Новые возможности для бизнеса в торговле и инвестициях с Китаем

Подписанное в 2024 г. и недавно ратифицированное Соглашение о торговле услугами и осуществлении инвестиций между Беларусью и КНР призвано стимулировать активность бизнеса в двусторонней торговле. В каких аспектах это станет возможным, «ЭГ» проанализировала на основе обзора, подготовленного экспертами Минэкономики Беларуси и его НИИ.
Позитивный формат в услугах, негативный – в инвестициях
Эти термины на практике означают прямо противоположное тому, что в них видят неспециалисты по международной торговле.
То, что обязательства по торговле услугами в Соглашении сформулированы в позитивном формате, означает, что разрешен доступ только к секторам, перечисленным в перечнях Соглашения, и на тех условиях, которые там обозначены. Беларусь и Китай могут изменить или отозвать любое свое обязательство из перечня по истечении 3 лет с даты вступления этого обязательства в силу (при соблюдении определенных условий).
А негативный формат в отношении инвестиций означает, что во всех случаях, кроме отдельно перечисленных, гарантируется свободный доступ к инвестированию белорусского бизнеса в Китай или китайского в Беларусь.
Доступ в торговле услугами
Всего Соглашением охвачено более 100 секторов услуг, в частности, по таким категориям, как деловые услуги (в т.ч. юридические, аудиторские, компьютерные), образовательные, финансовые, туристические, рекреационные, транспортно-логистические, строительные, услуги торговли, связи, здравоохранения, услуги, связанные с окружающей средой.
По отдельным секторам обязательства не симметричные. Например, Беларусь в одностороннем порядке принимает обязательства по ветеринарным услугам, Китай – по аудиовизуальным.
Наибольшие возможности доступа (в обе стороны) зафиксированы в сфере деловых услуг, строительства, услуг, связанных с окружающей средой. Максимальное количество ограничений сохраняется в услугах связи и финансовых услугах. Низкая степень покрытия наблюдается по прочим и транспортным услугам, а также услугам в области здравоохранения.
Большинство ограничений по Соглашению приходится на третий способ поставки услуг («коммерческое присутствие»), который напрямую связан с инвестированием. В Китае это ограничения максимальной доли участия иностранного капитала, а в Беларуси – ограничения доступа для иностранных поставщиков.
Доступ для инвесторов
Белорусская сторона предоставляет доступ китайским инвестициям во всех сферах, кроме тех, в которых применяются национальные ограничения (например, при проведении приватизации, приобретении земельных участков в собственность и др.). Также Беларусь фиксирует обязательства по осуществлению инвестиций в автомобильный сектор с учетом действующих ограничений, закрепляет за собой право принимать и сохранять любые меры в наиболее чувствительных отраслях (алкоголь, табак, энергетика и др.). Зафиксированы изъятия по исключительному праву государства на объекты и виды деятельности.
Китайская сторона предоставляет доступ белорусским инвестициям во всех сферах, кроме тех, на которые распространяются национальные ограничения (отдельные сегменты инфраструктурных отраслей и стратегических производств, в частности, атомная энергетика, производство семян, исследование и использование континентального шельфа). Количество изъятий Китая несколько превышает белорусское (23 против 19 соответственно).
Возможности перемещения работников
Обязательства по этому разделу регулируют возможность временного въезда и работы иностранного сотрудника в связи с оказанием услуг или осуществлением инвестиций.
Так, белорусская компания, которая открыла дочернюю структуру на территории Китая, вправе направить для работы в ней своего менеджера. Срок может достигать 3 лет с правом продления. При этом никакие квоты или тесты на рынке труда к руководителям не применяются (к специалистам применяются тесты). Разрешение на временное пребывание распространяется и на членов семей. Аналогичный порядок будет действовать также для китайских менеджеров в Беларуси.
Регламентируется доступ поставщиков услуг на контрактной основе, фиксируются условия пребывания инвесторов. Беларусь будет выдавать разрешения на работу для работников в рамках внутрифирменных переводов сроком на 2 года с возможностью продления сроком еще на 2 года, при этом общий срок пребывания не должен превышать 8 лет.
Помимо поставщиков услуг на контрактной основе, КНР допускает на свою территорию белорусских специалистов, оказывающих услуги по монтажу или техническому обслуживанию машин или промышленного оборудования. При этом Китай допускает оказание услуг физлицами из Беларуси, которые направляются для выполнения контрактных обязательств, только в следующих секторах: бухгалтерские, медицинские, стоматологические, архитектурные, инженерные услуги, услуги по городскому планированию (за исключением общего городского планирования), компьютерные и сопутствующие услуги, строительство и связанные с ним инженерные услуги, образовательные и туристические услуги.