Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый Кодекс об образовании: «зеленый свет» MBA и консервация высшей школы

Фото: rawpixel

В Беларуси упрощается процедура получения статуса бизнес-школы. Это предусмотрено новой редакцией Кодекса об образовании, утвержденной Законом от 14.01.2022 № 154-З.

В документе сказано, что коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить статус бизнес-школы, дающий им право реализовывать образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, «направленную на формирование знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения функций управления в коммерческих организациях».

Такой статус будет давать Министерство экономики с соблюдением условий, определяемых Правительством.

Преимущества новой нормы

В ведомстве подчеркнули, что новая норма позволит коммерческим организациям, созданным в форме бизнес-школы, реализовывать программу МВА (магистр бизнес-администрирования). Это базовая модель подготовки управленцев высшего и среднего звена, используемая во всем мире в формате образовательных программ переподготовки.

В Минэкономики рассчитывают, что нововведение «поможет использовать потенциал частных коммерческих организаций для повышения уровня профессиональной компетентности управленческих кадров государственного сектора».

Сейчас в нашей стране обучение по программам МВА осуществляют вузы, учреждения дополнительного образования и коммерческие организации. Последние две категории участников рынка бизнес-образования вынуждены делить программы МВА на серии курсов повышения квалификации, поскольку только такая форма работы предусмотрена для них действующим законодательством.

После получения статуса бизнес-школы коммерческие организации получат право выдавать выпускникам программ МВА дипломы государственного образца.

О необходимости упрощения условий деятельности бизнес-школ в Беларуси речь шла давно. Концепция развития бизнес-образования была утверждена Совмином еще в 2015 г. Согласно ей изменения в Кодекс об образовании, предусматривающие создание благоприятных условий для развития системы бизнес-образования, планировали подготовить в том же году. Далее предполагались формирование трехуровневой системы такого образования с участием коммерческих организаций и государства, разработка большого количества технических НПА в этой сфере.

В данном случае можно сказать, что лучше поздно, чем никогда.

Школа, колледж, вуз

В целом обновленный Кодекс об образовании, который еще предстоит проанализировать экспертам, меняет организацию сферы достаточно серьезно. И оценить некоторые нововведения пока не так просто.

До этого комплексный документ, определяющий работу образовательной сферы, не изменялся с 2011 г., когда и был принят.

Так, предусматривается всеобщее получение общего среднего образования (аналогочного 11 классам школы), а не базового 9-классного, как сейчас. Вводятся новые виды школьных экзаменов.

Расширяется сфера применения целевой подготовки специалистов с высшим и среднеcпециальным образованием.

Трансформируется и сама система образования – все учреждения профессионально-технического и среднего специального образования получают статус колледжа. На уровне высшего образования все остается по-прежнему – сохраняются университеты, академии и институты. При этом по отдельным техническим и медицинским специальностям вводится «специальное высшее образование».

Основные положения НПА вступят в силу с 1 сентября 2022 г. Работа над документом велась более четырех лет.

Об академических свободах забыли

Чего в обновленном Кодексе об образовании нет, но логично было бы увидеть, так это изменений в системе высшего образования, которые Беларусь обязалась внедрить, присоединившись в 2015 г. к Болонскому процессу и де-юре став частью Европейского пространства высшего образования.

В частности, в стране должно было появиться независимое агентство по контролю качества образования в соответствии с европейскими стандартами и введена выборность ректоров вузов. Ожидалось расширение и других академических свобод, активизация учебных обменов с иностранными университетами.

Однако все эти намерения пока так и остались на бумаге.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений