$

2.0542 руб.

2.3426 руб.

Р (100)

3.0768 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Проекты

Оборот алкоголя: есть проблемы в налогообложении

18.05.2018

На круглом столе, организованном ОО «Белорусское общество профессиональных бухгалтеров», обсуждались актуальные проблемы применения законодательства об обороте алкогольной продукции, возникающие в практике хозяйствования. При этом основное внимание было уделено вопросам налогообложения.

Открывая круглый стол, председатель правления общественного объединения Валентина Неизвестная отметила важность мероприятия именно с позиций возможности на профессиональном уровне обсудить наболевшие проблемы с участием представителя МНС. Надо признать, что таковых у бухгалтеров производственных пред­приятий и торговых организаций накопилось немало. При этом один из спикеров – замдиректора ООО «РСМ БелАудит» по консалтингу Евгений Гер­штейн считает, что сейчас самое главное «нащупать» пути решения проблем, в т.ч. связанных с налогообложением в этой отрасли, и здесь содействие может оказать именно МНС, которое он назвал самым открытым министерством в Беларуси.

Принявшая участие в работе круглого стола начальник управления контроля подакцизных товаров главного управления контроля реализации товаров и услуг МНС Лариса Болтач сделала акцент на том, что, совершенствуя законодательство в этой сфере, государству все же важно не потерять контроль над ней. Проект закона, регулирующий производство и торговлю алкоголем, готовится уже третий год. МНС, конечно, участвует в его разработке, но основную работу проводит МАРТ.

Представитель МНС сообщила, что много вопросов возникает по подарочным сертификатам, программам лояльности, дегустациям, партнерским программам и т.п. Все это имеет прямое отношение к законодательству о рекламе, а применительно к налогообложению речь идет о затратах на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли. По мнению Е. Герштейна, нормативная база не позволяет вольно трактовать эти вопросы. Поэтому надо руководствоваться постановлением Совмина от 17.02.2003 № 193 «Об утверждении Положения о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях» и «заручиться» официальным ответом из МНС. К тому же в нашем законодательстве нет понятия «скрытая» или «нативная» реклама. По мнению Е. Герштейна, по программам лояльности ограничений по отнесению на затраты нет, а вот по поводу собственной и несобственной продукции возникают проблемы.

Также у участников круглого стола были вопросы по декларации по акцизам, и Л. Болтач разъяснила, что на основании Указа Президента от 08.10.2014 № 471 «Об особенности деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отрасли» момент фактической реализации здесь применяется по всем операциям, следовательно, и приложения 1–3 к декларации должны заполняться по оплате. Кстати, именно в этой отрасли реализован принцип признания выручки по фактической реализации, право выбора которого наряду с методом по отгрузке отстаивают субъекты хозяйствования других сфер деятельности, применяющие общую систему налогообложения, и многие бизнес-­союзы. Декларация по акцизам подается ежемесячно, в случае ошибки можно подать уточненную декларацию, и административная ответственность из-за неправильно составленной декларации не предусмотрена, отметила представитель МНС.

На круглом столе обсуждался и вопрос отнесения на затраты утилизации бракованной продукции и продукции с истекшим сроком годности. Было разъяснено, что если виновные в изготовлении брака не установлены, то потери можно отнести на внереализционные расходы. А по поводу возврата продукции из розницы производителю в договоре должно быть указано, за чей счет осуществляется этот возврат.

Участники круглого стола высказали разные мнения по округлениям в балансе производства алкогольной продукции и ее оборота на внутреннем рынке. Представитель МНС считает, что никаких проблем с округлением быть не должно, поскольку нормы по округлению прописаны в постановлении МНС от 30.08.2010 № 70. Тем не менее бухгалтеры перестраховываются. «Мы запуганы, поскольку очень боимся проверок, в т.ч. встречных», – заявила одна из участниц. Л. Болтач постаралась их успокоить, сообщив, что ведется работа по автоматизации камерального конт­роля. Также возникали вопросы по обложению акцизами при передаче алкоголя на розлив, и было сообщено, что такой акциз можно взять к вычету.

Неожиданно предметом обсуждений стали и утилизация акцизных марок, и их хранение при повреждении, и нужна ли лицензия при так называемой обратной реализации при возврате товара, за который уже поступила оплата. Пред­ставитель МНС разъяснила, что это не реализация, а возврат товара, такая проблема может возникать при возврате качественной, но не пользующейся спросом продукции, т.е. когда уже произошел переход права собственности и товар оплачен.

По поводу снятия ограничений по факторингу Л. Болтач сообщила, что это в ближайшей перспективе возможно, а вот от отмены сопровождения при перевозке алкогольной продукции отказаться нельзя, и здесь изменения не планируются.

На круглом столе встала и проблема о признании погашенной задолженности, когда индивидуальный предприниматель через банк хочет внести платеж наличными, поскольку другой возможности погасить долг у него нет, т.к. его счета арестованы. Почему это не допускается, недоумевали практически все участники мероприятия, которые считают, что эту проблему надо обязательно решить. Также они посетовали, что нет четкого определения термина «алкогольные напитки, производимые на территории Беларуси», если речь идет о розливе. Проблемой являются и минимальные отпускные цены, был задан вопрос о специальной цене на спирт применительно к экспорту, чтобы повысить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, поскольку сегодня, по мнению участников, наша продукция из-за ценового фактора там неконкурентоспособна.

При подведении итогов круглого стола В. Неизвестная подчеркнула, что главное, чтобы мнение бухгалтерского сообщества было услышано и учтено при подготовке нормативных актов. Новое общественное объединение будет стремиться к активному сотрудничеству с разными министерствами и ведомствами.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА