Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужна ли предпринимателям стратегия развития

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утв. постановлением Совмина от 17.10.2018 № 743 (далее – Стратегия), вызвала в бизнес-сообществе противоречивую реакцию. Одни отмечали ее безусловно прогрессивный характер, но выражали сомнения в том, что намеченные результаты будут достигнуты, другие – посчитали бесполезным документом, в котором мало конкретики.

На наш взгляд, первые ближе к истине, хотя, как это часто бывает с программными документами, почти все зависит от конкретных действий властей по реализации поставленных задач. А задачи перед собой они поставили действительно впечатляющие.

Удвоение вклада в экономику

Стратегия предполагает удвоение до 2030 года вклада малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовую добавленную стоимость. Именно рост участия МСП, по мнению авторов документа, позволит существенно повысить эффективность нашей экономики и увеличить ВВП страны практически в два раза – с 53–54 млрд USD по итогам 2017 года (цифра зависит от методики расчета) до 100 млрд USD к концу следующей пятилетки, чего требует Президент Беларуси.

Расчеты показывают, что для достижения этого средние темпы роста ВВП за 13 лет (включая текущий год) должны составить около 5% в год. Откуда им взяться, если даже оптимисты прогнозируют прирост нашей экономики в текущем году в 4%, а в следующем – в 3%? Что касается более отдаленного «горизонта», то, по мнению экспертов МВФ, плавное снижение темпов изменения ВВП Беларуси будет продолжено и в следующие годы, чтобы в 2023 году остановиться на отметке, близкой к 2%. Дальше «в будущее» эксперты этой уважаемой финансовой организации заглядывать не решаются.

Понятно, что запланированный Президентом резкий скачок возможен только в результате каких-то революционных изменений. Разработчики Стратегии хотят его добиться за счет ускоренного развития малого и среднего бизнеса. Посмотрим, что для этого предлагается.

Цели и этапы Стратегии

Реализовать Стратегию предполагается в два этапа. На первом (переходном), который займет период с 2018 по 2020 годы, правительство планирует «совершенствовать институциональную базу и ин­фраструктуру». На втором этапе, названном основным, который растянется с 2021 по 2030 годы, предусмотрено «создание и функ­ционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики».

Сформулирована в документе и главная цель Стратегии — формирование динамично развивающегося сектора МСП, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эф­фективную занятость и рост доходов населения.

Из цели вытекают и основные задачи, стоящие перед правительством: создание благоприятных административно-правовых и экономических условий, формирование системы мер для качественного развития МСП, усиления его инновационной, инвестиционной, экс­портной составляющей и создание эффективной специализированной структуры государственной поддержки и развития МСП.

На последней остановимся под­робнее. Специализированная организация по содействию развитию МСП (пока не названная), которая будет образована в течение первого этапа, названа главным инструментом реализации госполитики в области развития предпринимательства. Она должна будет сформировать эффективную систему поддержки субъектов МСП путем создания сети районных центров господдержки и обеспечить эффективность действующей системы поддержки МСП. Именно эта организация и будет заниматься реализацией Стратегии, тесно взаимодействуя при этом с органами власти, бизнес-сообществом, финансово-кредитными организациями и иными заинтересованными лицами.

Меры по развитию МСП

Основным разделом Стратегии, несомненно, является глава 4, в которой приведены меры по формированию благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности граждан и развития частного бизнеса. Их можно разбить на несколько блоков:

1) сокращение госрегулирования и повышение степени экономической свободы, к которым, в част­ности, отнесены:

– создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

– реформирование госпредприятий, передача госимущества более эффективному собственнику;

– разделение функций государства как регулятора и собственника;

– сокращение издержек бизнеса при осуществлении административных процедур;

– ограничение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение лицензионных требований, уменьшение ставок госпошлины за выдачу лицензий;

– изменение УК и КоАП на предмет соответствия размера ответственности размеру причиненного ущерба (вреда) и степени общест- венной опасности деяний;

– совершенствование контрольной (надзорной) деятельности на основе неукоснительного соблюдения принципов добросовестности субъектов хозяйствования;

– повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов субъектов МСП;

2) формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъ­ектов различных форм собст­венности. Здесь необходимо отметить:

– совершенствование законодательства о госзакупках в целях выработки мер, направленных на увеличение доли субъектов МСП в их общем объеме;

– установление единых правил допуска к осуществлению коммерческой деятельности для всех организаций вне зависимости от формы собственности;

3) совершенствование правоотношений в области собственности. В этот блок, к примеру, включены:

– обеспечение гарантий прав частной собственности, равенства форм собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов МСП;

– обеспечение добросовестным приобретателям имущества гарантий владения и пользования;

– запрет действий, направленных на лишение (прекращение) имущест- венных прав субъектов предпринимательской деятельности;

– совершенствование законодательства в части упрощения процедур и сокращения сроков, связанных с предоставлением земельных уча­стков;

4) формирование рациональной налоговой политики, упрощение учета и отчетности, включая совершенствование УСН, методики определения налогооблагаемой базы налога на недвижимость и земельного налога для субъектов МСП, механизмов налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности, снижение налоговой нагрузки на субъекты МСП на отдельных территориях;

5) расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам. Здесь необходимо отметить:

– совершенствование видов, условий и порядка оказания финансовой поддержки;

– развитие гарантийного механизма поддержки субъектов МСП, в т.ч. стартап-компаний;

– поэтапное увеличение объемов средств, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке МСП, до 1% от собственных доходов местных бюджетов;

– организация обращения долгового капитала как одного из источников финансирования субъектов МСП;

6) формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательской деятельности, включая учреждение государственного праздничного дня – дня предпринимателя.

Это далеко не все меры по поддержке субъектов МСП, предусмотренные Стратегией. Объединяет их одно – все они направлены на благую цель. Но, поскольку ни одной цифры, кроме указанного выше роста вклада в валовую добавленную стоимость до 50% и увеличения отчислений из доходов местных бюджетов до 1%, в документе не названо, закрадываются опасения, что Стратегия может превратиться в еще в одну «программу построения коммунизма к 1980 году», над которой все смеялись в конце прошлого века.

Поспорим с математикой?

Чтобы оценить, насколько реальны поставленные в Стратегии задачи, можно взглянуть на них через призму официальной статистики. Так, в сборнике «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», изданном Белстатом в июле 2018 г., приведено немало цифр, всесторонне характеризующих деятельность субъектов МСП. Возьмем лишь некоторые, наиболее важные из них.

Количество субъектов МСП: около 110 тыс. по итогам 2017 года, рост по сравнению с 2016 годом на 2,4%. Средняя численность: работников микро-, малых и средних организаций – 1,442 млн человек в 2017 году, +0,7%; ИП – 236 тыс., по сравнению с 2016 годом их число не изменилось.

Удельный вес субъектов МСП: в ВВП – 24,7% в 2017 году, +1,1% по сравнению с 2016 годом; в валовой добавленной стоимости – 28,5%, +1,2%; в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг – 42,8%, +2,8%; в обороте внешней торговли товарами – 45,2%, + 2,5%; в экспорте товаров – 47,2%, +1,5%; в импорте товаров – 43,5%, +3,3%.

Так вы считаете, что все это начнет расти, «как на дрожжах», после принятия одного, пусть и очень прогрессивного документа? Хотелось бы поверить, но математика заставляет сомневаться.

А ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого материала, мы узнаем через несколько лет, когда откроем очередной сборник с итогами работы субъектов МСП и посмотрим, как они отреагировали на разработку Стратегии.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений