Объем электронной торговли в Беларуси вырос более чем в 5 раз за 5 лет

В 2019 году объем электронной (цифровой) торговли в Беларуси составлял около 0,2 млрд руб., а в 2024 г. — превысил 1 млрд руб. Данные о развитии цифровой экономики за 2019–2024 годы опубликованы Белстатом в сборнике «Информационное общество в Республике Беларусь».
Динамика оборота электронной торговли
Статистика фиксирует взрывной рост оборота не в пандемийные годы, а позже. В 2020 г. объем электронной торговли увеличился на 33,1% (с 198,1 млн руб. до 286,1 млн руб.), в 2021 г. — только на 1,8% (до 300 млн руб.). Зато в 2023 г. рост составил 70,7% (с 400 млн до 620 млн руб.), в 2024 г. — 66,5% (до 1,05 млрд руб.).
Доля цифровой торговли в ВВП за 5 лет выросла с 0,2% до 0,4% по итогам 2024 г.
Инвестиции в e-commerce
Инвестиции в основной капитал в этом секторе остаются невысокими и растут неравномерно. Всплески происходили каждые 2 года: почти втрое — в 2020 г. (с 5,2 млн руб. до 17,2 млн), почти в 2,5 раза — в 2022 г. (с 16,5 млн до 44,9 млн руб.) и вдвое — в 2024 г. (14,5 млн до 33,8 млн руб.).
Иностранные вложения в сектор резко выросли с 2022 г.: с 22,4 млн USD сразу до 87,4 млн, после некоторого снижения в 2023 г. (до 67,7 млн USD) в прошлом году они выросли почти до 100 млн USD (95,1 млн).
Однако если доля сектора ИКТ в иностранных инвестициях колеблется в районе 10%, то у электронной торговли этот показатель пока составляет всего 1,4% (в 2024 г.).
Рост числа компаний и занятости
Количество организаций в е-коммерции заметно растет: в 2020 г. их было 705, в 2021 г. — 803, годом позже — 969, в 2023 г. — уже 1429 (рост сразу в полтора раза), а в 2024 г. — 2107.
Численность работников за 5 лет почти удвоилась: с 7 тыс. в 2019 г. до 13,4 тыс. в 2024 г.
Средняя зарплата в секторе, ранее ниже средней по стране, в последние 2 года превысила ее на 6–7%.
Доля электронного товарооборота в рознице выросла почти в 3 раза: с 4,1% в 2019 г. до 11,7% в 2024 г.
Чистая прибыль увеличилась более чем в 7 раз: в 2021 г. — 17 млн руб., в последующие 2 года — в диапазоне 30–35 млн, а в 2024 г. — 126 млн руб.
Уровень цифровизации бизнеса
В 2024 г. электронные каналы продаж использовали 40,9% организаций, электронные закупки товаров (работ, услуг) — почти 65%.
Лидером по доле электронных продаж стала не столица (41,7%), а Минская область (43,9%), за ней — Брестская (43,6%). Менее всего продаж у организаций Могилевской области (35,9%). В остальных регионах этот показатель в диапазоне 38–39%.
Также в столице необычно низкий уровень использования электронных закупок (всего в 55% организаций), в то время как в регионах этот показатель превышает 70%.
Перспективы роста электронной торговли в Беларуси
С учетом динамики можно ожидать активного роста электронной торговли в стране в 2026 г. Резервы есть в расширении использования электронных каналов продаж и закупок организациями, особенно в Минске, и в повышении доли цифровой торговли в розничном обороте. Однако на темпах могут сказаться изменения в национальном законодательстве и регулировании в Евразийском экономическом союзе, о чем ранее писала «ЭГ».