Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
ВЭД
19.01.2018 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №5 (2109) от 19.01.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый ТК ЕАЭС: важное для экспедиторов

C 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс).

Документ призван улучшить положение участников внешнеторговой деятельности, таможенных представителей, перевозчиков, в том числе экспедиторов.

К примеру, как и любые другие участники ВЭД, экспедиторы будут избавлены от необходимости пред­ставления таможенному органу документов, на основании которых заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит к подаче информационная система, а не сотрудник таможни.

В части института уполномоченного экономического оператора (УЭО) есть нововведения для экспедиторов – упрощения в зависимости от приобретенного ими типа статуса УЭО.

Что касается вопросов осуществления экспедитором таможенных операций, то с момента вступления в силу ТК ЕАЭС для белорусских экспедиторов каких-­либо существенных изменений не произойдет. В первую очередь это обусловлено правовым статусом экспедитора по отношению к перевозимому грузу, юридическими и фактическими действиями по обеспечению его доставки, мерами ответственности экспедитора, предусмотренными законодательством.

При выполнении договора транспортной экспедиции экспедитор может выступать в качестве представителя клиента либо как самостоятельно действующее лицо. Последнее предполагает представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы для таможенного оформления. Такие действия экспедитора должны быть предусмотрены договором транспортной экспедиции. Если договором определена обязанность организовать доставку груза в согласованное место за пределами Беларуси и такая доставка не может быть осуществлена без таможенного оформления за границей, считается, что договор содержит обязанность экспедитора осуществить таможенное оформление. В свою очередь, в соответствии с гл. 2 постановления Совмина от 30.12.2006 № 1766 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» клиент обязан предварительно возместить или представить финансовые гарантии возмещения расходов, понесенных со стороны экспедитора.

Справочно. В Беларуси транспортно-экспедиционная деятельность регламентирована гл. 41 ГК, Законом от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», Указом Президента от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-­экспедиционных услуг», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Совмина от 30.12.2006 № 1766 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».

Рассмотрим нормы ТК ЕАЭС, которые допускают совершение экспедитором определенных действий, в том числе операций, связанных с декларированием товаров, а также совершение таможенными органами отдельных операций.

1. Представление таможенным органам предварительной информации (ст. 11 ТК ЕАЭС).

В Кодексе усовершенствован подход к предварительному информированию о товарах, перемещаемых различными видами транспорта. Если предварительная информация для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, должна будет подаваться в обязательном порядке, то для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – по желанию.

Обязательный состав предварительной информации может представляться в таможенный орган экспедитором, уполномоченным на подачу такой информации перевозчиком (действующим по его поручению), если последние не будут выступать сами в роли перевозчиков.

Также экспедиторы смогут представлять предварительную информацию для:

– совершения транспортного (автомобильного) контроля в отношении транспортных средств международной перевозки;

– подтверждения соблюдения запретов и ограничений (ст. 7 ТК ЕАЭС) в части осуществления ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, иных мер нетарифного регулирования.

Предварительная информация может представляться также в виде электронного документа (п. 4 ст. 11 ТК ЕАЭС).

2. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Декларантом товаров при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита может выступать лицо государства-члена, являющееся экспедитором. К такому лицу переходят права и обязанности декларанта, предусмотренные ст. 84 ТК ЕАЭС.

Таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации (транзитной декларации), регламентированы гл. 17 ТК ЕАЭС.

Исходя из п. 3 ст. 62 ТК ЕАЭС, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, исполнение обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться экспедитором.

3. Уведомление экспедитором таможенных органов о прибытии товаров на таможенную территорию Союза (ст. 88 ТК ЕАЭС), убытии с таможенной территории Союза (ст. 92 ТК ЕАЭС).

От имени перевозчика уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза (убытии с таможенной территории Союза) путем предоставления документов и сведений в таможенный орган может экспедитор, действующий по поручению перевозчика, если иное не будет предусмотрено государством – членом Союза.

4. Осуществление экспедитором таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение (ст. 100 ТК ЕАЭС).

В случае, если экспедитор выступает в качестве самостоятельно действующего лица и (либо) обладает полномочиями в отношении товаров, то для помещения товаров на временное хранение он наделен правом представления таможенному органу транспортных (перевозочных) коммерческих и (или) таможенных документов, содержащих сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленного в виде электронного документа.

Экспедитор наделен правом осуществления таможенных операций с товарами, находящимися на временном хранении (ст. 102 ТК ЕАЭС).

5. Осуществление экспедитором действий, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита.

Действия по завершению таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 3 ст. 151 ТК ЕАЭС могут быть завершены экспедитором, если он выступал декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

От имени перевозчика и по его поручению действия по завершению таможенной процедуры таможенного транзита могут быть выполнены экспедиторами.

Возникает вопрос: может ли экспедитор по поручению клиента в рамках ТК ЕАЭС выступать декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления либо экспорта?

Экспедиторы (лица государств – членов Союза) могут выступать декларантами товаров при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. Декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления либо экспорта, экспедиторы выступать не могут. Это обусловлено правомочиями экспедитора в отношении перевозимого товара в рамках договора транспортной экспедиции.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей.

Тем не менее предоставление экспедитором таких услуг, как оформление таможенных документов, не может рассматриваться в качестве основания для признания экспедитора декларантом, лицом, которое может декларировать товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления либо от имени которого будут декларироваться товары.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений