Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

О заинтересованности правительства в сильных бизнес-объединениях

На недавно прошедшем юбилейном съезде БСПН имени профессора М.С. Кунявского в очередной раз были подняты вопросы, касающиеся статуса, возможностей и роли бизнес-объединений. Особенно актуально эта тема прозвучала в связи с новым составом и некоторыми изменениями статуса Совета по развитию предпринимательства, утвержденными Указом Президента от 11.05.2019 № 173 (далее – Указ № 173).

Напомним основные положения Указа № 173, внесшего коррективы в деятельность Совета по развитию предпринимательства (далее – Совет).

За этим постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь за­креп­лены полномочия по координации деятельности областных (районных) советов по развитию предпринимательства. Совет также наделяется правом вносить в государственные органы и организации предложения по совершенствованию как нормативных правовых актов, так и практики их применения. В его об­новленный состав включены руководители и собственники различных предприятий страны.

Что же касается представителей предпринимательских союзов (ассоциаций), которые входили в «старый» Совет, то они теперь получили статус официальных партнеров, который дает им возможность принимать участие в работе Совета и выполнять иные функции.

Последнее положение как раз и вызвало большой резонанс в пред­принимательских кругах.

В состав предыдущего Совета входил и представитель БСПН им. профессора М.С. Кунявского. Этот биз­нес союз был создан одним из первых в Беларуси, и, не умаляя достоинств других подобных структур, хочу отметить, что он всегда отличался активной позицией и немало сделал и делает для улучшения деловой среды в Беларуси, представительства и защиты интересов своих членов. В свое время на одном из съездов этого союза присутствовал даже Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Как же выглядит официальное объяснение невключения бизнес-­объединений в состав Совета?

В стране много бизнес-объединений, и включение в Совет одних и невключение других трудно объяснить.

Представляется, что эта проблема могла быть решена довольно просто: следовало обратиться к бизнес-сообществу. Сегодня действуют объединяющие их конфедерации, которые и могли бы делегировать своих представителей в Совет. При этом следует иметь в виду, что бизнес-­объединения, несмотря на упреки в их немногочисленном составе, все же выражают консолидированное мнение по тем либо иным проблемам, важным для бизнеса.

Бизнес-объединения немногочисленны по составу.

Данный аргумент опровергнуть трудно (например, в бизнес союзе им. М.С. Кунявского насчитывается около 120 членов), и на съезде этот вопрос также обсуждался. Вероятно, проблема может быть решена следующими способами.

Во-первых, бизнес-объединениям следует активнее работать с пред­принимательскими кругами, привлекая их в свои ряды. Действительно, несмотря на зачастую огромную работу корпоративных союзов по улуч­шению деловой среды, бизнес об этой стороне их деятельности знает ма­ло и к членству в них не стремится.

Во-вторых, следует ввести для бизнеса обязательное членство в бизнес-объединениях. Конечно, есть и противники такого подхода, но подобная практика в мире имеется. Кстати, в подготовленном в свое время по инициативе Совета по развитию предпринимательства проекте Закона о саморегулируемых организациях в ряде случаев предусмотрено обязательное членство в них.

В-третьих, следует вернуться к вопросу о принятии специального Закона об объединениях предпринимателей, который в свое время был подготовлен по инициативе биз­нес-сообщества. В этом документе необходимо четко определить их специальный статус, порядок взаимоотношений с госорганами, решить вопросы материальной базы. Пред­ставляется, что они должны получить статус субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства со всеми вытекающими последствиями.

Сегодня же бизнес-объединения руководствуются (в зависимости от их состава) либо законодательством об общественных объединениях, либо нормами Гражданского кодекса об ассоциациях и союзах. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 46 Гражданского кодекса, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами, т.е. ГК дает возможность определять иные формы.

Вероятно, государство должно быть заинтересовано в сильных биз­нес-объединениях. По крайней мере, они именно таковы во всех странах с сильной экономикой.

Да, соглашусь, со стороны госорганов звучат часто справедливые упреки в связи с несвоевременностью либо невысоким качеством предложений со стороны бизнес-объединений. Но каковы их возможности с учетом нынешнего статуса?

После съезда в БСПН им. профессора М.С. Кунявского прошла кон­ференция по вопросам социального партнерства, где, в частности, на опы­те Германии и Латвии можно было убедиться в роли и значимости объединений бизнеса. Мы не можем слепо копировать чужой опыт, но должны брать из него все лучшее и использовать.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by