Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый Кодекс об образовании примут до конца 2021 года

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

В медицинских вузах до 80% бюджетных мест от плана набора отдадут «целевикам», в аграрных – до 70%. Эти нормы включены в проект нового Кодекса об образовании, который Палата представителей рассмотрит во втором чтении уже в ноябре.

О том, что одной из наиболее важных новаций проекта Кодекса об образовании станет расширение сферы применения целевой подготовки специалистов, говорилось давно. Причем если сегодня подготовка таких кадров за счет бюджетных средств ведется преимущественно для предприятий и учреждений, находящихся на территории радиоактивного загрязнения и в городах и поселках с численностью населения до 20 тыс. человек, то после вступ­ления нового Кодекса в действие любая государственная или частная организация смогут заказывать обучение необходимых специалистов различного профиля за свой счет.

Однако внимание на увеличении квот на места, предусмотренные для получения высшего образования на условиях целевой подготовки, 7 апреля 2021 г. при принятии законопроекта в первом чтении особо не акцентировалось.

Но уже на Республиканском педагогическом совете в августе, а затем 12 октября на совещании у Президента эта тема активно обсуждалась.

Ее вновь подняли 28 октября на совместном заседании обеих палат Национального собрания. Заместитель премьер-министра Юрий Назаров, отвечая на вопросы депутатов, согласился, что на предприятиях промышленности и особенно на предприятиях АПК ощущается нехватка руководителей и специалистов. И для того, чтобы молодой рабочий, мастер или начальник цеха не уволился, отработав несколько лет по распределению, нужны комфортные и безопасные условия труда, хорошее жилье и достойная зарплата.

Если в Минске жилищный вопрос решается медленно, то в некоторых регионах он на повестке дня не стоит, там есть жилье, детские дошкольные учреждения, условия для занятия спортом и др.

– Если в таких населенных пунк­тах дать людям нормальную работу с хорошей зарплатой – никто уезжать не захочет, – подчеркнул Юрий Назаров.

Именно с этой целью правительство стремится «не распылять средства, а точечно, через инвестпроекты», направлять туда финансирование.

Вице-премьер рассказал, что недавно он интересовался, как ведется работа по закреплению молодых специалистов на предприятиях Гомельской области. Оказалось, что институт целевой подготовки кадров задействован слабо, область направила на обучение на таких условиях всего лишь 145 человек. А необходимо намного больше.

В свою очередь председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко призвал депутатов предлагать решение этой проблемы через доработку проекта Кодекса, который должен быть принят буквально в течение ноября.

Напомним, что вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку специалистов, рабочих и служащих, если организация – заказчик кадров необоснованно отказывается принять молодого специалиста на работу по направлению или наниматель незаконно его увольняет.

Известно, что и многие выпускники-целевики, зачисленные в учебные заведения вне конкурса, не горят желанием возвращаться на государственные предприятия или в госорганизации, которые помогли им получить образование. Особенно с учетом того, что придется отработать после вуза не менее пяти лет, ссуза — не менее трёх лет.

Поэтому планируется, что при поступлении на условиях целевой подготовки необходимо будет до проведения централизованного тестирования сдать внутренний устный экзамен по профильному предмету, что позволит, как считают специалисты, отобрать для обучения мотивированных абитуриентов. Увеличатся квоты на места для «целевиков», поступающих в вузы: по сельскохозяйственным специальностям они вырастут с 60 до 70% от контрольных цифр приема, по специальностям здравоохранения – с 50 до 80%, по иным – с 40 до 60%.

Для того чтобы повысить привлекательность среднего специального образования для выпускников и лиц, имеющих профессиональный стаж, в ссузы будут зачислять без централизованного тестирования – по результатам конкурса среднего балла аттестата.

Устанавливается особый порядок поступления в Академию управления при Президенте. Студентами Академии смогут стать без экзаменов абитуриенты с отметками в аттестате по профильным предметам не ниже 9, успешно освоившие программу дополнительного образования «Школа управления».

Абитуриенты, сдавшие Единый государственный экзамен (ЕГЭ), смогут обучаться в белорусских вузах на платной основе по наиболее востребованным экономикой специальностям без вступительных испытаний. По-видимому, в данном случае имеются в виду выпускники не только российских школ, но и других стран СНГ, получившие в РФ сертификат ЕГЭ.

Прописывается возможность финансирования расходов частных школ за счет бюджетных средств. Понятно, что речь идет о микрорайонах, где не хватает свободных мест в государственных учреждениях образования. Такая норма позволит обеспечить доступность образовательных услуг для детей и равные возможности для обучения в средней школе.

Еще одна новация – совмещение для одиннадцатиклассников выпускных экзаменов по белорусскому и русскому языкам и математике с централизованным тестированием. По поводу такого объединения разных испытаний вначале спорили, но затем его одобрили, посчитав, что в итоге нагрузка и на учащихся, и на педагогов снизится.

Таким образом, Кодекс собираются принять в текущем году. Согласно проекту он вступает в силу с 1 сентября года, следующего за годом его принятия, т.е. с 01.09.2022. Однако обсуждается и другой вариант – с 2023 г. Тогда у учащихся появится своего рода адаптационный период, и они смогут уже по новой системе сдавать экзамены в школе и использовать их результаты для поступления в вузы.

В ходе работы над проектом нового Кодекса много говорилось о необходимости подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, расширении взаимодействия учреждений образования с заказчиками кадров, повышении привлекательности рабочих профессий.

Сможет ли он оправдать продекларированные цели?

Отметим, что несовпадение требований экономики и квалификация подготовленных системой образования кадров – острая проблема не только для Беларуси, но и для всех других стран.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений