$

2.5486 руб.

2.8758 руб.

Р (100)

3.4345 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проекты

Каким будет обновленный закон об обращениях граждан и юридических лиц

29.10.2021
Каким будет обновленный закон об обращениях граждан и юридических лиц
Фото: house.gov.by

В Палате представителей прошло рабочее совещание по законопроекту, предусматривающему внесение поправок в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», с участием разработчиков. 

Особый интерес вызвала проблема злоупотребления правом на обращения. Ведь среди аргументированных жалоб есть и не имеющие под собой никаких оснований.

Кто-то непрерывно бомбит различные инстанции письмами, добиваясь принятия решения в свою пользу и не желая слышать, что говорится по этому поводу в законе.

Другая категория – так называемые профессиональные жалобщики – безостановочно строчит заявления в прокуратуру, суд, милицию, министерства – на всех подряд.

Один из депутатов обратил внимание, что есть люди, которые годами засыпают организации письмами, не имеющими смысла, и на каждое из них также следует дать ответ.

Несмотря на то, что в Законе закреплена возможность взыскать расходы, понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя, а также содержащих заведомо ложные сведения, на практике такой механизм оказался невостребованным.

Проектом предусмотрена возможность оставлять без рассмотрения по существу обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные слова, угрозы жизни, здоровью и имуществу, призывы к совершению противоправных деяний.

Было бы логичным дать закрытый перечень случаев злоупотребления правом на обращение. Но как это сделать?

Заместитель начальника управления конституционного и международного права – начальник отдела конституционного права Национального центра законодательства и правовых исследований Николай Саванович ответил на этот вопрос так:

– Конечно, все недовольны ситуацией, когда гражданин в который раз направляет одно и то же обращение. Сотрудники организации вынуждены тратить на переписку с такими заявителями львиную долю рабочего времени. Однако, как показывает международный опыт, провести четкий раздел между гражданами, которые настойчиво пытаются защитить свои права, и кверулянтами, т.е. лицами, которые испытывают какую-то особую психологическую потребность в переписке, пока не удалось.

Затронули и вопросы, связанные с ведением книги замечаний и предложений. Своей функции она уже не выполняет, т.к. ей на смену пришли электронные обращения. Кроме того, книга несет в себе потенциал постоянного конфликта с точки зрения «выдачи – невыдачи». Ведь требование «Дайте жалобную книгу!» выполнять никто не спешит. Разработчики проекта склоняются к необходимости сохранить ее только в организациях, имеющих непосредственное отношение к обслуживанию населения, а конкретный перечень сфер, где она должна присутствовать, будет определяться правительством с учетом мнения заинтересованных министерств.

Законопроект поступил в Палату представителей в конце сентября, теперь начинается работа над подготовкой его к рассмотрению в первом чтении. Некоторые предложенные разработчиками нормы еще могут претерпеть корректировку.

Об основных новациях этого документа мы уже рассказывали.

Так, изменится подход к подаче электронных обращений. 10 лет назад было принято решение, согласно которому гражданин может направить обращение на адрес электронной почты или с помощью специальной рубрики без использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). По словам Николая Савановича, многие такой подход тогда критиковали, но на практике он себя оправдал.

За прошедшее время электронная грамотность белорусов выросла, появились новые институты, позволяющие идентифицировать заявителя, например, ID-карты.

Уже создана Единая республиканская автоматизированная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, которая сейчас проходит опытную эксплуатацию. Она позволит не только автоматизировать процессы учета и обработки обращений, но и обеспечить централизованное хранение всех писем и результатов их рассмотрения, провести анализ и дать оценку работы гос­органов в этой сфере.

Через нее можно будет подать обращение после авторизации на соответствующей платформе, например, с использованием номера контактного телефона или посредством ЭЦП, т.е. отправить письмо под вымышленным именем уже не получится.

Одновременно такой подход позволит избежать ситуаций, когда обращение не доходит до адресата по техническим причинам (сегодня – каждое третье). Заявитель через личный кабинет сможет отследить, на какой стадии рассмотрения находится его вопрос, кто из должностных лиц ему ответил.

Участники рабочего совещания обсудили и такую норму, как обязательный ответ на поступившее обращение, даже если в нем содержится просьба отправителя не присылать ему ответ. Пришли к выводу, что в таком случае ответ направлять не следует.

При подготовке законопроекта учтены правоприменительная практика и интересы граждан, подчеркнул Николай Саванович. Для организаций на первый план выходят вопросы процедурной экономии: как сделать так, чтобы работа с обращениями оставляла время и на выполнение основных функций.

Здесь разработчики обратились к опыту соседних стран. Международная практика такова: когда количество обращений по одному вопросу сильно возрастает и предоставление ответов на каждое из них требует непропорционального расходования ресурсов учреждения, то дается один совместный ответ, который размещается в помещении организации на стенде и на официальном сайте.

В связи с этим в действующий Закон планируется ввести новую статью, определяющую порядок работы с обращениями аналогичного содержания, носящими массовый характер. Под нее будут подпадать как электронные, так и письменные обращения, если их окажется более десяти.

Кстати, отметим, что лишь несколько стран СНГ сохранили законы об обращениях граждан и книгу замечаний и предложений.

Переходными положениями преду­смотрено, что электронные обращения, поданные в госорганы и иные госорганизации до вступления норм проекта закона в силу, подлежат рассмотрению в ныне действующем порядке.

Организатором совещания выступила Постоянная комиссия по правам человека, национальным отношениям и СМИ. Рабочую группу по подготовке законопроекта к рассмотрению возглавляют депутаты Валентина Ражанец и Наталья Тарасенко.

Постоянная комиссия склоняется к тому, чтобы принимать документ в первом чтении уже на осенней сессии и параллельно дорабатывать его с учетом поступивших в последние недели предложений.

Комментарий к законопроекту о внесении изменений в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА читайте здесь.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Право: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное