$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Нужен ли Беларуси премьер-рыночник

03.09.2018
Нужен ли Беларуси премьер-рыночник
Сергей Румас. Фото: БелБанкир

Центр макроэкономических исследований при Сбербанке России (ЦМИ) в своем последнем обзоре значительное место уделил Беларуси. В первую очередь внимание экспертов ЦМИ привлекла смена правительства нашей страны.

Беларусь

Аналитики ЦМИ отмечают, что замена руководства Беларуси была инициирована неудовлетворительным состоянием предприятий Оршанского района, которые Александр Лукашенко недавно посетил. При этом в ЦМИ не ждут существенных изменений из-за смены белорусского кабинета, поскольку, по их мнению, основные проблемы нашей экономики лежат в плоскости структурных дисбалансов.

Эксперты оценивают состояние государственного сектора, который до сих пор является ключевым в белорусской экономике, как «плачевное». При этом сам этот масштабный сектор они называют неэффективным. Именно его состояние, по их мнению, и является главной причиной кадровых перестановок, поскольку оно требует «жестких и болезненных мер со стороны властей».

Однако ЦМИ выражает сомнения, что новое правительство Беларуси готово на такие решительные шаги. Возможно, к такому выводу их привела «инаугурационная» речь нового премьера, который, в частности, сказал: «Не стоит ожидать какой-то ревизии этих принятых решений либо революционных разворотов». Тем не менее, по сравнению со своими коллегами, новый премьер-министр Сергей Румас, по мнению аналитиков ЦМИ, отличается либеральными взглядами на экономику. Поэтому, несмотря на сказанное выше, его назначение можно рассматривать как шаг в сторону повышения эффективности управления.

Основные показатели реального сектора за июль ничем не удивили аналитиков ЦМИ, которые не увидели в них значительных сюрпризов. Рост ВВП за первые 7 месяцев продолжил свое замедление и составил 4,4%. Промпроизводство во втором летнем месяце показало рост в 5,7%, розница – в 7,7%, грузооборот на транспорте увеличился на 4,8%. Уровень инфляции в июле год к году остался на уровне прошлого месяца, составив 4,1%. При этом месяц к месяцу (после очистки от фактора сезонности) она замедлилась с 0,4% до 0,2%.

Россия

Центробанк России снова приостановил покупку валюты в рамках так называемого бюджетного правила до конца сентября. Напомним, что в соответствии с ним главный банк страны начинает покупать валюту за счет дополнительных нефтегазовых доходов, если цена на нефть превышает 40,8 USD за баррель. При этом средняя цена нефти Urals на исследуемой неделе составила 71,4 USD за баррель (68,4 USD за баррель неделей ранее).

Аналитики ЦМИ объясняют такое решение попыткой уменьшить волатильность финансовых рынков и добиться стабилизации курс российского рубля. Напомним, что Центробанк уже прекращал операции по покупке валюты на 6 торговых дней, когда российский рубль стал «валиться» из-за угрозы ужесточения американских санкций. Однако затем приобретение валюты было возобновлено

В свою очередь, Минфин России временно приостановил размещение государственных облигаций. Напомним, что ранее главное финансовое ведомство уже шло на такой шаг на фоне апрельских санкций. И в том и в другом случае причина проста – слишком высокие ставки. Так, с начала августа доходность пятилетних государственных облигаций выросла с 7,58 до 8,44%.

В свою очередь, этот рост обусловлен наращиванием антироссийских санкций и последовавшим за этим оттоком капитала из развивающихся стран. Иностранные инвесторы существенно сократили вложения в российский рынок. В частности, доля нерезидентов на рынке облигаций федерального займа к июлю снизилась до 28,2%, тогда как на 1 января она составляла 33,1%. Аналитики ЦМИ считают, что доля продолжила уменьшаться и в августе после заявлений о новых санкциях (данных пока нет).

Еврозона

Третий этап финансовой помощи Греции, в рамках которого страна уже получила от Европейского механизма стабильности (ESM) 61,9 млрд. EUR, завершился 20 августа. ЕС принял решение выделить грекам последний транш в 15 млрд. EUR, взяв с них обещание сохранить профицит бюджета на уровне 3,5% ВВП до 2022 года, обеспечив при этом рост в 2,2% ВВП до 2060 года. Также установлено, что новые долги Греции в среднесрочной перспективе не должны превышать 15% ВВП, а в долгосрочной – 20% ВВП.

При этом греки попали под «неусыпный» контроль со стороны кредиторов: в следующие 4 года они будут каждые три месяца проверять, соблюдает ли страна указанные параметры. А в 2032 году кредиторы снова проанализируют уровня задолженности. Если все будет хорошо, но необходимость финансовой поддержки для достижения целевых показателей сохранится, то ЕС выразил готовность продлевать срок выплат по кредитам.

Аналитики ЦМИ с недоверием отнеслись к оптимистичному заявлению ESM о том, что Греция смогла модернизировать экономику и восстановила доверие инвесторов. Они уверены, что у страны, скорее всего, не получится обслуживать свой долг без внешней помощи. Внешний долг Греции в 2017 году составил 178,6% ВВП, а его обслуживание – около 7,5% ВВП. Простой расчет показывает, что даже при профиците бюджета в 3,5% ВВП греки не смогут самостоятельно справиться с выплатами, а значит, ЕС придется продолжать финансово поддерживать Грецию, а объявленное завершение третьего этапа помощи является пустой формальностью.

Автор публикации: Аналитический отдел «ЭГ»