Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обеспечение пожарной безопасности в организации: налогообложение и бухгалтерский учет

Пришла весна, а вместе с ней необходимость проведения мероприятий по наведению порядка на прилегающих территориях организации. Одним из таких мероприятий является проведение профилактических работ по пожарной безопасности: проверка наличия и исправного оборудования, пожарного инвентаря, своевременная заправка огнетушителей и др. Ряд таких операций отражается непосредственно в бухгалтерском и налоговом учете.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, связанные с обеспечением пожарной безопасности.

 

Нормативно-правовое регулирование

Основополагающим документом в области пожарной безопасности Республики Беларусь является Закон № 2403-XII1, который определяет правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора в Беларуси, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики (п. 7 ст. 17 Закона № 2403-XII).

В соответствии с Законом № 2403-XII разработаны Правила № 32, устанавливающие общие требования пожарной безопасности на территории Беларуси.

Наряду с указанными документами следует учитывать требования технических правовых актов: СТБ 11.0.02-953, ТКП 295-2011 (02300)4 и др.

Общие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, признания для целей налогового учета понесенных расходов регулируются НК5.

В бухгалтерском учете, когда пожарный инвентарь по своим характеристикам относится:

– к запасам, следует руководствоваться Ин­струкцией № 1336;

– к основным средствам – Инструкцией № 267, Инструкцией № 37/18/68.

При списании некоторого пожарного инвентаря образуются металлический лом и отходы, подлежащие сбору, хранению и сдаче в порядке, установленном Инструкцией № 98/12/109.

 

Бухгалтерский учет и налогообложение

1. Система пожарной сигнализации

В последнее время организации все чаще устанавливают системы пожарной сигнализации (далее – СПС).

Справочно. СПС – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения факторов пожара, формирования, сбора, обработки, регистрации и передачи в заданном виде сигналов о пожаре, режимах работы системы, другой информации и при необходимости выдачи сигналов на управление техническими средствами противопожарной защиты, технологическим, электротехническим и другим оборудованием (СТБ 11.16.01-9810).

Согласно постановлению № 16111 СПС входят в группу «Машины и оборудование» и относятся к основным средствам с шифром 47075 и нормативным срок службы 8 лет.

Работы по проектированию, монтажу и наладке СПС являются лицензируемым видом деятельности (гл. 18 Положения № 45012, п. 5.1 ТКП 316-201113). Указанные работы осуществляются на основании договора, заключенного со специализированной организацией.

Приемка в эксплуатацию СПС проводится после комплексного опробования и осуществляется приемной комиссией, в состав которой включаются представители заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организаций, государственного пожарного надзора и при наличии– представители обслуживающей организации.

Затраты, связанные с созданием СПС, ее проектированием, монтажом, наладкой и приведением в состояние, пригодное для использования, отражаются:

Д-т субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» – К-т счетов 10 «Материалы», 25 «Общепроизводственные затраты», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. (п. 11 Инструкции № 26).

Поступление приобретенных для установки СПС комплектующих в бухгалтерском учете отражается записью:

Д-т субсч. 10-1 «Сырье и материалы» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 41 Инструкции № 133, п. 16 Инструкции № 5014).

НДС, предъявленный организации поставщиками и подрядчиками при проектировании, приобретении и монтаже СПС, отражается:

Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» – К-т сч. 60 (абз. 2 п. 21 Инструкции № 50).

При приемке к учету СПС ее первоначальная стоимость отражается:

Д-т сч. 01 «Основные средства» – К-т субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» (п.п. 4, 11 Инструкции № 26, п.п. 6, 13 Инструкции № 50).

Начисление амортизации начинается после ввода СПС в эксплуатацию в порядке, предусмотренном положением по учетной политике данной организации.

Амортизационные отчисления по СПС включаются в затраты организации:

Д-т счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25, 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».

Пример 1.

Производственная организация заключила договор на выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке СПС в здании транспортного цеха. Согласно договору со специализированной организацией стоимость работ составляет:

– проектирование СПС – 1200 руб. (в т.ч. НДС – 200 руб.). Работы выполнены в марте 2019 г.;

– монтажу СПС – 2400 руб. (в т.ч. НДС – 400 руб.);

– наладке СПС – 600 руб. (в т.ч. НДС – 100 руб.).

Работы по монтажу и наладке системы пожарной сигнализации выполнены в апреле из материалов специализированной организации (подрядчика).

При приемке в эксплуатацию смонтированной СПС комиссией установлен срок полезного использования 8 лет и выбран линейный способ начисления амортизации.

С подрядчиком расчет осуществлен после окончания работ в полном объеме в соответствии с условиями договора.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Отражена стоимость работ по проектированию (1200 - 200)

08-1

60

1000

Отражен «входной» НДС, предъявленный подрядчиком

18

60

200

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

200

Отражена стоимость работ по монтажу (2400 - 400)

08-1

60

2000

Отражен «входной» НДС, предъявленный подрядчиком

18

60

400

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

400

Отражена стоимость работ по наладке (700 – 100)

08-1

60

600

Отражен «входной» НДС, предъявленный подрядчиком

18

60

100

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

100

Отражено принятие СПС к учету в качестве объекта основных средств по первоначальной стоимости (1000 + 2000 + 600)

01

08-1

3600

Отражена оплата проведенных работ по проектированию, монтажу и наладке СПС на основании платежного поручения (1200+2400+700)

60

51

4300

Отражено ежемесячное начисление амортизации по СПС с месяца, следующего за ее введением ее в эксплуатацию (3600/8/12)

23

02

37,50

Фактические затраты на поддержание СПС в рабочем состоянии (техосмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20 Инструкции № 26) и в зависимости от назначения объекта, в котором смонтирована СПС, и с отражением на счетах учета затрат по дебету счетов 20, 25, 26, 29, 44 и др.

В соответствии с ТКП 316-2011 техобслуживанием является поддержание СПС в целом в работо­способном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации. На практике различают следующие виды техобслуживания: плановое, внеплановое, ремонт.

Техническое освидетельствование СПС проводится по назначению после 5 лет с момента приема в эксплуатацию и в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет с целью определения технической возможности и экономической целесообразности ее использования.

Затраты организации по техническому освидетельствованию СПС могут изменять амортизационную стоимость СПС либо по решению организации относиться на затраты (п. 9 Инструкции № 37/18/6). Следовательно, данный аспект дол­жен быть закреплен в положении об учетной политике организации.

Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль расходы на техобслуживание и освидетельствование (если они не увеличивают амортизационную стоимость) СПС учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 170 НК).

Суммы НДС, предъявленные организациями-­подрядчиками при выполнении техобслуживания СПС к оплате, подлежат вычету (подп. 1.1 п. 1, п. 6 ст. 132 НК).

Пример 2.

Производственная организация заключила договор на выполнение работ по техническому обслуживанию СПС в здании транспортного цеха. Согласно договору со специализированной организацией стоимость работ составляет 360 руб., в т.ч. НДС 60 руб. С подрядчиком расчет осуществлен по окончании отчетного периода в течение двух рабочих дней в полном соответствии с условиями договора.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Отражена стоимость работ по техническому обслуживанию системы пожарной безопасности

23

60

300

Отражен «входной» НДС, предъявленный подрядчиком

18

60

60

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

60

Отражена оплата за работы по техническому обслуживанию СПС

60

51

360

 
2. Пожарные щиты

Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий, не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников должны оборудоваться пожарными щитами. Необходимое количество пожарных щитов определяется в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предельной защищаемой одним пожарным щитом площади помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок и класса пожара (приложение 5 п. 14 Правил № 3).

Пожарные щиты комплектуются первичными средствами пожаротушения, немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с таблицей 12 приложения 5 к Правилам № 3 (п. 15 Правил № 3).

Приведенный перечень является значительным и не однородным по классификационным признакам для целей отражения в бухгалтерском учете:

– либо предметы в составе средств в обороте;

– либо основные средства.

Например, лом, багор, крюк с деревянной рукояткой, ведро, лопаты, вилы, комплект для резки электропроводов: ножницы, электроизолирующие боты и коврик, противопожарное полотнище, ящик с песком классифицируются как пожарный инвентарь и в соответствии с п. 3 Инструкции № 133 учитываются в составе средств в обороте. Что же касается тележки для перевозки оборудования, огнетушителей и защитного экрана, то они могут учитываться как в составе средств в обороте в соответствии с Инструкцией № 133, так и в составе основных средств в соответствии с Инструкцией № 26 и постановлением № 161.

Согласно требованиям Инструкции № 26 организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

– организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Во избежание разногласий со специалистами контролирующих органов целесообразно закрепить в положении по учетной политике организации критерии отнесения инвентаря к основным средствам либо к предметам в составе средств в обороте, разработав соответствующий перечень пожарного инвентаря исходя из специфики своей деятельности либо установить дополнительный критерий включения пожарного инвентаря в состав предметов в составе средств в обороте (ст. 9 Закона № 57-З15, гл. 2 НСБУ № 8016). На практике наиболее часто таким критерием выступает стоимостной фактор, устанавливаемый либо в абсолютных цифрах, либо в базовых величинах.

В соответствии с постановлением № 161 гидранты пожарные наземные и подземные, арматура пожарная, огнетушители; инструмент пожарный включены в группу «Инвентарь и принадлежности общего назначения» с присвоением шифра 70038 и нормативным сроком службы 7 лет.

Пример 3.

Строительная организация в целях реализации противопожарных мероприятий заключила договор с торгующей специализированной организацией на приобретение для доукомплектации пожарного щита с необходимым набором пожарного оборудования (инвентаря), состоящим из двух топоров, двух ломов, двух лопат, двух железных багров, двух ведер, окрашенных в красный цвет, одного противопожарного полотнища и одного ящика для песка на площадке по замене отработанных масел на транспортном участке.

Согласно положению по учетной политике строительной организации весь указанный инвентарь относится к предметам в составе средств в обороте и учитывается по фактической себестоимости в сумме фактических затрат на сч. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» в качестве предметов в составе средств в производстве с погашением их стоимости 50% при передаче в эксплуатацию и 50% – при выбытии в связи с непригодностью.

На основании товарно-транспортной накладной весь указанный пожарный инвентарь поставлен на учет, а организации-поставщику произведена оплата в полном объеме в соответствии с условиями договора.

Стоимость инвентаря списывается на счета учета затрат (п. 60 Инструкции № 133, п. 16 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 3):

Таблица 3

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Отражена стоимость принятого организацией пожарного инвентаря по фактической себестоимости

10-9

60

Отражен «входной» НДС

18

60

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

Отражена оплата сторонней организации стоимости пожарного инвентаря

60

51

Отражено погашение 50% стоимости пожарного инвентаря, переданного для доукомплектации пожарного щита

23

10-9

 
3. Гидранты пожарные

Организации для снижения потерь от пожаров и оперативного реагирования на возможные последствия пожаров приобретают и устанавливают в отведенных местах огнетушители и пожарные гидранты. Как отмечалось выше, приобретение огнетушителей, гидрантов пожарных и их постановка на учет зависят от аспектов, закрепленных в положении по учетной политике.

Пример 4.

Производственная организация в целях реализации противопожарных мероприятий приобрела пожарный гидрант стоимостью 504 руб., в т.ч. НДС 84 руб., и приняла к учету в качестве объекта основных средств на площадке транспортного участка.

Амортизационной комиссией в соответствии с шифром 70038 и нормативным сроком службы 7 лет принят срок полезного использования 7 лет. Амортизация начисляется линейным способом.

Данный пожарный гидрант введен в эксплуатацию в месяце принятия к учету. Поставщику произведена оплата в полном объеме в соответствии с условиями договора.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 4):

Таблица 4

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Отражена стоимость полученного пожарного гидранта

08-1

60

420

Отражен «входной» НДС

18

60

84

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

84

Отражена оплата поставщику

60

51

420

Отражено принятие к учету пожарного гидранта в составе объектов основных средств

01

08-1

420

Отражено начисление амортизации ежемесячно, начиная с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию гидранта пожарного (420/7/12)

23

02

5

 
4. Огнетушители

В организациях используются огнетушители в транспортных средствах и в помещениях. Типы и марки их различаются, но требования к обслуживанию похожи.

Согласно абз. 2 ч. 1 п. 44 приложения 4 к Правилам № 55117 в автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесном тракторе, самоходной машине обязательно наличие огнетушителя. В автобусе и грузовом автомобиле, предназначенных для перевозки пассажиров, один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, а второй – в пассажирском салоне (кузове). Огнетушитель должен быть исправен и сертифицирован.

Пример 5.

Производственная организация приобрела 2 резервных огнетушителя – порошковый ОП-5М МИГ (5 литров) АВСЕ с порошком ВЕКСОН-АВС 25 по 33 руб. за штуку, в т.ч. НДС 5,50 руб. В соответствии с положением по учетной политике данной организации огнетушители учитываются в составе средств в обороте и погашаются при передаче в эксплуатацию в размере 50% стоимости. Поставщику произведена оплата в полном объеме в соответствии с условиями договора.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 5):

Таблица 5

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Отражена стоимость полученных по товарно-транспортной накладной огнетушителей

10-9

60

55

Отражен «входной» НДС по полученным огнетушителям

18

60

11

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

11

Отражена оплата поставщику стоимости полученных огнетушителей

60

51

66

Пожарные инспекции проверяют соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе исправность пожарной техники, оборудования и инвентаря, с целью не допускать их использования не по прямому назначению (п. 7 ст. 17 Закона № 2403-XII).

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, долж­ны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации (подп. 4.3.1 ТКП 295-2011). Техобслуживание огнетушителей – это работы по проверке их исправности, техническому состоянию и перезарядке. Периодичность перезарядки порошковых огнетушителей должна осуществляться один раз в 5 лет (таб­лица 1 ТКП 295-2011).

Затраты, возникающие при проведении работ по пожарной безопасности, в т.ч. по перезарядке и проверке огнетушителей, относятся на счет затрат и учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 170 НК).

При перезарядке корпус огнетушителя подвергается гидравлическим испытаниям на прочность. Если огнетушитель или его отдельные узлы не выдерживают испытания, он не подлежит ремонту и дальнейшему использованию и его списывают (подп. 4.4.2, 4.4.6 ТКП 295-2011).

При их списании образуются металлический лом и отходы, подлежащие сбору, хранению и сдаче в порядке, установленном Инструкцией № 98/12/10).

Если организацией принимается решение о списании непригодного к использованию огнетушителя, то образуются возвратные отходы в виде лома черных металлов с оприходованием по дебету субсч. 10-6 «Прочие материалы»в корреспонденции со счетами затрат. Фактическая себестоимость возвратных отходов определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного использования (п. 45 Инструкции № 133).

Пример 6.

В текущем месяце производственная организация передала на проверку и перезарядку размещаемые в производственном цехе два порошковых огнетушителя, заменив их двумя резервными аналогичными. При перезарядке один огнетушитель не прошел испытаний на прочность и согласно акту выбраковки ремонту и дальнейшему использованию не подлежит и списывается.

Работы по проверке и перезарядке указанных огнетушителей выполнены специализированной организацией (подрядчиком) в текущем месяце. Их стоимость составила 7,20 руб. (в т.ч. НДС – 1,20 руб.). По результатам испытаний один порошковый огнетушитель подлежит списанию. Чистая стоимость реализации полученного от списания огнетушителя составила 1 руб. Работы оплачены в полном объеме после выполнения в соответствии с условиями договора.

Исходные данные по резервным огнетушителям из примера пять.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (таблица 6):

Таблица 6

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

Отражено погашение стоимости резервных огнетушителей при передаче их в эксплуатацию на время проверки ранее использованных огнетушителей

25

10-9

27,50

Отражена стоимость выполненных работ по проверке и перезарядке огнетушителей

25

60

6,00

Отражен предъявленный подрядчиком «входной» НДС

18

60

1,20

Отражено принятие к вычету «входного» НДС

68

18

1,20

Отражено оприходование лома черных металлов от списанного огнетушителя по чистой стоимости реализации

10-6

25

1,00

Отражена оплата за работы по проверке и перезарядке огнетушителей на основании платежного поручения

60

51

7,20

Огнетушащие вещества, гарантийный срок хранения которых истек или которые по своим параметрам не отвечают требованиям соответствующих технических нормативных правовых актов, должны подвергаться регенерационной обработке или утилизироваться. Утилизацию огнетушителей производят специализированные организации, имеющие право на осуществление подобной деятельности (подп. 4.6.1 п. 4 ТКП 295-2011).


1 Закон от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 2403-XII).

2 Правила пожарной безопасности Республики Беларусь, утв. постановлением МЧС от 14.03.2014 № 3 (далее – Правила № 3).

3 СТБ 11.0.02-95 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность. Общие термины и определения», утв. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 16.03.1995 № 2.

4 ТКП 295-2011 (02300) «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации», утв. постановлением МЧС от 08.02.2011 № 13 (далее – ТКП 295-2011).

5 Налоговый кодекс (далее – НК).

6 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)

7 Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

8 Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

9 Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10).

10 СТБ 11.16.01-98 «Система стандартов пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации. Общие требования», утв. постановлением Госстандарта от 17.03.1998 № 4.

11 Постановление Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее – постановление № 161).

12 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом от 01.09.2010 № 450.

13 ТКП 316-2011 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ», утв. постановлением МЧС от 15.06.2011 № 34 (далее – ТКП 316-2011).

14 Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

15 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

16 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80.

17 Правила дорожного движения, утв. Указом от 28.11.2005 № 551.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by