$

2.0566 руб.

2.2759 руб.

Р (100)

3.1349 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Новости законодательства

Новый механизм государственных закупок: последние штрихи

21.06.2019

Неумолимо приближается 1 июля – день, когда вступит в силу новая редакция Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Одновременно начнут действовать и изменения, внесенные после ее принятия в законодательство, регулирующее эту чрезвычайно важную для государства сферу.

Последний штрих, завершающий новый порядок осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) (далее – госзакупки), был нанесен 19 июня 2019 г., когда опубликовали постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Вступит оно в силу одновременно с новой редакцией Закона № 419-З, т.е. с 1 июля 2019 г.

Естественно, этим документом признается утратившим силу аналогичное постановление Совмина от 22.08.2012 № 778, которое действует в настоящее время.

 

Общие правила проведения госзакупок

Постановлением № 395 определены две электронные торговые площадки (ЭТП) для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений. Ими являются:

– ЭТП РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://goszakupki.by);

– ЭТП ОАО БУТБ (http://zakupki.butb.by).

Напомним, что в настоящее время на ЭТП проводятся только электронные аукционы и процедуры запроса ценовых предложений. Таким образом, открытые конкурсы с 1 июля 2019 г. также будут проходить на ЭТП.

В свою очередь, госзакупки с применением биржевых торгов, как и в настоящее время, должны проходить на товарной бирже (ОАО БУТБ).

Установлено, что услуги организатора по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, за исключением случая, когда организатором выступает госорган, а услуги оператора ЭТП по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются участниками таких процедур.

При этом плата за такие услуги определяется организатором или оператором ЭТП, исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5%), и подлежит согласованию с Минфином и госорганом (организацией), в подчинении которого находится организатор, оператор ЭТП, либо которому передано управление в этих юридических лицах.

Отметим, что в настоящее время размер платы за указанные услуги определяется и ограничивается аналогичным образом, однако этап согласования ее размера с Минфином отсутствует.

Процедура запроса ценовых предложений, как и сейчас, должна применяться при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки:

– товаров – более 300, но не более 1000 базовых величин (БВ);

– работ (услуг) – более 300, но не более 3000 БВ.

Как и в настоящее время, шаг элек­тронного аукциона должен составлять 0,1% от начальной цены.

 

Преференциальная поправка

При проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка (ПП) в размере:

– 15% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Беларуси и (или) стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим;

– 25% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Беларуси, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников.

Отметим, что сейчас уточнение про то, что повышенный размер (25%) преференциальной по­правки применяется только для товаров (работ, услуг) собственного производства белорусских организаций инвалидов, отсутствует.

При проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, предлагающих указанные товары (работы, услуги), как и сейчас, должны уменьшаться на 15% или 25% для целей оценки и сравнения предложений, соответственно. При этом в постановление № 395 не были включены нормы, регламентирующие порядок действий в случае, когда применение ПП приводит к проблемам при выборе участника-победителя, поскольку претендентов оказывается больше одного.

При проведении электронного аук­циона в случае допуска к тор­гам участников, предлагающих ука­занные выше товары (работы, услуги), для которых применяется ПП:

– начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета госзакупки, определенной заказчиком (организатором) в аукционных документах, на 1,15 или 1,25, соответственно;

– в ходе торгов для участников, предлагающих такие товары (работы, услуги), отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15% или 25%, соответственно.

Определенные уточнения внесены в порядок выбора победителя в процедуре госзакупки, участники которой применяют ПП.

ПП не должна применяться в от­ношении:

– части указанных выше товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в т.ч. его лотом (частью);

– товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение ПП одинакового размера. Сейчас уточнение про одинаковый размер ПП отсутствует.

Постановлением № 395 также определены документы, которые под­тверждают право на применение ПП, при проведении процедуры госзакупки, которые в постановлении № 778 отсутствуют.

С 1 июля 2019 г. ими являются:

1) для ПП в размере 15%:

– для товаров, происходящих из Беларуси, – документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП или ее предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров (далее – Правила), или его копия;

– для товаров, происходящих из стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим, – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств, или его копия;

– для работ (услуг) – свидетельство о госрегистрации юридического лица или индивидуального пред­принимателя, выданное упол­номоченным органом РБ, либо аналогичный документ, выданный в странах, которым в Беларуси предоставляется национальный режим, или их копия;

2) для ПП в размере 25% – документ, подписанный руководителем организации Беларуси, в которой 50% или более работников являются инвалидами, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее предприятиями, или их копия.

 

Изменение условий договора

Одним из главных нововведений постановления № 395 является перечень случаев, когда разрешено изменение условий договора госзакупки (далее – договор). Это должно поз­волить исключить ситуации, когда стоимость товаров и услуг повышалась уже после заключения договоров, причем иногда – в разы.

С 1 июля 2019 г. изменение условий договора (в части предмета госзакупки, требований к нему, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств, цены договора) возможно только в случае, предусмотренном в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также в случаях:

изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10%. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;

увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (под­рядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;

уменьшения цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т.ч. их потребительских, функциональных, тех­нических, качественных и эксплуатационных характеристик;

изменения цены договора в связи с изменением законодательства, в т.ч. регулируемых цен (тарифов).

Что касается ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, то при обоснованной невозможности исполнения договора по­ставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с указанными в договоре. В этом случае в него следует внести соответствующие уточнения.

 

Иные изменения

Постановлением № 395 определены новые перечни товаров (работ, услуг):

– госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;

– процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

– ежедневной и (или) еженедельной потребности;

– госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов.

Утверждены и три новых перечня товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника: 1) необходимых для проведения выборов и референдумов; 2) вооружения и военной техники; 3) печатной продукции, требующей специальной степени защиты, с указанием поставщиков, у которых она должна закупаться. Из них только перечень вооружения и военной техники действует в настоящее время.

Постановлением № 395 также ут­верждено новое Положение о порядке аккредитации на электронной тор­говой площадке. О нем мы рас­скажем отдельно.

В завершение отметим, что действие постановления № 395 не рас­пространяется на госзакупки, если процедуры по ним начаты или договоры заключены до 1 июля 2019 г. При этом процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение таких процедур осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до указанной даты.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ


Право: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы