$

2.0412 руб.

2.2585 руб.

Р (100)

3.1980 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Строительство

О необязательных строительных правилах, которые следует считать обязательными

02.07.2019

В Беларуси вводятся новые виды технических нормативных правовых актов — строительные нормы (СНБ) и правила (СПБ) – о проекте Указа мы писали в № 23 от 29.03.2019.

05.06.2019 Указ № 217 «О строительных нормах и правилах» подписан Александром Лукашенко. Разобраться с анонсированными упрощениями норм проектирования попытались участники республиканской конференции «Введение новых видов технических нормативных актов: строительная отрасль переходит на СНБ и СПБ».

Строительные нормы и правила, согласно Указу № 217, являются техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), которые не относятся к области технического нормирования и стандартизации.

Основная цель введения СНБ и СПБ – переход к упрощенным нор­мам проектирования, позволяющим учитывать при проектировании и строительстве объектов применение новых технологий, решений, материалов.

Как и заявлялось в проекте Указа, принципиальное отличие между строительными нормами (СНБ) и строительными правилами (СПБ) заключается в том, что первые будут обязательными требованиями в об­ласти безопасности зданий и сооружений; вторые – добровольными.

До 01.01.2020 поручено утвердить СНБ, после чего Минстройархитектуры определит СПБ. ТНПА иных гос­органов в части, устанавливающей обязательные требования при проектировании и строительстве объектов, утратят силу после введения в действие СНБ и СПБ.

Для проектной документации, находящейся в стадии разработки, и объектов, строительство которых начато до введения в действие СНБ и СПБ, предусмотрен переходный период.

После утверждения решениями органов госуправления обязательных для соблюдения требований и добровольных для применения правил в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности ранее действовавшие ТНПА подлежат признанию утратившими силу с момента введения в действие строительных норм и правил, если иное не предусмотрено законодательством.

Обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с момента вступления в силу Указа № 217 не могут устанавливаться в иных ТНПА, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, а также в технических регламентах, ТКП, государственных стандартах, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь.

После введения в действие СНБ и СПБ обязательность правил, содержащихся в ТНПА, не являющихся строительными нормами и правилами, отпадает.

В соответствии с п. 2 Указа № 217 проектная документация, разработка которой начата до введения в действие строительных норм, по решению заказчика (застройщика) может разрабатываться без учета их требований. Кроме того, объекты, не начатые строительством, или объекты, на которых строительно-монтажные работы начаты до введения в действие строительных норм, по решению заказчика (застройщика) могут быть завершены по утвержденной проект­ной документации без учета требований строительных норм.

Указ разъяснил основные понятия и определения.

Начало разработки проектной документации – это дата заключения договора подряда на выполнение проектных работ или утверждения застройщиком задания на проектирование при выполнении проектных работ собственными силами.

Объекты, не начатые строительством, – это объекты, по которым утверждена проектная документация, но не начаты строительно-­монтажные работы.

Начало строительно-монтажных ра­бот  – это дата начала выполнения строительно-монтажных работ, установленная в договоре строительного подряда или в решении застройщика при выполнении строительно-монтажных работ соб­ственными силами.

О правовых коллизиях, которые возникали до этого (и пока еще возникают), на мероприятии по­дробно рас­сказала руководитель суб­практики адвокатского бюро REVERA Анна Анискевич.

– Указом установлена обязанность госорганов определить порядок разработки строительных норм и правил, их утверждения и применения – в двухмесячный срок, а к 1 января 2020 г. – утвердить строительные нормы.

Безусловно, всех коллизий правила и нормы не ликвидируют. Хотелось бы только, чтобы не были созданы новые. Участники дискуссии своими вопросами ярко продемонстрировали беспокойство именно о возможности такого развития событий.

Так, в своем выступлении Игорь Сухоцкий (Минское МРО по надзору за теплоустановками) высказал мнение о том, что рекомендации к проектантам и заказчикам объектов были достаточно просты: «Несмотря на «дележку» ТНПА на «обязательные» и «необязательные», считать «обязательным» все». Свою позицию он обосновал тем, что, если при строительстве новых объектов можно будет ссылаться на некие новые необязательные правила, то для организаций, эксплуатирующих здания, нормы и правила по газовому и тепловому оборудованию продолжат оставаться обязательными. Во всяком случае, именно такой подход он собирается использовать как должностное лицо при экспертизе объектов при их сдаче в эксплуатацию.

На вопрос: «Что делать в таком случае?» – Игорь Сухоцкий посоветовал по примеру коммунальных предприятий системы Минжилкомхоза «издать внутренний приказ, по которому рекомендованные правила считать обязательными нормами».

Объяснить позицию энергетиков считать все нормы обязательными, независимо от их деления на обязательные и рекомендованные, Игорь Сухоцкий пока не смог.

Безответными остались также вопросы о переходном периоде, который позволил бы обязательным и необязательным нормам и правилам жить в «параллельных мирах».

По словам представителя МЧС, они предложили переходный период в 2 года. Эти сроки «переходности» никак не коррелируют со сроками стандартного долгостроя. Есть такие объекты, у которых уже стадия проектирования может затянуться на 5–8 лет.

Необдуманный подход к срокам переходного периода может привести либо к необходимости перепроектирования, либо к тому, что заказчики будут вынуждены «перерисовать» проект ради удешевления его строительства.

Последней «безответкой» оказался вопрос о сроке, в течение которого предполагается «развести» нормы и правила. Указ предполагает – до 1 января 2020 г.

Однако, судя по заявлениям представителей МЧС, их предложения после всех межведомственных согласований «пошли согласовываться по второму кругу». В том числе и по причине того, что «в некоторых ведомствах поменялось руководство; новое может думать по-другому».

Ну что ж, практика рассудит. Одно очевидно сегодня – служенье закону не терпит суеты. Будем следить за развитием событий на страницах нашей газеты.

Автор публикации: Владимир ОРЕХОВ


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы