за собой право не рассматривать вопросы, касающиеся сведений, которые составляют государственную или иную тайну, охраняемую законом.
Расходы на рассмотрение
По общему правилу, обращения рассматриваются без взимания платы.
Однако расходы государственных органов по рассмотрению систематически направленных (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений, а также обращений, которые содержат заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей через суд. К ним могут относиться, в частности, расходы в виде сумм, подлежащих выплате экспертам и другим специалистам, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения.
Обжалование ответов
Не всегда ответ на обращение удовлетворяет заявителя, в таком случае на основании ст. 20 Закона № 300-З ответ может быть обжалован.
Механизм обжалования таков: вначале необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую организацию. Затем (либо если таковой нет) ответ может быть обжалован в суде в порядке, установленном законодательством.