О заинтересованности правительства в сильных бизнес-объединениях
На недавно прошедшем юбилейном съезде БСПН имени профессора М.С. Кунявского в очередной раз были подняты вопросы, касающиеся статуса, возможностей и роли бизнес-объединений. Особенно актуально эта тема прозвучала в связи с новым составом и некоторыми изменениями статуса Совета по развитию предпринимательства, утвержденными Указом Президента от 11.05.2019 № 173 (далее – Указ № 173).
Напомним основные положения Указа № 173, внесшего коррективы в деятельность Совета по развитию предпринимательства (далее – Совет).
За этим постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь закреплены полномочия по координации деятельности областных (районных) советов по развитию предпринимательства. Совет также наделяется правом вносить в государственные органы и организации предложения по совершенствованию как нормативных правовых актов, так и практики их применения. В его обновленный состав включены руководители и собственники различных предприятий страны.
Что же касается представителей предпринимательских союзов (ассоциаций), которые входили в «старый» Совет, то они теперь получили статус официальных партнеров, который дает им возможность принимать участие в работе Совета и выполнять иные функции.
Последнее положение как раз и вызвало большой резонанс в предпринимательских кругах.
В состав предыдущего Совета входил и представитель БСПН им. профессора М.С. Кунявского. Этот бизнес союз был создан одним из первых в Беларуси, и, не умаляя достоинств других подобных структур, хочу отметить, что он всегда отличался активной позицией и немало сделал и делает для улучшения деловой среды в Беларуси, представительства и защиты интересов своих членов. В свое время на одном из съездов этого союза присутствовал даже Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Как же выглядит официальное объяснение невключения бизнес-объединений в состав Совета?
Представляется, что эта проблема могла быть решена довольно просто: следовало обратиться к бизнес-сообществу. Сегодня действуют объединяющие их конфедерации, которые и могли бы делегировать своих представителей в Совет. При этом следует иметь в виду, что бизнес-объединения, несмотря на упреки в их немногочисленном составе, все же выражают консолидированное мнение по тем либо иным проблемам, важным для бизнеса.
Данный аргумент опровергнуть трудно (например, в бизнес союзе им. М.С. Кунявского насчитывается около 120 членов), и на съезде этот вопрос также обсуждался. Вероятно, проблема может быть решена следующими способами.
Во-первых, бизнес-объединениям следует активнее работать с предпринимательскими кругами, привлекая их в свои ряды. Действительно, несмотря на зачастую огромную работу корпоративных союзов по улучшению деловой среды, бизнес об этой стороне их деятельности знает мало и к членству в них не стремится.
Во-вторых, следует ввести для бизнеса обязательное членство в бизнес-объединениях. Конечно, есть и противники такого подхода, но подобная практика в мире имеется. Кстати, в подготовленном в свое время по инициативе Совета по развитию предпринимательства проекте Закона о саморегулируемых организациях в ряде случаев предусмотрено обязательное членство в них.
В-третьих, следует вернуться к вопросу о принятии специального Закона об объединениях предпринимателей, который в свое время был подготовлен по инициативе бизнес-сообщества. В этом документе необходимо четко определить их специальный статус, порядок взаимоотношений с госорганами, решить вопросы материальной базы. Представляется, что они должны получить статус субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства со всеми вытекающими последствиями.
Сегодня же бизнес-объединения руководствуются (в зависимости от их состава) либо законодательством об общественных объединениях, либо нормами Гражданского кодекса об ассоциациях и союзах. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 46 Гражданского кодекса, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами, т.е. ГК дает возможность определять иные формы.
Вероятно, государство должно быть заинтересовано в сильных бизнес-объединениях. По крайней мере, они именно таковы во всех странах с сильной экономикой.
Да, соглашусь, со стороны госорганов звучат часто справедливые упреки в связи с несвоевременностью либо невысоким качеством предложений со стороны бизнес-объединений. Но каковы их возможности с учетом нынешнего статуса?
После съезда в БСПН им. профессора М.С. Кунявского прошла конференция по вопросам социального партнерства, где, в частности, на опыте Германии и Латвии можно было убедиться в роли и значимости объединений бизнеса. Мы не можем слепо копировать чужой опыт, но должны брать из него все лучшее и использовать.