$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Обращение с отходами при строительстве

03.03.2017

Миприроды и Минстройархитектуры письмом от 10.02.2017 № 11-22/342/04-3-03/1969 разъяснили особенности обращения с отходами, образующимися при осуществлении строительной деятельности, в т.ч. возведении объектов жилья, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных или приравненных к ним средств.

В соответствии с требованиями ст. 22 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З ) обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими НПА.

Справочно: обращением с отходами является деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию (п. 13 ст. 1 Закона № 271-З ).

Заказчик при разработке проектной документации на строительство должен предусматривать комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя (п. 2 ст. 22 Закона № 271-З ):

– определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опас­но­сти и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья.

Справочно: деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования является инвентаризацией отходов (п. 5 ст. 1 Закона № 271-З ).

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17, инвентаризация отходов производства проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;

– определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

– проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

Справочно: в соответствии со ст. 25 Закона № 271-З хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов. Санкционированными местами хранения отходов, помимо прочего, признаются места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (п. 28 ст. 1 Закона № 271-З ). Местами временного хранения отходов являются специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов (п. 10 ст. 1 Закона № 271-З ).

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 271-З при временном хранении от­ходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные мес­та хранения отходов производства указываются в ин­струкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45, инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства;

– иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в т.ч. технических нормативных правовых актов.

Кроме того, согласно абз. 3 п. 2 ст. 59 Закона от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с определением места (площадки) или специального объекта для складирования (захоронения) строительных и производственных отходов.

Исходя из п.п. 25, 26 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. постановлением Совмина от 8.10.2008 № 1476, разработка проектной документации на строительство выполняется на основании заключенного между заказчиком, застройщиком, подрядчиком (далее – заказчик проектной документации) и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством), обязательным приложением к которому является задание на проектирование. Задание на проектирование подготавливается заказчиком проектной документации или по его поручению проектировщиком. Оно включает требования к составу и объему разрабатываемой проектной документации на строительство объекта с приложением к заданию комплекта разрешительной документации и других сведений, необходимых для разработки проектной документации.

Отходы, образующиеся в виде строительного мусора в процессе выполнения строительно-монтажных работ при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве объектов строительства, не связанных с работами по разборке конструкций, демонтажу, сносу зданий, сооружений, относятся к отходам, производителем (собственником) которых является подрядчик, в обязанности которого входит организация сбора и удаления отходов со стройплощадки.

Согласно п. 2 ст. 229 ГК право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Таким образом, отходы, образующиеся в результате разборки конструкций и (или) сноса зданий и сооружений, требующие переработки на строительной площадке, и (или) их захоронения, передачи на объекты по использованию и (или) хранению отходов, являются собственностью заказчика.

Заказчик – собственник отходов, образующихся в результате разборки конструкций и (или) сноса, обязан обеспечить прием перерабатывающими предприятиями строительных отходов (вторичных материальных ресурсов), образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений) на безвозмездной основе.

Облисполкомам (Мингорисполкому) необходимо принять меры по обеспечению приемки на безвозмездной основе перерабатывающими предприятиями строительных отходов.