Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Корректировку законодательства диктует Кодекс об образовании

Фото: pravo.by

Законопроект, предусматривающий внесение изменений по вопросам образования в 22 действующих закона, поступил в Палату представителей. Большинство его статей подготовлено в развитие положений новой редакции Кодекса об образовании, но некоторые из них предлагают также корректировку отдельных норм действующего законодательства.

Планируемые поправки в Закон от 15.06.2006 № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости) касаются безработных и иных граждан, которые по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (далее – органы по труду) осваивают программы дополнительного образования взрослых с целью дальнейшего трудоустройства.

Напомним, что в ст. 248 новой редакции Кодекса об образовании (далее – Кодекс) в дополнение к существующим устанавливаются новые виды образовательных программ дополнительного образования взрослых – подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей механических транспортных средств и самоходных машин.

Обучать по направлению органов по труду безработных и других граждан по новым образовательным программам без соответствующей корректировки Закона о занятости невозможно. Вместе с тем в последние годы на отечественном рынке труда наблюдается устойчивый спрос на профессию «водитель автомобиля». Так, на 01.08.2022 имелось порядка 4 тыс. таких вакансий.

Предлагаемые изменения, как считают специалисты, позволят более оперативно решать вопросы трудоустройства безработных и других лиц, прошедших обу­чение, и обеспечить нанимателей квалифицированными кадрами.

Закон от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении) дополняется нормой, наделяющей исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня полномочиями утверждать перечни бюджетных организаций здравоохранения, функции по финансово-хозяйственной деятельности которых могут быть переданы центрам по обеспечению деятельности бюджетных организаций на основании Указа от 23.12.2019 № 475.

Связано это с тем, что в настоящее время расходы госучреждений образования, реализующих образовательные программы высшего образования (подготовку кадров с высшим образованием), оплачиваются за счет средств республиканского бюджета. Органы местной власти обеспечивать их финансирование не могут.

Предлагаемая редакция ст. 57 (интернатура) Закона о здравоохранении сохраняет гарантии врачам-интернам и провизорам-интернам при прохождении ими текущих и итоговых аттестаций и иных мероприятий в рамках организационно-методического обеспечения интернатуры.

В Законе от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон № 9-З) планируется уточнить порядок реализации прав граждан на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предусмотренного ст.ст. 21 и 22 данного Закона.

В настоящее время граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере 150%. Согласно ст. 1 Закона № 9-З к постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения относятся граждане, зарегистрированные по месту жительства в порядке, установленном законодательными актами, в населенных пунктах, находящихся на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Таким образом, в настоящее время право на получение пособия в повышенном размере имеют лица, зарегистрированные по месту жительства на территории радиоактивного загрязнения, вне зависимости от места своего фактического проживания.

Встречаются случаи, когда проживающие на нормативно чистых территориях либо на территориях с более низким уровнем радиоактивного загрязнения с целью получения повышенного пособия и иных льгот, установленных Законом № 9-З, регистрируются в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения.

Поэтому предлагается уточнить понятие «граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения» путем его дополнения после слов «законодательными актами» словами «и фактически проживающие». После принятия и вступления норм законопроекта в силу выплаты пособия по уходу за ребенком в повышенном размере (150%) гражданам, которые фактически не проживают в зоне радиоактивного загрязнения, будут прекращены.

Кроме того, в Закон № 9-З включается следующее положение: лица, имеющие льготы в соответствии со ст. 18 Закона № 9-З, зачисляются вне конкурса для получения профессионально-технического образования.

Также дополняется ст. 13 Закона от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности». Согласно ст. 57 Кодекса контрольные цифры приема для получения научно-ориентированного образования за счет средств республиканского бюджета устанавливает Госкомитет по науке и технологиям в порядке, определяемом правительством. Такой порядок утвержден постановлением Совмина от 04.08.2011 № 1049, но на законодательном уровне после обновления Кодекса его полномочия на принятие решения не прописаны. Законопроект наделяет правительство таким правом.

В новой редакции предлагается изложить ч. 5 ст. 25 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»: при обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов при реализации образовательных программ профтехобразования и не менее 20 часов – при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих).

Приводятся в соответствие с новой редакцией Кодекса некоторые статьи Закона от 04.06.2015 № 276‑З «Об альтернативной службе»). В числе прочих конкретизируются условия предоставления отпуска в связи с получением образования и гарантий гражданам после увольнения с альтернативной службы в части продолжения получения образования.

С учетом правоприменительной практики изменяется ст. 12 Закона от 18.12.2019 № 281-З «О судебно-экспертной деятельности». Государственный комитет судебных экспертиз получит право на определение перечня специальностей высшего образования, позволяющих претендовать на присвоение права самостоятельного проведения судебных экспертиз по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы.

***

Законопроектом вносятся поправки во все перечисленные и другие законы из-за того, что в новой редакции Кодекса об образовании пересмотрена терминология (например, термин «послевузовское образование» заменяется термином «научно-ориентированное образование»), введен принцип обязательности общего среднего образования, изменены виды социально-педагогических учреждений. В связи с укрупнением единиц классификации образования из Закона о занятости исключаются понятия «направление специальностей» и «специализация», добавляются дистанционная форма получения образования и форма соискательства в случаях, когда выплата пособия по безработице не производится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by