Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужно проводить электронные торги в банкротстве на понижение цены. Но управляющие рискуют получить за это штраф или уголовное дело

Нормативный акт, регламентирующий новый порядок проведения торгов по продаже имущества банкротов, вступил в силу 13 ноября. Рабочее заседание Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству по обсуждению новых правил было жарким. В зале чувствовался накал страстей – на вопросы антикризисных управляющих отвечали директор Департамента по санации и банкротству Минэкономики Александр Мирониченко и его заместитель Станислав Садовников. Но часть вопросов так и повисла в воздухе.

По данным Департамента по санации и банкротству Минэкономики (далее – Департамент), около 30–35% продаж имущества пред­приятий-банкротов проходят с ис­пользованием электронного аукциона, остальные – через стандартную процедуру «с молотка». Директор Департамента поставил задачу анти­кризисникам: к лету 2020 г. довести количество электронных продаж до 70%.

По словам Александра Мирониченко, проект изменений в Закон от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) уже лежит в Парламенте, поэтому к моменту его принятия необходимо понимать, каким путем пойдет практика применения новой процедуры электронных аукционов. Это поможет обосновать необходимость внесения изменений в действующее законодательство главе государства. «Бонусом» к закону станет новое положение о выплате вознаграждения антикризисным управляющим.

Мы подготовили для наших читателей обзор самых острых вопросов, заданных антикризисными управляющими, и ответов на них представителей Минэкономики.

 

О нормативных правовых и ненормативных актах Минэкономики

Порядок проведения торгов определен в ст. 128 Закона о банкротстве. Минэкономики 01.04.2019 приняло постановление № 9 в целях обеспечения открытости и равного доступа к участию в торгах по продаже имущества должников, предупреждения злоупотреблений со стороны анти­кризисного управляющего и других заинтересованных лиц, повышения доходов от продажи имущества должника.

Инструкцией вводится новый метод продажи имущества с понижением – то есть кардинально меняется действующий порядок проведения торгов. (Подробнее – в ЭГ от 21.05.2019 № 36, с. 1).

Наиболее остро стоит вопрос о согласовании действий управляющего по продаже имущества по новым правилам с судьей, ведущим дело о банкротстве.

Дело в том, что представители судейского корпуса придерживаются мнения о необходимости ведения процедуры банкротства исключительно в соответствии с законом о банкротстве. Такая позиция вполне обоснована. Более того, многие практикующие юристы (в т.ч. представители кредиторов) также стоят на этих позициях.

Так, по правилам ст. 265 ХПК дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юрлиц рассматриваются судом, ведущим экономические дела. Более того, норма содержит прямое указание на регулирование процедуры банкротства исключительно ХПК и законодательными актами. Если вспомнить, что в соответствии со ст. 5 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» к таковым относят исключительно Конституцию, декреты и указы Президента, законы, то становится понятной суть разницы в подходах.

Представителям сообщества анти­кризисных управляющих было рекомендовано не становиться формалистами – не воспринимать название ст. 128 Закона о банкротстве буквально и самостоятельно искать возможности договориться с судом.

В своем выступлении представители Департамента ссылались на комментарий Минэкономики от 14.05.2019 и опубликованное в электронном виде (в виде файла, без реквизитов документа) на сайте bankrot.gov.by разъяснение от 06.11.2019 о применении Инструкции о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утв. постановлением Минэкономики от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее – постановление № 9, Инструкция).

Поскольку возник вопрос о статусе этих документов, были даны пояснения: комментарий – это официальная позиция Минэкономики и Департамента, а разъяснение от 6 ноября – это руководство к действию как антикризисным управляющим, так и территориальным органам Департамента. К слову сказать, представителями Департамента было озвучено, что разъяснение 14–15 ноября т.г. будет доведено до сведения в региональные подразделения с целью единообразия применения Инструкции в рабочем порядке.

Директор Департамента официально подтвердил, что берет на себя ответственность за документы, выкладываемые на сайте bankrot.gov.by, и считает такие действия их официальным опубликованием.

 

О порядке перехода на новые процедуры торгов

Постановлением № 9 не предусмотрены переходные положения. Это значит, что с 13.11.2019 электронные торги необходимо проводить в соответствии с Инструкцией, в т.ч. в отношении имущества, ранее продаваемого на электронных торгах в соответствии с Правилами проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), утв. постановлением Минэкономики от 21.11.2012 № 100 «Об утверждении Правил проведения торгов в электронной форме в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)».

Вопрос определения формы проведения торгов (с молотка или через электронный аукцион) должен быть рассмотрен собранием или комитетом кредиторов. Соответствующее решение следует отразить в протоколе заседания собрания (комитета) кредиторов.

 

О рисках и ответственности

Непринятие решения, непользование своими правами могут быть расценены судом как недостаточно активная деятельность по выведению предприятия из кризиса, а подача многочисленных ходатайств суду об утверждении решения управляющего по всем спорным вопросам – как затягивание процесса. В результате неизбежна смена управляющего.

Законом о банкротстве (ст. 5) предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) устанавливается законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 12.13 КоАП неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ. Не застрахован управляющий и от уголовной ответственности.

Как избежать рисков, если все благие намерения, изложенные в постановлении № 9, влекут последствия?

Представители Минэкономики еще раз подчеркнули: быть или не быть антикризисным управляющим – решение сугубо добровольное. Избежать рисков полностью не удастся – слишком многие вопросы  отданы на откуп управляющему в процедуре банкротства.

Как один из вариантов выхода из ситуации антикризисным управляющим, кроме обязательного страхования гражданской ответственности временных (анти­кризисных) управляющих (ст. 63 Закона о банкротстве), предложено использовать возможности дополнительного страхования рисков – заключать договоры со страховыми компаниями на особых условиях.

Другой вариант – предусмотреть сумму возможного обеспечения по типу договора залога при заключении соглашения с торговой площадкой на ее услуги. На перспективу – рассмотреть возможность создания ассоциации торговых площадок, которая будет помогать нивелировать отдельные риски.

 

О повторных торгах

Торги желательно проводить сразу. Либо следует уложиться в единственный повтор через 45 дней. Если продается очень крупный объект, его следует разбивать на лоты и очень тщательно продумывать такую разбивку.

Начальная цена для повторных электронных торгов снижается судом по ходатайству антикризисного управляющего с согласия собрания (комитета) кредиторов. Снижение должно быть обоснованным. Начальную цену необходимо согласовать с кредиторами. Как лица заинтересованные, они максимально пойдут навстречу антикризисному управляющему и помогут определить минимальную цену продажи имущества.

Порядок установления минимальной цены Инструкцией не предусмотрен. Но важно помнить: ноль не может быть минимальной ценой!

Минимальная цена должна соответствовать шагу понижения цены («разницу между начальной и минимальной ценой следует устанавливать не менее чем размер шага электронных торгов») – это жесткое требование Минэкономики.

В каждом конкретном случае антикризисный управляющий должен определить необходимость уменьшения процентов (от заявленных в Инструкции 5%) и прописывать это в документах. Если ничего не прописали, то шаг остается, как в Ин­струкции, – 5%. Вопросы цены – также зона ответственности управляющего, но нужно помнить, что ликвидационная цена всегда ниже рыночной.

 

О вознаграждении управляющего

Споры о суммах вознаграждений антикризисных управляющих с судом – это уже притча во языцех. Позиция представителей государства – как Минэкономики, так и судей – едина: если при выполнении своих обязанностей антикризисный управляющий не допускает нарушений закона и нет никаких «нюансов», то суд должен выплатить ему обязательное вознаграждение и дополнительные выплаты в соответствии со ст.ст. 53 и 68 Закона о банкротстве в порядке и размерах, установленных Совмином.

Критерии таких «нюансов» в законе отсутствуют, ситуация полностью отдана на судейское усмотрение – это и стало яблоком раздора. Анти­кризисный управляющий никогда не знает, сколько именно ему заплатят сверх стандартного минимума. Судья вообще может свести сумму выплат к такому минимуму, который даже не покроет расходы на реализацию имущества и сопутствующие услуги средних размеров организации-банкрота.

Этот пробел Департаментом предложено вынести на общественное обсуждение антикризисных управляющих. При наличии официальных письменных заявлений от конкретных лиц с обоснованием нарушений, допущенных при выплате им вознаграждения, Департамент высказал готовность выступить посредником между судейским корпусом и управляющими для установления истины.

Однако об ответственности управляющего за результаты его работы по управлению предприятием в кризисе, включая уголовную, также не стоит забывать.

 

О процессуальных сроках

Опубликование сведений о банк­ротстве имеет важное значение для юридической и финансовых служб контрагента должника. Дата публикации тех или иных сведений служит во многих случаях точкой отсчета начала течения процессуальных сроков по делу о банкротстве.

По Закону о банкротстве (ст. 21) печатные средства массовой информации публикуют сведения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по судебному постановлению. В качест­ве официального печатного органа по размещению обязательных к опубликованию сведений по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) определен журнал «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» (п. 1 приказа ВХС РБ от 20.02.2013 № 8 «Об опубликовании информации по делам об экономической несостоятельности»).

Практика показала, что специфика выхода печатного издания не позволяет обеспечить необходимую оперативность таких публикаций.

По новым правилам извещение о проведении электронных торгов антикризисный управляющий обязан разместить в Едином государственном реестре сведений о банкротстве и на сайте оператора электронной торговой площадки, с которым заключен договор на оказание услуг по проведению электронных торгов, не менее чем за тридцать дней до даты начала электронных торгов.

Вопрос правильного применения этих двух разных подходов представители Минэкономики обещали взять под свой особый контроль.

* * *

Много еще процедурных вопросов было задано, но очевидно, что пока аукционы не заработают по-новому, не все «острые углы» будут заметны. Поэтому, по мнению Игоря Ошур­кевича, директора ООО «Юридическая группа «СОВЕТНИК» и председателя Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству, антикризисные управляющие всегда готовы взять на себя ответственность и стать первопроходцами во благо бизнеса и экономики страны – поднимут эту ношу.

Будем следить за развитием событий на страницах нашей газеты.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений