Рост несырьевого сектора и логистика открывают новые возможности для бизнеса с Казахстаном

В Казахстане видят большой потенциал для реализации совместных бизнес-проектов. Об этом рассказал Посол Казахстана в Беларуси Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ на пресс-конференции 20 декабря 2024 г.
В числе драйверов роста – стройотрасль, сельское хозяйство и ИТ
По предварительным данным, за 11 месяцев 2024 г. рост казахстанской экономики продолжился и составил 4,4%. Важным достижением является его структура, поскольку вклад несырьевых источников и, в частности, обрабатывающей промышленности, впервые опередил добывающий сектор.
В их числе и 11 проектов промышленной кооперации с белорусскими предприятиями: по выпуску тракторов, автомобилей, спецтехники, лифтового оборудования. Так, ожидается, что выпуск тракторов совместным предприятием по итогам года достигнет 4 тысяч единиц.
В целом в двусторонней торговле в текущем году наблюдалось некоторое снижение (порядка 5% к январю-октябрю прошлого года), однако Т. Жаксылыков оптимистично охарактеризовал его «как отход перед прыжком вперед».
Есть интерес к компетенциям и технологиям белорусского бизнеса в сферах деревообработки и переработки сельскохозяйственного сырья, в частности, кожевенного и текстильного.
Отдельная важная тема – сотрудничество в производстве стройматериалов. Так, площадь построенного жилья в Казахстане выросла на 8,3% к аналогичному периоду и составила 16,3 млн кв. м. По итогам года ожидается, что эта цифра вырастет до 18 млн. Как отметил посол, отрасль уже близка к стандарту «1 новый квадратный метр на одного жителя в год».
Кстати, говоря о жилищном строительстве, посол отметил устойчивую потребность рынка в напольных покрытиях, керамической плитке, фаянсе. Эти ниши предлагаются белорусским партнерам для совместного производства.
Т. Жаксылыков также отметил, что «если говорить о сельском хозяйстве, то, несомненно, данная сфера является одной из ключевых, где обе страны могут извлечь взаимную выгоду».
В рамках реализации Национального инфраструктурного плана Республики Казахстан до 2029 г. предусматривается реализация 204 проектов по четырем направлениям инфраструктуры, в т.ч. 89 проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, 59 – в транспортной сфере, 46 – в энергетике, 10 проектов цифровой инфраструктуры общей стоимостью более 40 трлн тенге (около 76 млрд USD по текущему курсу).
В частности, до 2028 г. планируется построить 19 и реконструировать 15 водохранилищ, модернизировать канал имени К. Сатпаева и реконструировать 250 водоканалов протяженностью 3500 км. А также провести масштабную модернизацию теплосетей, средний уровень износа которых достиг 53% к концу 2023 г., и электрических сетей (средний уровень износа составляет порядка 67%).
Запланировано усиление электрической сети южной зоны единой энергосистемы (ЕЭС) Казахстана и объединение энергосистемы западной части страны с ЕЭС. Предусмотрена постройка нескольких новых ТЭЦ, парогазовых станций, а также начало строительства АЭС.
Для обеспечения доступа к интернету в отдаленных регионах и поддержки объектов транспортной инфраструктуры потребуется строительство цифровой инфраструктуры, которая включает прокладку волоконно-оптических линий, установку антенно-мачтовых сооружений, а также подвод электроэнергии. Вместе с тем для привлечения BigTech компаний и становления Казахстана цифровым региональным хабом необходимо будет строительство центров обработки данных (ЦОД) не ниже уровня Tier III. И здесь белорусские ИТ-компании смогут успешно реализовать свой потенциал.
На что растет спрос
Для всех этих проектов Казахстан будет закупать либо наращивать внутреннее производство (в т.ч. в партнерстве с иностранными инвесторами) необходимых материалов и оборудования. Соответствующие данные можно найти в разделах Национального инфраструктурного плана.
Так, при строительстве и реконструкции объектов электрогенерации ожидается, что доля казахстанского содержания в закупках достигнет 20%. Обеспечение этого показателя планируется за счет использования отечественных металлических инструментов и приборов, строительных материалов (песок, цемент), проводов для линий электропередачи, химических реагентов (кислота, лаки), шлангов для специальной и специализированной грузоподъемной техники, кабельной продукции (муфта, наконечники), крепежных изделий (болты, шестигранники).
При модернизации электросетей ожидается, что доля казахстанского содержания достигнет 13%. Обеспечение показателя планируется за счет использования отечественных железобетонных изделий и металлических конструкций, сталеалюминиевых проводов, грозозащитных тросов, линейно-подвесной арматуры и стеклянных подвесных тарельчатых изоляторов, автотрансформаторов, шунтирующих реакторов на 500 кВ, 35 кВ, 10 кВ, кабельной продукции (силовые и контрольные кабели), распределительных устройств.
При реконструкции теплосетей ожидается, что доля казахстанского содержания достигнет 60% за счет оборудования местного производства (пенополиуретановые трубы, фитинги, отводы, насосы, бетонные лотки, арматуры, плиты перекрытия, песок, бетонные опоры и т.д.).
При проведении работ по строительству объектов нефтетранспортной инфраструктуры ожидается, что доля казахстанского содержания достигнет 50% за счет использования таких отечественных товаров, как резервуары, задвижки, эстакады, блочно-модульные здания. При модернизации газопроводов – до 5% за счет использования отечественных задвижек, металлических конструкций, полиэтиленовых труб, стальных труб.
При строительстве железных дорог доля казахстанского содержания будет достигать в среднем 70% за счет участия казахстанских производителей и компаний в поставке материалов (рельсы, шпалы, железобетонные изделия для искусственных сооружений, путевой щебень, оборудование сигнализации, централизации и блокировки) и производстве работ (по устройствам насыпи, труб, мостов, по сборке и укладке рельсов, балластировке пути, установке энергетики).
При строительстве и реконструкции автомобильных дорог ожидается, что доля казахстанского содержания будет достигать до 90% за счет использования местных дорожно-строительных материалов и изделий: щебня, битума, металла, барьерных ограждений, цемента.
По водохозяйственной инфраструктуре ожидается, что доля казахстанского содержания достигнет 85% за счет производства и использования отечественных строительных материалов, таких как сборные железобетонные плиты, лотки, цемент, щебень, песок, гидротехнический бетон различных классов, стальная арматура, водовыпускные затворы, бетонирование каналов. При строительстве КОС – 55%: отечественные приемные камеры, песколовки, павильоны решеток, камеры первичных и вторичных отстойников, воздуходувные станции, сети связи, автоматизация, сети пожарно-охранной сигнализации, теле-, видеонаблюдение.
Декарбонизация экономики
Послом особо была отмечена важность проектов по декарбонизации казахстанской экономики. Принятая в прошлом году стратегия предполагает достижение Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 г. Это амбициозная цель, учитывая, что доля угольной генерации в энергосистеме страны пока достигает 70%. В Национальном инфраструктурном плане до 2029 г. намечено завершить реализацию крупных объектов возобновляемой энергетики, которые реализуются с участием стратегических международных партнеров, таких как Total Eren, Masdar, ACWA Power и Сhina Power International Holding.
Логистические возможности
Отвечая на вопрос «Экономической газеты», Тимур Жаксылыков отметил особую роль логистики в развитии Казахстана как важного звена внутриконтинентального транзита. В настоящее время в стране реализуется ряд крупных логистических проектов.
В железнодорожном транспорте улучшается инфраструктура сообщения с Китаем, в т.ч. через удвоение колеи на участке Достык – Аягоз, строительство третьего пограничного перехода Бахты – Аягоз, что позволит в несколько раз нарастить пропускную способность для грузопотока на данном направлении.
Успешно реализуется проект Срединного коридора, ключевым звеном которого является развитие каспийских портов Актау и Курык. В текущем году товарооборот по коридору вырос на 65%, а количество перевезенных контейнеров удвоилось и составило 4 млн т.
Важным остается развитие транспортного коридора «Север – Юг» для выхода на рынки стран Персидского залива и Южной Азии, для чего также реализуется ряд проектов.
Не останавливаются работы и на автомобильном коридоре «Западная Европа – Западный Китай». В частности, завершена реконструкция автодороги «Атырау – Астрахань» (участок протяженностью 272 км строился на протяжении 6 лет).
Кроме того, в Казахстане улучшается логистическая инфраструктура погранпереходов по всему периметру.
Эти тезисы посла подкрепляются и данными Национального инфраструктурного плана.
В соответствии с ним планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык, который увеличит терминальные мощности для обработки зерновых, генеральных, контейнерных, насыпных и наливных грузов. В Актау планируется создать контейнерный хаб, провести дноуглубительные работы и реализовать ряд других проектов.
Пропускная способность морских портов должна вырасти почти на 30% – с 22 млн т в 2024 г. до 28 млн т в 2029 г., а перевалка контейнеров за 5 лет утроиться – с 90 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в текущем году до 270 тыс. ДФЭ.
Пропускная способность железнодорожных путей к концу 2029 г. должна вырасти в 6 раз на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) – с 9 до 60 пар поездов, коридоре «Север-Юг» – в 2,4 раз (с 7 до 17 пар поездов), сообщении Россия – Китай, Центральная Азия – в 3 раза (с 18 до 60 пар поездов), КНР – ЕС – в 5 раз (с 12 до 60 пар поездов).
Пропускную способность автомобильных транзитных коридоров за 5 лет планируется поднять с 11 до 13 тыс. автомобилей за сутки, а максимальное время прохождения авто на пунктах пропуска сократить с 30 до 15 минут. Учтен в Казахстане и фактор электрификации транспорта: количество объектов, оснащенных зарядными станциями, планируется увеличить с 8 до 78.